Нужно ли выдавать физическому лицу кассовый чек при оплате услуги через банк

Безналичные расчеты и платежи

Самые первые безналичные расчёты и платежи представляли собой расчёты и платежи с помощью чеков и векселей. После были введены расчётные палаты – организации, совершающие операции между различными банками. Затем в большей части развитых стран распространились жирорасчеты как подвид безналичных расчетов (через жиробанки, коммерческие банки, сберкассы).

Безналичные расчетные операции – основной вид банковских операций. Различают инкассо, переводные, а также аккредитивные операции.

Регулируются безналичные расчёты и платежи законодательством. В России это ГК РФ (со ст. 861 по ст. 885), ФЗ «О ЦБ РФ». Также применяется федеральный закон «О банках и банковской деятельности», прочие нормативные акты.

Спорные случаи. Вопросы и ответы

— Организации сделала оплату за экспертизу обуви. Позже эти затраты были возмещены физлицом наличными. Нужно ли проводить эту операцию через кассу, и как в таком случае ввести услугу в аппарате, если это, по сути, возмещение ранее сделанных расходов.

Нет уверенности, что данную операцию можно классифицировать, как расчеты, регулируемые законом №54-ФЗ. Поэтому рекомендуем обратиться за дополнительными разъяснениями в ФНС.

Читайте также:  Как закрыть ИП самостоятельно: пошаговая процедура и список необходимых документов

— ИП (гостевой дом и столовая). Произошла порча имущества: испорчены полотенца, бой посуды и прочее. Клиент возместил наличными средствами нанесенный убыток. Нужно ли на эту сумму выбивать чек или это следует провести актом о порче имущества?

Данная ситуация требует правильной классификации. Чтобы определить относится ли она к закону №54-ФЗ, следует дополнительно обратиться за разъяснениями в ФНС.

— ООО на упрощенке, оказывавшее туристические услуги по выездному туризму, приостановило свою деятельность. Требуется ли установка ККТ, если её использование не планируется? Как эту ситуацию решить с ФНС?

Если не будут проводиться операции и осуществляться расчеты, то установка ККТ не требуется. Обратитесь в ФНС, чтобы уточнить, как правильно оформить приостановление своей деятельности, чтобы избежать вопросов и недоразумений в остальных направлениях взаимодействия с контролирующими органами.

— Нужна ли касса, если организация продает физлицу квартиру? Оплата будет осуществляться маткапиталом.

К сожалению, на сегодня официальные источники предлагают две противоположные трактовки вопроса. В одной из них зам. начальника Управления оперативного контроля ФНС А.Сорокин говорит о том, касса не требуется, поскольку оплата производится со счета на счет. Но мы рекомендуем дополнительно обратиться в ФНС для выяснений по этому конкретному случаю.

Безналичный платеж что это

Безналичным платежом считается расчёт с помощью безналичного денежного обращения (в безналичной форме – то есть, в виде записи на соответствующем счёте). Безналичный платёж выполняется по нескольким принципам:

  • в правовом поле,
  • по банковским счетам,
  • в соответствии с ликвидностью на уровне бесперебойного осуществления платежей,
  • добровольно (с согласия плательщика),
  • в определенный срок,
  • с контролем над правильностью осуществления расчётов согласно порядку их выполнения,
  • на договорных условиях.

Полное определение и все условия проведения таких платежей указываются в актуальном Положении о безналичных расчетах (утверждается ЦБ РФ).

Виды безналичных платежей

Изначально безналичные платежи выполнялись в виде векселей либо чеков. Сегодня применяются

  • платёжные поручения и требования поручения,
  • чеки, аккредитивы,
  • инкассовые поручения,
  • электронные платежи.

Подробный перечень расчётов (платежей) указан в соответствующем документе Банка России за 19 июня 2012 года. В Положении №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» указаны все виды безналичных платежей, кроме последнего (электронных), однако также работает ФЗ за 27.06.2011 г. №161 в редакции от 23.07.2013 г. – «О национальной платежной системе». Согласно этому документу, электронные платежи (с применением электронных денег) также стали формой безналичных платежей.

