- Общие положения
- Определения
- Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней
- Пользователи бухгалтерской документации и отчетности
- Содержание бухгалтерского баланса
- Содержание отчета о прибылях и убытках
- Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
- Ответ:
- Что такое публичное размещение (обращение) ценных бумаг
- Как получить статус ПАО
- В каких случаях возникает обязанность по раскрытию финансовой отчетности по МСФО
- Как ПАО раскрыть финансовую отчетность
- Что будет, если не раскрыть финансовую отчетность по МСФО
- Может ли ПАО освободиться от обязанности по раскрытию отчетности по решению Банка России
- Что изменится в раскрытии информации с отчетности за 2021 год
- Правила оценки статей бухгалтерской отчетности
- Отражение расходов на публикацию отчетности в налоговом учете
- Если организация обязана публиковать свою отчетность
- Если организация не обязана публиковать свою отчетность
- Мнение эксперта
- Мнение эксперта
- Если отчетность издана в виде брошюр или буклетов
- Мнение эксперта
- Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности
- Публичность бухгалтерской отчетности
- Порядок публикации отчетности
- Справка
- Промежуточная бухгалтерская отчетность
- Какие организации обязаны публиковать свою отчетность
Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.
2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.
3. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:
- типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
- упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
- особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
- особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;
- особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
- порядка публикации бухгалтерской отчетности.
Определения
4. Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:
- бухгалтерская отчетность
— единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам; - отчетный период
— период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность; - отчетная дата
— дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность; - пользователь
— юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней
5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
6. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.
Читайте также: Статья 100 НК РФ. Оформление результатов налоговой проверки
7. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
8. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
9. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.
10. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.
11. Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке). Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
12. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
13. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.
14. Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, предусмотренная пунктом 5 настоящего Положения, должна содержать следующие данные:
- наименование составляющей части;
- указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;
- наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы;
- формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.
15. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.
16. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.
17. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Пользователи бухгалтерской документации и отчетности
Из названия может показаться, что основные пользователи вышеуказанных документов – бухгалтеры, и на этом все. Но это вовсе не так. Поскольку главное назначение финансовой или бухгалтерской документации – это точное отражение состояния предприятия в измеримых показателях и цифрах, пользователем отчетности может быть, в сущности, любой человек.
Различают внутренних и внешних пользователей.
К внутренним относятся:
- руководители предприятий, структурных подразделений, отделов – те люди, которые состоят в штате предприятия и используют документацию для анализа текущей ситуации и принятия необходимых управленческих решений;
- главные бухгалтеры предприятия и финансисты – опять же, люди, состоящие в штате и изучающие и ведущие данные документы для выполнения непосредственных должностных обязанностей;
- внутренние аудиторы – люди, состоящие в штате и назначенные руководством непосредственно для проведения проверок отчетности.
К внешним пользователям относят:
- аудиторов – представителей сторонних организаций, непосредственно в деятельности предприятия не заинтересованных, но изучающих бумаги с целью дать точную оценку деятельности;
- акционеров и инвесторов, которые относятся к заинтересованным в деятельности предприятия лицам, но не принимают непосредственно участия в его работе. Такие люди изучают документацию с целью определиться, целесообразно ли вложение средств;
- представителей налоговой и иных государственных служб, которые изучают отчетность с целью проверки деятельности предприятия и ведения документации на соответствие требованиям законодательства;
- клиентов и потенциальных клиентов, которые на основе документации делают выводы о рентабельности и стабильности предприятия и принимают решение, например, о начале обслуживания.
Большинство внешних пользователей получают доступ к бухгалтерской отчетности предприятия в силу ее публичности.
Читайте также: Должностная инструкция экономиста — образец за 2021 год
К содержанию
Содержание бухгалтерского баланса
18. Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.
19. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
20. Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):
РазделГруппа статейСтатья123АктивВнеоборотные активыНематериальные активыПрава на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы Организационные расходы Деловая репутация организацииОсновные средстваЗемельные участки и объекты природопользования Здания, машины, оборудование и другие основные средства Незавершенное строительствоДоходные вложения в материальные ценностиИмущество для передачи в лизинг Имущество предоставляемое по договору прокатаФинансовые вложенияИнвестиции в дочерние общества Инвестиции в зависимые общества Инвестиции в другие организации Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев Прочие финансовые вложенияОборотные активыЗапасыСырье, материалы и другие аналогичные ценности Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные Расходы будущих периодовНалог на добавленную стоимость по приобретенным ценностямДебиторская задолженностьПокупатели и заказчики Векселя к получению Задолженность дочерних и зависимых обществ Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал Авансы выданные Прочие дебиторыФинансовые вложенияЗаймы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев Собственные акции, выкупленные у акционеров Прочие финансовые вложенияДенежные средстваРасчетные счета Валютные счета Прочие денежные средстваПассивКапитал и резервыУставный капитал Добавочный капиталРезервный капиталРезервы, образованные в соответствии с законодательством Резервы, образованные в соответствии с учредительными документамиНераспределенная прибыль (непокрытый убыток — вычитается)Долгосрочные обязательстваЗаемные средстваКредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной датыПрочие обязательстваКраткосрочные обязательстваЗаемные средстваКредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной датыКредиторская задолженностьПоставщики и подрядчики Векселя к уплате Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами Задолженность перед персоналом организации Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов Авансы полученные Прочие кредиторыДоходы будущих периодовРезервы предстоящих расходов и платежей
Содержание отчета о прибылях и убытках
21. Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.
