Прямые выплаты пособий: как ФСС будет проверять и за что штрафовать страхователей с 2022 года

Попробуйте онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия!

  • Быстрое заведение первички
  • Автоматический расчет зарплаты
  • Удобная оправка отчетности онлайн
  • Многопользовательский режим
  • Доступная техподдержка 24/7

Месяц — бесплатно!

Как только вы становитесь работодателем, готовьтесь к проверкам со стороны Пенсионного Фонда России (ПФР) и Фонда Социального Страхования (ФСС). Проверяют в первую очередь отчетность — сходится ли она с контрольными показателями. Так же проверяется, применяете ли вы льготы, специальные пониженные тарифы и возмещаете ли денежные средства из фондовых бюджетов.

Рассмотрим подробнее суть этих проверок и требования фондов к работодателям. Отдельно расскажем про камеральные проверки, отдельно — про выездные.

Для чего нужны проверки ФСС?

Сфера действия проверок органами ФСС затрагивает такие направления деятельности предприятий:

Читайте также:  Требуется ли согласие физического лица (в том числе ИП) на обработку персональных данных при заключении договора с организацией?

  • начисление и своевременность перечисления взносов;
  • целевое расходование средств на страховые случаи;
  • правильность учета путевок;
  • произошедшие на предприятия случаи травматизма и проведенные расчеты по ним;
  • контроль выполнения банками обязательств о предоставлении информации по процедурам открытия и закрытия счетов страхователями.

К СВЕДЕНИЮ! Главная цель проверок органами ФСС – подтверждение целевого использования средств фонда страхователями и правильности алгоритма расчета пособий должностными лицами на предприятиях.

Если в периоде проверки у работников предприятия были оплаченные больничные листы, то сотрудники ФСС проводят такие мероприятия:

  • сверяют даты на больничном листе и в табеле;
  • производят пересчет страхового стажа, учитываемого для определения процента выплаты по временной нетрудоспособности;
  • сличают подписи на разных документах для выявления подделок.

Что проверяет ПФР

Пенсионный фонд до 2021 года контролировал расчет и уплату взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. С 2017 года данный контроль перешел к ФНС.

ПФР может проверить расчеты взносов за периоды до 2021 года. Для проверки специалисты Фонда могут запросить следующие документы (п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34Р):

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • баланс;
  • карточки и анализ бухгалтерских счетов, касающиеся взносов;
  • банковскую выписку и т.д.

Необходимые документы

Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.

ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.

Документы общего характера

В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:

  • учетных регистрах;
  • расчетах по взносам;
  • книге учета доходов и расходов;
  • главной книге и журналах операций;
  • кассовых и банковских бланках;
  • актах выполненных работ или оказанных услуг;
  • авансовых отчетах;
  • кадровой документации.

Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.

ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.

Структура Фонда социального страхования

ФСС — это многоуровневая организация, состоящая из большого количества департаментов и отделений. Головной офис и Управление постоянно базируются в Москве, а в каждом субъекте федерации присутствует обособленное отделение.

Сейчас в структуру Фонда входят следующие департаменты:

  • Правовой.
  • Финансовый.
  • Страхования профессиональных рисков.
  • Административно-контрольный.
  • Администрирования страховых взносов.
  • Контрольно-ревизионной работы.
  • Госуслуг и стратегического развития.
  • Социальных программ.
  • Сводно-аналитической работы.
  • Информационных технологий и защиты информации.
  • Проектного развития.
  • Обеспечения деятельности центрального аппарата.
  • Внедрения новых средств обслуживания клиентов.
  • Организации и обеспечения страховых выплат.
  • Развития центров реабилитации.
  • Анализа потенциальных рисков.

  • Досудебного урегулирования споров.
  • Строительства и учета имущества.
  • Контрактной службы.

Каждый из указанных департаментов отвечает за определенные функции и направления деятельности Фонда. В субъектах федерации отделения отчитываются перед главным региональным ФСС, который, в свою очередь, контролируется Управлением.

За счет чего формируются выплаты

За каждого официально трудоустроенного работника организации и индивидуальные предприниматели уплачивают 2,9% в месяц от среднего годового оклада. Эти отчисления наряду с НДФЛ и пенсионными выплатами являются обязательными. За неуплату взносов предусматривается административная и уголовная ответственность.

Читайте также:  Справка приложение к унифицированной форме ИНВ-17: образец заполнения

Из получаемых отчислений Фондом формируется финансовый резерв, который впоследствии расходуется на выплаты социальных пособий. Подобный обязательный характер был введен по причине большого количества злоупотреблений и фальсификаций со стороны работодателя.

К примеру, сотрудница, имеющая законное право на получение “декретных” выплат могла остаться без всякой поддержки со стороны работодателя, который просто отказывался выполнять свои обязанности. Чтобы такого не происходило, было принято решение передать полномочия по гарантированным социальным выплатам Фонду социального страхования.

В результате такой реформы работодатели могут быть освобождены от социальных выплат, так как сотрудники (страхователи) контактируют с ФСС напрямую. Для получения гарантированного пособия им необходимо через своего работодателя (через главного бухгалтера) передать документы, подтверждающие их право на получение материальной поддержки. Далее:

  • Документы передаются в обособленное отделение ФСС.
  • Фондом производится расчет размера выплаты.
  • Страхователь в течение установленного законодательством срока получает положенную ему материальную поддержку.

При этом выплаты могут иметь разовый характер, как при производственной травме, так и систематический, как при выплате пособий по уходу за ребенком. Сегодня эти процессы полностью автоматизированы, поэтому все положенные суммы выплачиваются страхователям день в день. В этом и заключается основное назначение ФСС.