Главное

  1. Согласно последним разъяснениям ФНС оформление кассового чека не нужно при выплатах под отчет, равно как и зарплаты подотчетному лицу.
  2. Если подотчетное лицо приобретает товар у контрагента своей организации (ИП), чек оформляет только продавец. Если представитель организации не имеет при себе соответствующих документов, он обслуживается продавцом как частное лицо.
  3. Выплата денежных средств частному лицу рамках гражданско-правового договора с организаций или ИП чеком не оформляется.
  4. Хозяйствующие субъекты, принимающие у населения металлолом, драгоценные металлы и камни, обязаны оформлять чек, поскольку являются стороной, предоставляющей услуги.

Возврат безналичного платежа

По закону допускается, чтобы клиенты, обслуживающиеся в банке, отзывали свои расчётные документы. Однако на практике возврат безналичного платежа влечёт за собой целую серию процедур.

  1. В случае, если деньги были перечислены ошибочно, операция проведена и средства зачислены, возврат денег по безналичному платежу совершается в судебном порядке. При этом важно доказать, что никаких услуг (при зачислении средств на счёт компании) не оказывалось.
  2. Если возврат необходим клиенту магазина, возвращающему товар, то возможны несколько вариантов: перечисление нужной суммы продавцом покупателю безналичным способом (например, обратный перевод на карту), либо наличным.

Внимание. Зачастую компании, работающие в сфере торговли, заключают с банком, обслуживающим терминалы, о возможности возврата денежных средств при безналичных расчётах.

От клиента, в пользу которого необходимо осуществить возврат, обычно требуются номер расчётного счёта, наименование банка и номер корсчёта, ИНН и БИК получателя, его ФИО.

Участники расчетов

Ни для кого не секрет, что за приобретение различных товаров, услуг и работ необходимо проведение расчетов. Участниками таких операций являются юридические лица, физические лица, а также индивидуальные предприниматели. Они могут производить взаиморасчеты между собой в национальной и иностранной валюте. Государственными органами, которые призваны следить за правильностью уплаты налогов, для того, чтобы уклонение от их уплаты было минимальным, устанавливаются различные ограничение. Они выражаются в различных ограничениях.

Важно знать, что различные государственные органы также участвуют в проведении расчетов, и относятся к юридическим лицам, несмотря на свое специфическое положение. Но если внимательно посмотреть на порядок различных расчетов между ними и физическими лицами, то можно понять что все они проходят только через банки, которые выбраны по специальной тендерной процедуре. Существует два способа таких взаиморасчетов:

Читайте также:  Приказ о назначении главного бухгалтера (образец). Приказ о назначении главного бухгалтера Приказ назначении главного бухгалтера учреждения

  • проведение наличных расчетов;
  • проведение безналичных расчетов.

В первом случае, передача денежных средств происходит через кассу, либо из рук в руки. Во втором случае взаимозачеты осуществляются через банковскую систему, путем электронных расчетов, либо оплатой через банковские учреждения.

К субъектам хозяйственной деятельности можно отнести ИП и юридические лица.

Оплата безналичным платежом

Оплату безналичным платежом осуществить можно несколькими способами: с помощью

  • платёжного поручения или требования,
  • аккредитива,
  • инкассового поручения,
  • чека (чековой книжки).

Оплата безналичным платежом осуществляется в виде перевода суммы средств со счёта отправителя на счёт получателя, который может быть как в этом, так и в другом банке. При этом платёжное поручение – самая часто используемая форма оплаты.

Платёжное требование обозначает требование получателя к плательщику об уплате определённой суммы. Применяется для удобства оплаты безналичным платежом за товары и услуги. Плательщик должен предоставить акцепт (согласиться оплатить сумму) либо отказаться – тогда требование возвращают без исполнения.

Инкассовое поручение выставляют госорганы – по решению суда.

Аккредитив – обязательство совершить платёж по предъявлении получателем определённых документов (акты, документы о поставке).

Если «физик» платит по безналу: новые правила для продавцов

С 1 июля абсолютно все безналичные расчеты с физическими лицами должны подтверждаться чеками. Новые правила отношений покупателя и продавца регулируются ФЗ-54.

До сегодняшнего дня операции по безналу сопровождались выдачей чека в том случае, если покупатель использовал для расчета электронные средства платежа (ЭСП).