22. В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделениями на обычные и чрезвычайные.
23. Отчет о прибылях и убытках должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):
- Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка)
- Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов)
- Валовая прибыль
- Коммерческие расходы
- Управленческие расходы
- Прибыль/убыток от продаж
- Проценты к получению
- Проценты к уплате
- Доходы от участия в других организациях
- Прочие операционные доходы
- Прочие операционные расходы
- Внереализационные доходы
- Внереализационные расходы
- Прибыль/убыток до налогообложения
- Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
- Прибыль/убыток от обычной деятельности
- Чрезвычайные доходы
- Чрезвычайные расходы
- Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
24. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
25. В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения. Существенные отступления должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности с указанием причин, вызвавших эти отступления, а также результата, который данные отступления оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Организацией должно быть обеспечено подтверждение оценки в денежном выражении последствий отступлений от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.
26. Порядок раскрытия учетной политики организации установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/98 (приказ Минфина России от 9 декабря 1998 года, зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 1998 года, регистрационный номер 1673).
27. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные:
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;
- о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;
- об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;
- о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;
- о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;
- о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;
- об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);
- о составе затрат на производство (издержках обращения);
- о составе внереализационных доходов и расходов;
- о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;
- о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;
- о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;
- о прекращенных операциях;
- об аффилированных лицах;
- о государственной помощи;
- о прибыли, приходящейся на одну акцию.
28. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки. Статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие.
29. В бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации. Отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Отчет о движении денежных средств должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения): Остаток денежных средств на начало отчетного периода Поступило денежных средств — всего в том числе:
- от продажи продукции, товаров, работ и услуг
- от продажи основных средств и иного имущества
- авансы, полученные от покупателей (заказчиков)
- бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование
- кредиты и займы, полученные дивиденды, проценты по финансовым вложениям
- прочие поступления
Направлено денежных средств — всего в том числе:
- на оплату товаров, работ, услуг
- на оплату труда
- на отчисления в государственные внебюджетные фонды
- на выдачу авансов
- на финансовые вложения
- на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам
- на расчеты с бюджетом
- на оплату процентов по полученным кредитам, займам
- прочие выплаты, перечисления
Остаток денежных средств на конец отчетного периода
30. Хозяйственные товарищества и общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрыть информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации. Отчет об изменениях капитала должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения): Величина капитала на начало отчетного периода Увеличение капитала — всего в том числе:
- за счет дополнительного выпуска акций
- за счет переоценки имущества
- за счет прироста имущества
- за счет реорганизации юридического лица (слияние, присоединение)
- за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала
Уменьшение капитала — всего в том числе:
- за счет уменьшения номинала акций
- за счет уменьшения количества акций
- за счет реорганизации юридического лица (разделение, выделение)
- за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала
Величина капитала на конец отчетного периода
31. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать (если эти данные отсутствуют в информации, сопровождающей бухгалтерский отчет):
- юридический адрес организации;
- основные виды деятельности;
- среднегодовую численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату;
- состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации.
Ответ:
Получение статуса ПАО в общем случае связано с публичным размещением (обращением) его акций или конвертируемых в акции ценных бумаг. В свою очередь, публичное размещение (обращение) акций ПАО и ценных бумаг ПАО, конвертируемых в акции, возможно только при наличии проспекта эмиссии.
При допуске к организованным торгам акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта эмиссии, ПАО обязаны:
Читайте также: Неустойка, моральный вред, ущерб по решению суда: что из этого облагается НДФЛ
- раскрывать годовую и полугодовую консолидированную финансовую отчетность. Обязанность в общем случае (за исключением субъектов МСП) возникает вне зависимости от включения акций организации в котировальный список;
- раскрывать годовую и полугодовую индивидуальную финансовую отчетность. Обязанность возникает у организаций, не входящих в группу, в случае включения акций в котировальный список.
Если акции не допущены к организованным торгам, то ПАО раскрывать отчетность не обязаны.
Если у ПАО (за исключением субъектов МСП) зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг, конвертируемых в акции, то ПАО обязано публиковать консолидированную отчетность по МСФО вне зависимости от допуска этих ценных бумаг к организованным торгам.
Если у ПАО (за исключением субъектов МСП) зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг, конвертируемых в акции, то ПАО обязано публиковать консолидированную отчетность по МСФО вне зависимости от допуска этих ценных бумаг к организованным торгам.
Далее подробное обоснование.