Об авторе

Анатолий Дарчиев — высшее экономическое образование по специальности «Финансы и кредит» и высшее юридическое образование по направлению «Уголовное право и криминология» в Российском Государственном Социальном Университете (РГСУ). Более 7 лет проработал в Сбербанке России и Кредит Европа Банке. Является финансовым советником крупных финансовых и консалтинговых организаций. Занимается повышением финансовой грамотности посетителей сервиса Бробанк. Аналитик и эксперт по банковской деятельности. [email protected]

Эта статья полезная? ДаНет

Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в комментариях или напишите нам на почту

Порядок проведения выездной проверки

Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.

Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.

СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.

Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.

История создания Фонда

Изначально идея обязательного социального страхования возникла еще в 1889 году: в Государственный Совет внесли проект закона, по которому владельцы предприятий и фабрик были обязаны отвечать за увечье или смерть рабочего на производстве. До этого момента подобные вопросы решались между рабочими и работодателями напрямую.

Окончательное принятие закона состоялось только 14 лет спустя – в 1903 году, когда всех использующих наемный труд обязали страховать своих сотрудников от производственной травмы или смерти на рабочем месте. Закон распространялся на всю территории Российской Империи.

Читайте также:  Смета при упрощенной системе налогообложения (УСН) обновлено на 2021 г.

В 1918 году количество страховых случаев значительно увеличилось. Теперь, в случае временной болезни или травмы, наступивших вне рабочего места, рабочий мог рассчитывать на социальные гарантии в виде материальной поддержки со стороны государства.

Единый бюджет был сформирован только в 1929 году, а начиная с 1931 года наемные работники могли рассчитывать на получение санаторно-курортных путевок, оплачиваемых Фондом. В этом же году начинается стабильное финансирование детских оздоровительных лагерей. С 1933 года управление социальным страхованием переходит под ведомство национальных профсоюзов. Большие трудности с социальным страхованием наблюдались во времена Великой Отечественной Войны.

В нынешней форме Фонд социального страхования начал действовать 1 января 1991 года после издания соответствующего Указа Совета Министров. Главной целью создания Фонда было формирование резерва на покрытие гарантированной медицинской помощи и всех сопутствующих социальных выплат. В 1993 году ФСС становится финансово-кредитным учреждением, каким им он перестанет быть только в 2005 году.

Порядок проведения камеральной проверки

Местом проведения камеральной проверки является рабочий кабинет сотрудника исполнительного органа ФСС. Для инициации такого типа проверочных мероприятий не требуется разрешение руководителя фонда. Срок реализации проверки ограничен трехмесячным периодом от даты получения от работодателя документации по страховым случаям или отчета.

Случаи, когда страхователя уведомляют о проведении камеральной проверки:

  1. Несоответствие информации, имеющейся в распоряжении фонда, сведениям, показываемым предприятием.
  2. Выявлены явные ошибки в расчетах работодателя.
  3. Один или несколько оплаченных страховых случаев вызывают подозрения относительно подлинности документации.

При появлении одного из оснований для уведомления у работодателя запрашиваются пояснения.

На предоставление пояснительных документов и корректировку показанных ранее сведений предприятиям отводится не более 5 дней.

Для подтверждения своей правоты работодатель может привезти проверяющему сотруднику выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета, приложить дополнительные оправдательные документы.

Если дополнительный набор документов не смог убедить проверяющего, фиксируется правонарушение. На основании выявленных фактов составляется акт. Если в документации страхователя ошибок и недочетов не было обнаружено, необходимости составлять акт не возникает. На проверку отводится 3 месяца.

Порядок возмещения пособия, излишне выплаченного фондом

Правила, по которым работодатели и застрахованные лица станут возмещать расходы, излишне понесенные фондом, приведены в новых редакциях статьи 26.20 Закона № 125-ФЗ и статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ.

Предусмотрен следующий алгоритм:

  1. По результатам выездной или камеральной проверки инспекторы принимают решение о возмещении излишне понесенных расходов.
  2. В течение 5-ти рабочих дней с момента вынесения решения вручают его тому лицу, в отношении кого оно принято — страхователю или застрахованному работнику. Решение вступает в силу по истечении 10-ти рабочих дней после его вручения.
  3. В течение 10-ти рабочих дней с момента, когда решение вступило в силу, ФСС направляет работодателю или застрахованному лицу требование о возмещении.
  4. На исполнение требования отводится 10 календарных дней с даты его получения (если не указан более длительный период).
  5. Если требование не будет исполнено, ФСС вправе подать в суд заявление о взыскании. Но есть условие: в общем случае суммарная величина расходов, излишне понесенных фондом, должна превышать 3 000 руб. В такой ситуации заявление подается в суд течение 6-ти месяцев после окончания срока, отведенного на добровольное исполнение требования о возмещении.
  6. Не исключено, что одному и тому же лицу ФСС выставит несколько требований. Тогда срок обращения в суд будет зависеть от общей суммы излишне понесенных расходов, которая образовалась в течение 3-х лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования. Если такая сумма превысила 3 000 руб., заявление можно подать в суд в течение 6-ти месяцев с момента превышения. Если такая сумма не превысила 3 000 руб., заявление допустимо подать в течение 6-ти месяцев со дня окончания указанного трехлетнего срока.

ВНИМАНИЕ

Каким способом ФСС может передать работодателю (или застрахованному лицу) решение о возмещении излишне понесенных расходов и требование о возмещении? Есть три варианта. Вручить лично под роспись, переслать по почте заказным письмом, либо направить в электронной форме по интернету. Если документ отправлен почтой, он считается полученным по истечении 6-ти рабочих дней с даты отправления.
Получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

Добавить комментарий

Adblock
detector