К самым часто встречающимся ЭСП, напомним, относятся:

  • банковские карточки (дебетовые и кредитные);
  • «клиент-банк», с помощью которого клиент мог формировать платежные поручения и в электронном виде пересылать их в свой банк для проведения платежей;
  • платежи через систему Яндекс. Деньги и др.

С 1 июля любой факт оплаты по безналу должен сопровождаться выдачей чека. Даже если клиент оплатил квитанцию наличными через кассира в банке, перевел деньги через-онлайн-банк или использовал для оплаты мобильное приложение. Или если вы удержали из зарплаты работника стоимость товара, которую последний приобрел — это тоже повод подтвердить безналичную «сделку» чеком, так как работник в этом случае все равно рассчитывается с работодателем.

Нарушение нового требования карается серьезными санкциями. И с 1 июля непробитый физлицу чек за безналичный расчет приравнивается к неприменению онлайн-кассы. А это штрафы и даже блокировка счета на срок до 90 дней.

Вот, кстати, размеры денежных санкций для кассира, главбуха или директора:

  • неприменение ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ) карается штрафом в сумме 25–50% наличности, полученной без использования контрольно-кассовой техники, но не менее 10 000 рублей;
  • повторное неприменение КТТ (при сумме расчетов более 1 миллиона рублей) — дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.

Предприниматели понимают, как сложно будет выполнить требование закона. Тем более что чек за безналичный расчет не просто нужно сформировать, но и умудриться вручить покупателю. Причем фактически, а не виртуально. Даже если платежный документ, к примеру, отображается в личном кабинете клиента, это не будет считаться фактом выдачи чека. Обязанность доставить чек непосредственно до клиента возложена исключительно на продавца.

Вот несколько лайфхаков, как не попасть в неприятную историю.

Читайте также:  Как составить дефектный акт на списание основных средств

  • если товар продается через сайт, сделайте обязательным поле «электронная почта и телефон», чтобы без указания этих данных клиент просто не мог совершить покупку;
  • если клиенты приходят к вам «ногами», внесите в договор пункт «электронная почта и телефон»;
  • если это доставка, то чек за безналичный расчет можно отправить вместе с товаром.

Прием безналичных платежей

Приём безналичных платежей выполняется несколькими способами: либо зачислением на счёт организации через банк, либо посредством терминала (ККТ, банковский пинпад). Кроме того, сегодня организации стараются максимально автоматизировать перечисление средств, чтобы исключить ошибки и «человеческий фактор». Комиссия при безналичном расчёте, в отличие от платёжных систем, берущих до 5%, составляет 0%. Для приёма платежей безналичным способом организации решают несколько задач:

— оформление счетов и договоров (по желанию),

— контроль зачисления средств,

— оформление закрывающих документов.

Для приёма платежей нужны ИНН организации, номер расчетного счета, БИК обслуживающего плательщика банка, юридический и почтовый адрес.

Проблемы безналичных платежей

Основные проблемы безналичных платежей – это:

  • сложность налаживания расчётно-платёжной системы,
  • риски, возникающие в связи с проведением платежей,
  • наличие неплатежей (их изменения влияют на дефицит бюджета),
  • скорость осуществления платежей (в том числе учитывая сбои и задержки, ошибки, допускаемые как отправителями и получателями средств, так и самими расчётными центрами),
  • очерёдность платежей и её регулирование, наносящее ущерб другим кредиторам,
  • недостаточность развития нормативно-правовой базы для совершения безналичных платежей (по вексельным и аккредитивам).

Кроме того, предприятия несут ответственность за соблюдение кредитных договоров, а также установленной расчётной дисциплины. Если организация не выполняет обязательств по расчётам, его могут объявить неплатёжеспособным.

Правила для МФО, ломбардов и кредитных кооперативов

Они могут направлять наличные из кассы для выдачи займов и возвращать полученные займы с процентами.

  • Для МФО и ломбардов выдача и возврат займов, уплата процентов, штрафов, пени и неустоек по привлеченным займам МФО, ломбардам ограничены 50 000 по одному договору и 1 млн руб. в день на отдельный офис организации.
  • Для кредитных кооперативов выдача и возврат займов по договорам передачи личных сбережений, выплата процентов, пени, неустоек и штрафов, выплата паенакоплений потребкооперативом не могут превышать 100 000 руб. по одному договору и 2 млн руб. в день в одном подразделении.
Добавить комментарий

Adblock
detector