Что такое публичное размещение (обращение) ценных бумаг
Размещение эмиссионных ценных бумаг – это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, а обращение ценных бумаг – это заключение последующих гражданско-правовых сделок с этими бумагами, в результате которых происходит переход права собственности на них (пп. 14, 16 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Публичным размещением ценных бумаг путем открытой подписки (публичным обращением ценных бумаг) считается размещение (обращение) ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, в частности (пп. 15, 17 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):
- на организованных торгах;
- и (или) с использованием рекламы.
Не является публичным размещение (обращение):
- на организованных торгах:
- ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов;
- ценных бумаг, на которые распространяются требования и ограничения, установленные для размещения и обращения ценных бумаг для квалифицированных инвесторов;
- размещение ценных бумаг и совершение сделок с ними с использованием инвестиционных платформ.
Как получить статус ПАО
ПАО — это акционерное общество, акции и конвертируемые в акции ценные бумаги которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ)*.
*Если на 01.07.2015 устав и наименование созданного до 01.09.2014 АО указывает, что оно ПАО при отсутствии признаков публичности, такое АО до 01.01.2021 должно зарегистрировать проспект эмиссии акций и заключить с организатором торговли договор о листинге акций или изменить устав, исключив из наименования публичный статус (п. 7 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ, п. 5 Письма Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054).
Пунктом 1 ст. 7.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена специальная процедура получения статуса ПАО, которая предполагает, что такой статус получает уже существующее акционерное общество.
Для получения публичного статуса акционерное общество (п. 6 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):
- представляет в Банк России документы для регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг;
- подает документы на изменение сведений в ЕГРЮЛ о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что оно является публичным. К этим документам следует приложить подтверждение того, что общество уже обратилось в Банк России с заявлением о регистрации проспекта эмиссии;
- получает решение о регистрации проспекта ценных бумаг. Это решение вступает в силу с даты внесения указания о публичном статусе общества в ЕГРЮЛ.
Публичное размещение (в том числе на организованных торгах) и обращение акций ПАО и ценных бумаг ПАО, конвертируемых в акции, возможно только после регистрации проспекта эмиссии (п. 1.1 ст. 14, п. п. 2, 2.1 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества с указанием на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Процедура эмиссии по общему правилу должна сопровождаться (а в некоторых случаях – может сопровождаться) составлением и регистрацией (в редких случаях – представлением уведомления о составлении) проспекта эмиссии ценных бумаг. Если проспект эмиссии не был составлен и зарегистрирован при эмиссии, то его можно составить и зарегистрировать впоследствии (п. 5 ст. 19, п. п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Таким образом, статус публичности акционерные общества приобретают, если одновременно (Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2019 N 309-КГ18-10040):
- акции общества и иные конвертируемые в них ценные бумаги публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах;
- устав и фирменное наименование общества содержат информацию о том, что это общество является публичным.
В каких случаях возникает обязанность по раскрытию финансовой отчетности по МСФО
В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент, который вместе с другими организациями создает группу, обязан составлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО (пп. 2 п. 4, п. п. 4.1, 12 ст. 30, пп. 2 п. 2 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»):
- после начала размещения эмиссионных ценных бумаг (дата начала указывается в сообщении о дате начала размещения ценных бумаг);
- после регистрации проспекта ценных бумаг, если такое требование установлено в самом проспекте либо регистрация не связана с размещением ценных бумаг;
- после вступления в силу решения о регистрации проспекта акций (это дата внесения указания о публичном статусе в ЕГРЮЛ) при приобретении эмитентом статуса ПАО.
Из общего правила есть исключения (пп. 2 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):
- эмитент является специализированным финансовым обществом, специализированным обществом проектного финансирования, или ипотечным агентом;
- зарегистрирован проспект эмиссии акций, но акции не допущены к организованным торгам;
- эмитент – субъект МСП, а ценные бумаги не включены в котировальный список.
Однако надо учитывать, что еще есть обязанность составлять и публиковать консолидированную или индивидуальную (в случае отсутствия группы) финансовую отчетность по МСФО (годовую и промежуточную) по закону о консолидированной финансовой отчетности — в случае, если ценные бумаги организации включены в котировальный список (п. 8 ч. 1, ч. 5 ст. 2, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», Письмо Минфина России от 11.07.2019 N 07-01-09/51283).
То есть, получается, что если акции субъекта МСП включены в котировальный список, то он обязан составлять и публиковать отчетность по МСФО, даже если он не входит в группу.
А если ценные бумаги исключены из котировального списка, то у эмитента:
- сохранится обязанность раскрывать консолидированную финансовую отчетность, установленная законом о ценных бумагах, если он входит в группу (Информация Минфина России N ОП 6-2015);
- прекратится обязанность раскрывать индивидуальную финансовую отчетность, установленная законом о консолидированной финансовой отчетности, – если он не входит в группу.
В общем случае процедуру принятия решения о составлении и публикации отчетности ПАО можно представить в виде схемы:
Как ПАО раскрыть финансовую отчетность
Обязанность раскрывать финансовую отчетность эмитента (как консолидированную, так и индивидуальную) распространяется (п. 12 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», п. 67.3 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
- на годовую финансовую отчетность эмитента с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности;
- на промежуточную финансовую отчетность эмитента, составленную за отчетный период, состоящий из шести месяцев отчетного года, с приложением аудиторского заключения или иного документа, составленного по результатам проверки такой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.
