Какие недоработки налоговиков при камеральной проверке защищают компанию

Камеральная налоговая проверка проводится по каждой поданной компанией или предпринимателем в ИФНС декларации (расчету) и не требует специальных распоряжений руководства инспекции. Осуществляется подобная проверка без выезда на место нахождения налогоплательщика. Суть ее заключается в проведении автоматизированной сверки контрольных соотношений сведений деклараций и расчетов с базой данных за прошлые периоды и финансовой отчетностью. Часто камеральная проверка ограничивается отслеживанием правильности арифметических расчетов в представленных декларациях.

Если расхождений или ошибок не установлено, то проверка на этом заканчивается. Законодательством не установлена норма, диктующая обязательное составление акта, если нарушения отсутствуют. Но при выявлении фактов неправильного исчисления налогов, несоответствий, расхождений или ошибок инспектором составляется акт камеральной налоговой проверки, являющийся документом, констатирующим выявление нарушений по представленным компанией декларациям. Разберемся, что отражается в этом документе, каким требованиям закона он должен соответствовать и в какие сроки составляться.

Акт камеральной проверки: когда его оформляют

Итак, составлению акта предшествует проверка, осуществляют которую в течение 3-х месяцев с даты представления компанией декларации. Например, если поданы декларации 20 марта, то срок окончания проверки наступает 20 июня. Отражать документ должен только конкретные факты и выводы, основанные на действительности нарушений НК РФ.

Акт камеральной налоговой проверки, фиксируя результаты проведенного контроля, оформляется в десятидневный срок после ее окончания, т.е., если проверка завершена 20 мая, акт должен быть составлен 30 мая. Регламентирует составление акта ст. 88 и 100 НК РФ. Они же обязывают инспектора перед оформлением документа принять и рассмотреть представленные налогоплательщиком разъяснения и документы. Акт камеральной налоговой проверки, образец которого представлен ниже, составляется в 2-х экземплярах и в строго утвержденной форме. Он подписывается двумя сторонами – инспектором ИФНС и полномочным представителем проверяемой компании. Руководитель компании, в которой проверка была проведена, должен быть ознакомлен с актом в течении 5-ти дней после его составления и заверить подписью факт ознакомления.

Законодательство нарушено

Если компания нарушила законодательство, по результатам проверки ИФНС составит акт по форме, утвержденной приказом ФНС от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189 (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ). Сделать это инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Читайте также:  Анализ финансовой отчетности: дебиторская задолженность

Напомним, что продолжительность камеральной налоговой проверки ограничена тремя месяцами. Трехмесячный срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем подачи компанией декларации (п. 2, 5 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Акт проверки составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается в ИФНС, второй в течение 5 рабочих дней с момента подписания передается налогоплательщику (п. 5 требований, утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189, п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 100 НК РФ).

Представитель компании должен расписаться, что получил акт и ознакомился с его содержанием (п. 2, 5 ст. 100 НК РФ). Если компания уклоняется от получения акта камеральной проверки, то ИФНС отправит его заказным письмом (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Если у компании есть возражения по содержанию акта, то следует составить их в письменном виде и представить в налоговый орган (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Руководствуясь актом проверки и возражениями налогоплательщика, налоговая инспекция примет и оформит решение по результатам налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ, письмо ФНС России от 15.12.2011 №АС-4-2/21396).

Решение инспекции может стать основанием для налоговой, административной и даже уголовной ответственности компании и ее представителей (п. 3 ст. 32, п. 7 ст. 101, п. 4 ст. 108 НК РФ, ст. 199 УК РФ).

Узнайте о предстоящих проверках ФНС, ПФР, ФСС и других контролирующих органов с помощью Контур.Эксперт

Отправить заявку

Структура и содержание акта проверки

Акт проверки содержит:

  • вводную часть, где приводятся общие сведения о проводимой проверке, компании (ее филиале), в которой она проводится;
  • описательный блок с раскрытием фактов нарушений налогового законодательства, базирующихся на документальных подтверждениях, изложенных с максимальной четкостью и систематизированием;
  • итоговую часть, т. е. выводы о результатах проверки и наличии налогового правонарушения, сведения о последствиях выявленных недостатков, а также вынесение предложений по их устранению.

Неотъемлемой частью акта являются приложения, оформляемые к нему. Это – доказательства с подтверждением фактов нарушений, связанных с начислением и уплатой налогов и пеней. К ним относятся необходимые пояснения, дополнения, справки, расчеты расхождений между заявленными компанией данными и установленными в ходе ревизии и другие документы, оформленные проверяющим инспектором.

