Какие сведения о государственной регистрации нужно размещать на Федресурсе

В 2021 г. многие при ликвидации или реорганизации компаний получили решение о приостановлении процедуры ликвидации или реорганизации, мотивированное тем, что не опубликовали сведения на Федресурсе. Причем в своей практике мы столкнулись с тем, что в сознании налогоплательщиков возникает путаница: Федресурс путают с уже привычным «Вестником государственной регистрации», а это совершенно разные вещи.

  • Что такое Федресурс
  • Сроки
  • Штрафы
  • Как разместить сведения на Федресурсе

Что такое Федресурс

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 377-ФЗ от 12.11.2019 были внесены изменения в Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001. Согласно этим изменениям на юридических лиц возложена обязанность по обязательному размещению сведений на Федресурсе (fedresurs.ru). Полное наименование – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (ЕФРСФДЮЛ). Оператором этого ресурса является АО «Интерфакс» в соответствии с положениями п. 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 21.03.2011 №121 «Об определении оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве».

Как видим, сам Федресурс был создан довольно давно. И цель его создания была благая: защитить права кредиторов при недобросовестных действиях должника. Вначале с этим ресурсом хорошо познакомились те, кто проходил процедуру банкротства.

Размещение на нем сведений носило рекомендательный характер, и сведений таких было немного. Но каждый год добавляются новые и новые сведения, которые необходимо публиковать на Федресурсе. И вот, начиная с прошлого года, это уведомления о реорганизации и ликвидации компании. Нововведения в законодательство произведены с целью защиты кредиторов. Мы уже давно привыкли публиковать уведомления о ликвидации или реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации». Но ведь трудно представить сегодня человека, начинающего свое утро с чтения этого журнала, тем более, что чтение «Вестника государственной регистрации» не очень-то захватывающий процесс. И так как все у нас сейчас стремиться уйти в Интернет, то вполне логично, что посмотреть, не решил ли твой должник ликвидироваться или реорганизоваться, можно узнать, зайдя на сайт fedresurs.ru.

В Законе о госрегистрации (п. 7 ст. 7.1.) перечислены основные вехи хозяйственной жизни, о которых надо сообщать на Федресурсе. Большинство из сообщений осуществляет сам регистрирующий орган. Так, например, именно регистрирующий орган размещает на Федресурсе информацию о государственной регистрации организации, смене адреса, единоличного исполнительного органа, об увеличении или уменьшении уставного капитала, о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ, решения о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ, о ликвидации юрлица.

Читайте также:  Обязателен ли для вычета на лечение договор на оказание медуслуг?

Однако в этом же пункте ст. 7 перечислены и те сведения, которые обязан опубликовать сам налогоплательщик, и их совсем немало:

  • сведения о стоимости чистых активов АО и ООО в случаях предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью № 14-ФЗ;
  • сведения об имеющихся признаках банкротства;
  • сведения о бухгалтерской или финансовой отчетности, если вы должны раскрывать эту информацию в СМИ;
  • сведения о получении, приостановлении, возобновлении, переоформлении, аннулировании лицензии;
  • сведения о введении арбитражным судом процедуры наблюдения;
  • сведения о залоге принадлежащего юрлицу движимого имущества;
  • информацию о выдаче гарантии, кроме гарантий, выдаваемых ВЭБ.РФ и банками;
  • информацию о заключении договора факторинга (финансирования под уступку денежного требования) между юрлицами или ИП;
  • информацию о передаче предприятия в аренду или его продаже;
  • уведомление о ликвидации юрлица с обязательным указанием сведений о дате принятия решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора общества, а также описания порядка, условий и сроков для предъявления требований кредиторами и иных сведений, которые предусмотрены федеральным законом;
  • информацию о реорганизации юрлица с обязательным указанием сведений об участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность юрлице, а также форме реорганизации, с описанием порядка, условий и сроков для предъявления требований кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом;
  • информацию об уменьшении уставного (складочного) капитала юрлица с обязательным указанием способа, условий и порядка уменьшения уставного (складочного) капитала, описания, сроков, условий и порядка для предъявления требований его кредиторами, а также иных сведений, предусмотренных федеральным законом.

Кроме того, есть еще и сведения, предусмотренные отдельными законами.

Например, на Федресурсе необходимо размещать информацию:

  • об отчете об оценке (ст. 8.1. ФЗ от 29.07. 1998 № 135 «Об оценочной деятельности»,
  • уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о банкротстве (ст. 37 п. абз. 2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • о заключении договора лизинга (п. 3 ст.10 ФЗ № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
  • уведомление кредиторов об обращении взыскания на принадлежащее должнику недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг и на используемое в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье, материалы, станки и т.д. (п. 3 ст. 94 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • сведения о вступлении в члены СРО и прекращении членства (п. 5 ст. 5 ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);
  • сведения о результатах обязательного аудита (п. 6 ст. 5 ФЗ от 30.12. 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Ответственность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена ответственность по КоАП РФ, Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

«6. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом, — влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей. 7. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.»

Ответственность для арбитражных управляющих

КоАП РФ, Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве:

«3. Неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. 3.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.»

Для контролирующих лиц должника в рамках процедуры банкротства.