Порядок и сроки раскрытия финансовой отчетности зависят от того, в соответствии с какими законами ПАО должен публиковать отчетность.
Вид отчетностиОбязанность возникает по Федеральному закону N 39-ФЗ (ПАО входит в группу, зарегистрирован проспект эмиссии)Обязанность возникает по Федеральному закону N 208-ФЗ (ПАО не входит в группу, но ценные бумаги включены в котировальный список)Обязанность возникает как по Федеральному закону N 39-ФЗ, так и по Федеральному закону N 208-ФЗ (ПАО входит в группу и ценные бумаги включены в котировальный список)Годовая (вместе с аудиторским заключением)Раскрывают консолидированную финансовую отчетность путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, п. п. 2.5, 68.1 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П): • не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года; • в составе ежеквартального отчета эмитента за II квартал или за I квартал, если она составлена до его окончания.Размещают индивидуальную финансовую отчетность в сети Интернет (как правило, на собственном сайте) или в СМИ не позднее 150 дней после окончания отчетного года, за который составлена отчетность. Если разместили не на собственном сайте, то на собственном сайте нужно указать сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 2, 3, 5 ст. 7, ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ).Раскрывать консолидированную финансовую отчётность следует так, как это предусмотрено п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, — путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ, п. п. 2.5, 68.1 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П): • не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года; • в составе ежеквартального отчета эмитента за II квартал или за I квартал, если она составлена до его окончания. На собственном сайте надо разместить сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ).Промежуточная (вместе с аудиторским заключением или иным документом по результатам аудиторской проверки)Раскрывают консолидированную финансовую отчетность путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (п. 12 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ, п. п. 2.5, 68.2 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П): • не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения или иного документа, составленного в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, но не позднее 60 дней после даты окончания II квартала; • включения в состав ежеквартального отчета эмитента за III квартал.Размещают индивидуальную финансовую отчетность в сети Интернет (как правило, на собственном сайте) или в СМИ не позднее 90 дней после окончания отчетного года, за который составлена отчетность. Если разместили не на собственном сайте, то на собственном сайте нужно указать сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 2, 3, 5 ст. 7, ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ).Раскрывать консолидированную финансовую отчетность следует так, как это предусмотрено п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, — путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ, п. п. 2.5, 68.2 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П): • не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения или иного документа, составленного в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, но не позднее 60 дней после даты окончания II квартала; • включения в состав ежеквартального отчета эмитента за III квартал. На собственном сайте надо разместить сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ).
Обратите внимание, что в 2021 г. эмитенты обязаны раскрывать финансовую отчетность практически в одни и те же сроки вне зависимости от того, по какому федеральному закону у них возникает эта обязанность:
- консолидированную финансовую отчетность, публикуемую по правилам Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (п. 3 ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 07.04.2020 N 115-ФЗ, п. 4 Информации Банка России от 13.04.2020):
- не позднее 210 дней после окончания отчетного года (28.07.2020), но не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения, — для годовой отчетности за 2021 г.;
- не позднее 180 дней после окончания полугодового отчетного периода (28.12.2020), но не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения (иного документа по результатам аудиторской проверки) — для промежуточной отчетности за шесть месяцев 2020 г.;
- индивидуальную финансовую отчетность, публикуемую по правилам Федерального закона N 208-ФЗ п. 1, 2 ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 07.04.2020 N 115-ФЗ, Информационное сообщение Минфина России от 09.04.2020 N ИС-учет-26):
- не позднее 210 дней после 31 декабря 2021 г.;
- не позднее 180 дней после окончания полугодового отчетного периода 2021 г.
Что будет, если не раскрыть финансовую отчетность по МСФО
Несоблюдение сроков публикации, а также иные нарушения порядка раскрытия информации (например, размещение недостоверной информации) могут повлечь ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):
Читайте также: Статья 406 НК РФ. Налоговые ставки (действующая редакция)
- для организации — штраф от 700 тыс. до 1 млн руб.;
- для должностного лица — штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Однако в течение 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении штраф может быть уплачен в половинном размере (ч. 1.3-1 ст. 32.2 КоАП РФ).
Может ли ПАО освободиться от обязанности по раскрытию отчетности по решению Банка России
Нет, не может. Для получения освобождения по решению Банка России ПАО, как минимум, должно будет сменить статус на непубличный.
Что изменится в раскрытии информации с отчетности за 2021 год
С отчетности за 2021 год появится обязанность раскрывать индивидуальную финансовую отчетность у ПАО, которое вместе с другими организациями не образует группу (пп. 2 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 9 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2018 N 514-ФЗ, п. 52.4 Положения Банка России от 27.03.2020 N 714-П).
Это значит, что даже если ценные бумаги будут исключены из котировального списка, но при этом эмитент не входит в группу, он продолжит раскрывать индивидуальную отчетность по МСФО в соответствии с законодательством о ценных бумагах.
Ранее обязанность прекратилась бы, поскольку по законодательству о финансовой отчетности надо раскрывать отчетность вне зависимости от создания группы, но при условии включения бумаг в котировальный список. А по закону о ценных бумагах включение/невключение в котировальный список в общем случае роли не играло, зато было только требование о раскрытии консолидированной отчетности.
С уважением, Шувалова И. В.
Правила оценки статей бухгалтерской отчетности
32. При оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.
33. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному (с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»).
34. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
35. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
36. Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
37. При отступлении от правил, предусмотренных в пунктах 32 — 35 настоящего Положения, существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния о финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
38. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.
Отражение расходов на публикацию отчетности в налоговом учете
В бухгалтерском учете затраты на публикацию бухгалтерской отчетности относятся к расходам по обычным видам деятельности. Основанием являются пункты 5 и 7 ПБУ 10/99. В налоговом учете порядок отражения расходов, связанных с публикацией бухгалтерской отчетности, зависит прежде всего от того, обязана ли организация публиковать свою бухгалтерскую отчетность.
Если организация обязана публиковать свою отчетность
Налогоплательщики, на которых законодательством РФ возложена обязанность публиковать свою бухгалтерскую отчетность и раскрывать иную информацию, при расчете налога на прибыль могут учесть расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и раскрытие другой информации. Это указано в подпункте 20 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Иными словами, если организация относится к любой из категорий юридических лиц, перечисленных в статье 16 Закона № 129-ФЗ (то есть является открытым акционерным обществом, кредитной или страховой организацией, биржей либо инвестиционным или иным фондом, созданным за счет частных, общественных и государственных средств), она вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму расходов, связанных с публикацией бухгалтерской отчетности. Такие расходы при расчете налога на прибыль указанные организации включают в прочие расходы, связанные с производством или реализацией (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Обратите внимание: в соответствии с нормами статьи 16 Закона № 129-ФЗ указанные категории юридических лиц, за исключением кредитных организаций, обязаны публиковать лишь годовую бухгалтерскую отчетность. Значит, в целях налогообложения они могут признать расходы, осуществленные ими в связи с публикацией только годовой отчетности. Расходы на размещение в печати квартальной бухгалтерской отчетности такие организации не вправе учитывать в налоговой базе по налогу на прибыль на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Поскольку кредитные организации обязаны публиковать и годовую, и квартальную бухгалтерскую отчетность, при расчете налога на прибыль они могут учесть расходы на публикацию и той и другой отчетности (абз. 1 и 2 ст. 16 Закона № 129-ФЗ).
Если организация не обязана публиковать свою отчетность
Организации, по собственной инициативе публикующие свою годовую или квартальную бухгалтерскую отчетность, не вправе признавать расходы на ее публикацию на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Но если публикуемая информация соответствует критериям рекламы, то затраты, связанные с ее размещением в печати, могут быть учтены в целях налогообложения в составе рекламных расходов согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Напомним, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Данное определение приведено в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Федеральная антимонопольная служба в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 пояснила, что в этой норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых она направлена. В публикуемой бухгалтерской отчетности указаний на этих лиц, как правило, не содержится. Более того, с бухгалтерской отчетностью, размещенной в периодических печатных изданиях, могут ознакомиться не только заинтересованные пользователи (например, кредиторы, акционеры, контрагенты, инвесторы компании), но и другие лица, то есть она предназначена для всеобщего сведения. Иными словами, опубликованная в газетах или журналах отчетность организации адресована неопределенному кругу лиц, а поскольку в ней содержится информация о финансовом положении компании, публикация отчетности направлена на привлечение внимания к деятельности организации. Следовательно, размещение бухгалтерской отчетности в периодических печатных изданиях может быть признано для целей налогообложения рекламой, и поэтому расходы, связанные с публикацией, учтены при расчете налога на прибыль в составе рекламных расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Мнение эксперта
А.А. Матиташвили, руководитель департамента консалтинговых :
«Некоторые организации и учреждения обязаны публиковать свою квартальную бухгалтерскую отчетность. Так, согласно статье 16 Закона № 129-ФЗ это обязаны делать внебюджетные фонды (ПФР, ФФОМС, ФСС России) и их представительства и филиалы на территории субъектов РФ. Кроме того, в силу статьи 8 Федерального закона от 02.12.90 № 395‑1 кредитные организации должны ежеквартально публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и другие существенные сведения.
Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и раскрытие другой информации учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию или иное раскрытие. Данная норма закреплена в подпункте 20 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.