Пожалуй, самая суровая ответственность за неопубликование сообщения , предусмотрена именно для контролирующих лиц. Статья 61.11. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

«2. Пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: … 5) на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице: — в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов; — в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.»

Ответственность за нераскрытие сообщения на Федресурсе при реорганизации и ликвидации.
За неопубликование сообщения о ликвидации или реорганизации юридического лица, а равно как и сообщения об уменьшении уставного капитала, предусмотрена ответственность выражающаяся в отказе государственной регистрации реорганизации, ликвидации и уменьшения уставного капитала соответственно.

Штрафы

За непредставление или несвоевременное представление сведений о юрлице предусмотрена ответственность – п. 6, 7,8 ст. 14.25 КоАП. Так, нарушение сроков размещения на Федресурсе информации влечет предупреждение или штраф на должностное лицо в сумме 5000 руб. Непредставление или представление недостоверных сведений влечет штраф от 5000 до 10000 руб. на руководителя.

Читайте также:  Какие расходы по налогу на прибыль являются экономически обоснованными

Самое опасное – это совершить правонарушение повторно, потому что наказывается это штрафом от 10 000 до 50 000 руб. или дисквалификацией руководителя на срок от одного года до трех лет, что намного хуже. Однако, на практике, к административной ответственности не привлекают, поэтому создается впечатление, что процедура размещения сведений на Федресурсе, по-прежнему, носит не обязательный, а рекомендательный характер. Все дело в том, что в КоАП РФ не прописан порядок привлечения к ответственности по п. 6,7,8, ст. 14.25 КоАП РФ, то есть какой орган контролирует нарушения и привлекает к ответственности, он закреплен только в отношении арбитражных управляющих (ст. 23.86 и подст. 10 п. 2 ст. 28.3. КоАП РФ). Именно по этой причине в нашей практике еще не встречались случаи привлечения к ответственности кого-либо из руководителей юридических лиц.

Но тогда возникает справедливый вопрос: «А зачем нам вообще это надо, если за неразмещение сведений на Федресурсе не штрафуют?»

Во–первых, не стоит надеяться, что нормы, устраняющие этот пробел, не внесут в скором времени в законодательство.

А, во-вторых, кроме административной ответственности, предусмотренной ст. 14.25 КоАП, существуют еще и подпункты «с», «т» и п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП, которыми предусмотрен отказ в государственной регистрации при неисполнении юридическим лицом в процессе реорганизации и ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со ст. 7.1. Закона о госрегистрации ЮЛ и ИП.

Именно поэтому о Федресурсе многие наши клиенты узнают из решений об отказе или приостановлении государственной регистрации ликвидации компаний.

Ответственность за неопубликование сведений в ЕФРС

Для ИП и компаний, нарушающих действующее законодательство касательно предоставления данных в ЕФРС (при условии, что такие действия не содержат деяний, наказуемых в уголовном порядке), предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с п. 6-8 ст.14.25 КоАП это штрафные санкции в размере от 5 до 10 тысяч рублей, накладываемые на ответственных должностных лиц юридического лица или на ИП. При повторном нарушении административный штраф может быть увеличен от 10 до 50 тысяч рублей или следует дисквалификация ответственного должностного лица.

Ответственность за неопубликование сведений в ЕФРС о банкротстве или же их несвоевременную публикацию несут арбитражные управляющие в соответствии с п.3 ст. 14.13 КоАП. Условия наложения административного штрафа при этом не отличаются от указанных выше, но вот его размер составляет от 25 до 50 тысяч рублей на должностных лиц и от 200 до 250 тысяч рублей на юридическое лицо. А дальше санкции еще увеличиваются. При повторном нарушении юридическое лицо может «заработать» штраф на сумму от 350 тысяч до миллиона рублей, а должностные лица – получить дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Как разместить сведения на Федресурсе

Чтобы опубликовать информацию на портале Федресурс необходимо:

  • получить ЭЦП для работы на портале fedresurs.ru (далеко не все ЭЦП для этого подходят, перечень удостоверяющих центров размещен в разделе «Помощь» https://fedresurs.ru/help). При заказе электронной подписи вам следует указать на то, что электронная подпись должна содержать указание на ваше право размещать информацию в Реестре;
  • войти на портал с ЭЦП, при необходимости установить программное обеспечение;
  • составить и подписать сообщение;
  • выставить счет и оплатить его (на данный момент размер платы составляет 860 руб. 35 коп.);
  • ждать публикации, как правило, она происходит не позднее следующего рабочего дня после поступления оплаты на счет оператора;
  • получить выписку об опубликовании уведомления в Федресурсе (это может быть электронный документ или на бумажном носителе).

На настоящий момент есть два способа совершить публикацию на Федресурсе: самостоятельно в электронной форме с использованием ЭЦП или через нотариуса, воспользовавшись ЭЦП нотариуса.

Далеко не все нотариусы освоили эту процедуру, поэтому необходимо уточнять у нотариуса: публикует ли он сведения на Федресурсе. Стоимость этой процедуры тоже очень разная в зависимости от нотариуса, в среднем около 5000 руб.

Конечно, все это знать и уметь необходимо, если вы ликвидируете или реорганизуете юрлицо самостоятельно. Если же вы прибегаете к помощи профессионалов, все это они должны знать и уметь, и помочь вам исполнить требованиям законодательства.

Добавить комментарий

Adblock
detector