Таким образом, налогоплательщик, не обязанный согласно законодательству РФ публиковать свою квартальную бухгалтерскую отчетность, не может признать расходы на ее публикацию, сославшись на подпункт 20 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Однако он все равно вправе учесть указанные расходы, если сможет доказать, что эти затраты соответствуют критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, то есть являются экономически оправданными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода»
В налоговом учете расходы на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети и средства массовой информации (в том числе объявления в печати) нормированию не подлежат и включаются в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, в размере, в котором они были фактически осуществлены (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Мнение эксперта
А.А. Матиташвили, руководитель департамента консалтинговых :
«Считаю, что исходя из определения рекламы, приведенного в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, годовую бухгалтерскую отчетность организации, опубликованную в соответствии со статьей 16 Закона № 129-ФЗ, нельзя считать рекламой. Следовательно, расходы на публикацию бухгалтерской отчетности не следует отражать в налоговом учете в составе рекламных расходов. Ведь в такой публикации обычно не содержится сведений о товарах (работах, услугах), реализуемых (выполняемых, оказываемых) организацией, порядке их продажи, предоставляемых скидках и другой информации, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Иными словами, публикация, содержащая исключительно бухгалтерскую отчетность, не отвечает признакам рекламы и поэтому расходы на нее нельзя признать рекламными.
Аналогичный подход применяют арбитражные суды. При рассмотрении дел, касавшихся, правда, исчисления налога на рекламу, суды обычно указывали, что публикация годовой бухгалтерской отчетности в открытой печати не относится к рекламной деятельности налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 23.09.2003 по делу № А55-19279/02-5).
Вместе с тем, если в опубликованном материале, помимо самой бухгалтерской отчетности, содержится также информация о налогоплательщике, призванная формировать или поддерживать интерес к нему, его товарам (работам, услугам), то указанная публикация может быть признана рекламой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2004 по делу № А56-22319/02). Значит, расходы на данную публикацию можно учесть в целях налогообложения в составе рекламных расходов на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Такой вариант признания расходов на публикацию отчетности пригодится тем организациям, которые в силу действующего законодательства не обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность, однако делают это по собственной инициативе»
В статье 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ указано, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «Реклама» или «На правах рекламы». Значит, если размещенная в газете или журнале бухгалтерская отчетность организации, не обязанной публиковать свою отчетность, содержит одну из названных пометок, организации будет проще доказать рекламный характер публикации и обосновать понесенные расходы.
Допустим, организация (например, страховая компания) обязана в соответствии с нормами статьи 16 Закона № 129-ФЗ публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность. Расходы, связанные с такой публикацией, она учитывает при расчете налога на прибыль (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако по решению общего собрания акционеров (участников) компания публикует также свою квартальную бухгалтерскую отчетность. Поскольку в действующем законодательстве РФ не предусмотрена обязанность страховых компаний размещать квартальную бухгалтерскую отчетность, расходы на публикацию квартальной отчетности нельзя учесть на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Вместе с тем указанные расходы могут быть признаны в целях налогообложения в составе рекламных расходов при условии, что размещаемая информация соответствует критериям рекламы (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Если отчетность издана в виде брошюр или буклетов
Нередко вместо публикации в газетах или журналах или в дополнение к такой публикации организации оформляют свою бухгалтерскую отчетность в виде отдельных брошюр, буклетов, проспектов и др. Как правило, отчетность, изданная таким образом, рассылается непосредственно акционерам, участникам, кредиторам, партнерам организации и другим заинтересованным пользователям либо распространяется среди неограниченного круга лиц посредством вложения в периодические печатные издания (в основном в журналы).
Расходы на подготовку, издание и рассылку специальных брошюр и буклетов, содержащих бухгалтерскую отчетность, которую организация обязана опубликовать согласно законодательству РФ, она вправе учесть при расчете налога на прибыль (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом способ распространения (рассылки) указанных изданий значения не имеет. Даже если годовая бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательной публикации, расходы на изготовление и рассылку брошюр с ее квартальной отчетностью не следует включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Подобные расходы могут быть учтены при расчете налога на прибыль в составе рекламных расходов, если брошюры с квартальной бухгалтерской отчетностью распространяются среди неопределенного круга лиц. Основанием являются подпункт 28 пункта 1 и пункт 4 статьи 264 НК РФ. Причем расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о самой организации, в налоговом учете не нормируются и признаются в фактически осуществленном размере (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Мнение эксперта
А.А. Матиташвили, руководитель департамента консалтинговых :
«По моему мнению, организации, которые согласно законодательству РФ не обязаны публиковать свою годовую (квартальную) бухгалтерскую отчетность, но все равно размещающие ее в печатных изданиях, при расчете налога на прибыль вправе учесть расходы, связанные с такой публикацией. Для этого они должны соблюсти условия, предусмотренные в пункте 1 статьи 252 НК РФ для признания расходов в налоговом учете. То есть организации следует подтвердить, что расходы на публикацию отчетности обоснованны (экономически оправданны), необходимы для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и по ним имеются должным образом оформленные подтверждающие документы.
На какую норму НК РФ при этом можно сослаться? Поскольку перечень расходов, принимаемых в уменьшение налогооблагаемой прибыли, является открытым, наиболее подходящим будет подпункт 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ (другие расходы, связанные с производством или реализацией).
В то же время налоговые органы, как правило, считают, что расходы на проведение не обязательных для налогоплательщика мероприятий нельзя признать обоснованными и учесть при расчете налога на прибыль. Значит, если организация, не обязанная согласно законодательству РФ публиковать годовую бухгалтерскую отчетность, признает расходы на такую публикацию в налоговом учете, то отстаивать свои интересы ей скорее всего придется в суде. Полагаю, шансы организации выиграть данный спор в суде достаточно высоки. Ведь публикация годовой отчетности организации непосредственно связана с ее текущей деятельностью, а целью работы любой компании является получение дохода. Таким образом, даже если нет прямой связи между публикацией отчетности и получением доходов в том или ином налоговом периоде, расходы на публикацию отчетности можно считать направленными на извлечение прибыли в будущем. Арбитражные суды подтверждают, что по смыслу статьи 252 НК РФ экономическая обоснованность произведенных расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчетном) периоде, а направленностью таких расходов на получение доходов, то есть их обусловленностью экономической деятельностью налогоплательщика (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.08.2008 № Ф04-4832/2008(9466-А03-42) и ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2008 № А19‑13680/07-24-Ф02-5268/08)»
Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности
39. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются:
- динамика, важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;
- планируемое развитие организации;
- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
- политика в отношении заемных средств, управления рисками;
- деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- природоохранные мероприятия;
- иная информация.
Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм. При раскрытии дополнительной информации, например природоохранных мероприятий, приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году, характеристику финансовых последствий для будущих периодов, данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходах по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.
Публичность бухгалтерской отчетности
42. Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей — учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
43. Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Читайте также: Дата и сроки утверждения годовой отчетности в 2021 году
44. Организация обязана представить бухгалтерскую отчетность по одному экземпляру (бесплатно) органу государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
45. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения.
46. Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
47. Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
Порядок публикации отчетности
Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании для всеобщего сведения в газетах и журналах, доступных пользователям отчетности (абз. 3 ст. 16 Закона № 129-ФЗ). Вместо размещения в периодической печати бухгалтерская отчетность может быть оформлена в виде брошюр, буклетов и других изданий и в таком виде предоставлена заинтересованным пользователям. В дополнение к указанным способам публикации отчетности организация вправе разместить свою бухгалтерскую отчетность на собственном сайте в Интернете. Кроме того, экземпляр годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной собственниками, организация должна представить в территориальный орган государственной статистики по месту регистрации. Заинтересованные пользователи вправе обращаться в органы статистики с запросами о предоставлении им для ознакомления бухгалтерской отчетности соответствующих организаций. Согласно постановлению Правительства РФ от 21.04.95 № 399 органы статистики предоставляют указанную информацию заинтересованным пользователям на платной основе по договору.
Порядок публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами утвержден приказом Минфина России от 28.11.96 № 101 (далее — Порядок). Этим же документом, но с учетом особенностей, утвержденных приказом Минфина России от 21.02.97 № 17, следует руководствоваться страховым организациям независимо от их организационно-правовой формы.
Открытое акционерное общество или страховая организация может публиковать свою бухгалтерскую отчетность только после проверки и подтверждения ее достоверности аудиторской компанией либо независимым аудитором, а также последующего утверждения этой отчетности общим собранием акционеров (участников) общества. Данное требование закреплено в пункте 1.3 Порядка. Информация о результатах аудита бухгалтерской отчетности, проведенного аудиторской компанией или независимым аудитором, должна публиковаться вместе с самой отчетностью (п. 2.9 Порядка).
Бухгалтерская отчетность публикуется в миллионах рублей. Организации, имеющие значительные обороты товаров, обязательств и т. п., вправе публиковать бухгалтерскую отчетность в миллиардах рублей с одним десятичным знаком (п. 2.7 Порядка).
Наименование периодического печатного издания (или нескольких изданий), в котором организация размещает свою бухгалтерскую отчетность, может быть закреплено в ее уставе при создании организации. Если такое печатное издание не было определено при учреждении общества, оно выбирается общим собранием акционеров (участников) позднее и оформляется соответствующим решением общего собрания. При выборе печатных изданий для публикации отчетности необходимо учитывать регион распространения издания, его целевую аудиторию и другие существенные факторы.
Допустим, организация размещает бухгалтерскую отчетность сразу в нескольких печатных изданиях. В этом случае отчетность считается опубликованной в средствах массовой информации, если ее публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом печатном издании, определенном уставом или решением общего собрания акционеров (участников) общества (п. 1.2 Порядка).
Справка
Минимальный набор обязательно публикуемых сведений
Помимо непосредственно бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках), в публикации годовой отчетности также должны быть указаны (п. 2.8 Порядка):
- полное наименование организации (включая ее организационно-правовую форму);
- отчетная дата и (или) отчетный период;
- валюта и формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности (в миллионах рублей либо миллиардах рублей с одним или несколькими десятичными знаками);
- полные наименования должностей лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, их фамилии и инициалы;
- дата утверждения бухгалтерской отчетности общим собранием акционеров (участников), если эта дата не указана в иных документах, публикуемых вместе с бухгалтерской отчетностью;
- место нахождения исполнительного органа организации (полный почтовый адрес, телефон и факс), где заинтересованный пользователь может ознакомиться с бухгалтерской отчетностью и в случае необходимости получить ее копию;
- сведения об органе государственной статистики, в который организация представила обязательный экземпляр своей бухгалтерской отчетности.
Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, вместе с отчетностью нужно разместить информацию о результатах ее аудита в следующем объеме (п. 2.9 Порядка):
- полное наименование аудиторской компании (независимого аудитора), проводившей проверку достоверности отчетности;
- вид и номер лицензии аудиторской компании (независимого аудитора) на осуществление аудиторской деятельности;
- дата аудиторского заключения;
- полный текст итоговой части аудиторского заключения (если бухгалтерская отчетность публикуется полностью);
- мнение (оценка) аудиторской компании или независимого аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности — безусловно положительное, условно положительное или отрицательное мнение либо отказ от выражения мнения (если отчетность публикуется по сокращенным формам)
Сроки и порядок опубликования и представления кредитными организациями и головными кредитными организациями банковских (консолидированных) групп информации о своей деятельности установлены в Указании Банка России от 20.01.2009 № 2172-У. Годовая отчетность кредитной организации и годовая консолидированная отчетность банковской группы должны быть опубликованы в срок не позднее 10 рабочих дней после дня проведения годового общего собрания акционеров (участников), утвердивших отчетность.
Головная кредитная организация банковской (консолидированной) группы вправе принять решение публиковать также ежеквартальную консолидированную отчетность, то есть отчетность, составленную по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года. Если был проведен аудит квартальной консолидированной отчетности, то вместе с ней рекомендуется размещать в печати и итоговую часть аудиторского заключения.
Квартальная отчетность кредитной организации и квартальная консолидированная отчетность банковской (консолидированной) группы подлежат опубликованию в сроки, установленные в пункте 2.4 Указания Банка России от 20.01.2009 № 2172-У. Если аудит квартальной отчетности не проводился, она должна быть опубликована в течение 30 рабочих дней после наступления отчетной даты. Крупные кредитные организации с широкой сетью подразделений публикуют свою квартальную отчетность, аудит которой не проводился, не позднее чем через 40 рабочих дней после наступления отчетной даты. К крупным кредитным организациям с широкой сетью подразделений относятся кредитные организации, имеющие подразделения более чем в 80% субъектов РФ и величину активов, превышающую 7 трлн. руб.
При наличии аудиторского заключения о достоверности квартальной отчетности (квартальной консолидированной отчетности) кредитной организации она должна быть опубликована в течение 40 рабочих дней после наступления отчетной даты (в течение 50 рабочих дней после наступления отчетной даты — для крупных кредитных организаций с широкой сетью подразделений).
Промежуточная бухгалтерская отчетность
48. Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
49. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.
50. Общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее оставляющих, правила оценки статей определяются в соответствии с настоящим Положением.
51. Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
52. Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производится в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.
Какие организации обязаны публиковать свою отчетность
Перечень организаций, обязанных публиковать годовую бухгалтерскую отчетность, приведен в абзаце 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). В этом перечне указаны:
- открытые акционерные общества;
- банки и другие кредитные организации;
- страховые организации;
- биржи;
- инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов).
Названные организации должны опубликовать свою годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным (абз. 1 ст. 16 Закона № 129-ФЗ, п. 46 ПБУ 4/99 и п. 90 Положения). Все остальные компании, для которых законодательством РФ не предусмотрена обязанность раскрывать отчетность, вправе по собственной инициативе публиковать свою отчетность. Естественно, сроки публикации и состав раскрываемой информации они определяют самостоятельно.
Некоторые организации обязаны публиковать не только годовую, но и квартальную бухгалтерскую отчетность (абз. 2 ст. 16 Закона № 129-ФЗ). Соответствующие обязанности установлены, в частности, в отношении банков и кредитных организаций, а также государственных корпораций, агентств и фондов (например, Госкорпорации «Росатом», Российской корпорации нанотехнологий, Агентства по страхованию вкладов, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и др.).
Банки и другие кредитные организации должны ежеквартально публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов. Данное требование закреплено в статье 8 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
При наличии у компании дочерних или зависимых организаций, помимо собственной бухгалтерской отчетности, она составляет также сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность (п. 91 Положения). Сводная бухгалтерская отчетность группы взаимосвязанных организаций объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и всех ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах.
Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 30.12.96 № 112. В пункте 2.12 названных рекомендаций говорится, что составлять сводную бухгалтерскую отчетность целесообразно не позднее 30 июня года, следующего за отчетным годом. Вместе с тем в учредительных документах организации может быть установлен иной срок. Кроме того, группа взаимосвязанных организаций вправе составлять консолидированную (сводную) бухгалтерскую отчетность не в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Минфином России, а на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО, US GAAP).
По решению участников группы взаимосвязанных организаций сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность может публиковаться в составе бухгалтерской отчетности головной организации.
Если закрытое акционерное общество осуществляет публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, оно также обязано публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность и раскрывать иную информацию. Данное требование установлено в пункте 2 статьи 92 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг утверждено приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06‑117/пз-н.