Как правильно составить

Образец акта камеральной налоговой проверки составляется на основании Налогового кодекса. В пункте 4 статьи 100 указаны основные требования к оформлению подобного рода документации. Так, согласно данному положению, бланк должен:

  1. Сформировываться в двух экземплярах.
  2. Составляться по установленному шаблону.
  3. Подписываться инспектором и налогоплательщиком или его официальным представителем.
  4. Быть оформлен в течение 10 рабочих дней после завершения проверки, в случаях, когда были выявлены нарушения.

Структура бланка состоит из трех частей:

  1. Вводная. Здесь прописываются сведения о компании, информация о проверке.
  2. Основная. Подробно расписаны факты нарушения законодательства. Информация в данном блоке расписывается четко и систематизировано.
  3. Итоговая. В блоке содержатся сведения о результатах проверки, расписаны выявленные правонарушения, предложения по их устранению и наказание. Схема акта камеральной налоговой проверки содержит ряд приложений, в которых представлены доказательства нарушений. Как правило, в этом разделе размещаются пояснения, дополнения, справки, расчеты расхождений и другая документация, оформляемая инспектором.

Вручение акта камеральной налоговой проверки

Ознакомить руководство компании или ИП с актом камеральной проверки необходимо в течение пяти рабочих дней после даты его оформления. Проверяемые подписывают все экземпляры акта. На экземпляре, остающемся в ИФНС, представителем фирмы делается запись о получении акта и заверяется подписью. Роспись в акте является подтверждением вручения акта, а не о согласии со всеми указанными в нем фактами. Обычно налоговики уведомляют налогоплательщика о необходимости получения акта.

При отказе в получении акта ИФНС отправит его по почте по месту нахождения компании или адресу предпринимателя, предварительно сделав соответствующую отметку на последнем листе и заверив этот факт росписью инспектора. Выслать акт почтовым отправлением налоговая инспекция обязана также в 5-тидневный срок с момента составления акта.

Инспектор ошибся — компания сэкономила

Время от времени инспекторы в акте камеральной проверки допускают ошибки. Это даёт возможность отменить решение по акту или снизить доначисления.

Читайте также:  Экономия на процентах за пользование кредитом: платить ли НДФЛ?

Акт камеральной проверки оформляется согласно требованиям, изложенным в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Бланк имеет структуру:

  • вводная часть;
  • факты нарушения налогового законодательства, подкреплённые документальными подтверждениями. Это могут быть: протоколы допросов, ответы контрагентов, банков и т. д. Вместо протоколов инспекторы могут прикладывать выписки, если сведения не подлежат разглашению (п. 3.1 ст. 100 НК);
  • итоговая часть с выводами и предложениями инспекторов.

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Срок на подачу апелляционной жалобы строго ограничен — это 10 рабочих дней с момента получения решения по итогам проверки.

Кроме того, важно понимать, что подача апелляционной жалобы — это обязательная досудебная процедура. Если апелляционная жалоба не подавалась, обращение в арбитражный суд невозможно — суд просто оставит дело без рассмотрения.

Подробнее об услуге подготовка апелляционной жалобы Вы можете узнать здесь

Какие данные могут быть истребованы

В соответствии со ст. 88 Кодекса при проведении проверки налоговые органы в праве истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты тех или иных налогов.

Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти дней со дня получения требования.

Если организация не уложится в данный срок, инспекторы оштрафуют ее по пункту 1 статьи 126 Налогового Кодекса.

Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика.

Банк обязан выдать такую справку в течение пяти дней после получения запроса. Об этом гласит статья 86 НК РФ. В противном случае банку грозит ответственность по статье 135.1 НК РФ.

Следует отметить, что Кодексом не определено, какие дополнительные сведения и документы могут потребовать инспекторы при проведении проверки.

Поэтому контролеры в праве потребовать у организации первичные бухгалтерские документы. Такая позиция высказана в письме Минфина от 24 августа 2005 г. № 03-02-07/1-224. В нем финансовые специалисты ссылаются на постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. № А66-12948/2004, в котором говорится, что при камеральной проверке первичные документы могут быть истребованы у фирм для подтверждения правильности и своевременности уплаты налога:

— уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;

— срок проверки — в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

В течение трех месяцев инспекторы проверяют:

  • полноту и своевременность предоставления отчетности;
  • правильность оформления отчетности;
  • правильность исчисления налоговой базы;
  • обоснованность применяемых налоговых ставок и льгот;
  • арифметическую правильность расчетов сумм налога.

Возражения по акту проверки

В соответствии с действующим законодательством налогоплательщик имеет право в течение 15 рабочих дней с момента получения акта проверки подать возражения по этому акту.

Читайте также:  Размер оплаты транспортного налога в Кемеровской области

Однако не всегда такие возражения выгодно подавать. Дело в том, что по итогам рассмотрений возражений инспекция вправе принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Формально они назначаются в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. Однако, на практике, основной целью проведения дополнительных мероприятий является сбор доказательств, направленных на опровержение возражений налогоплательщика — назначение экспертиз, проведение опросов и т.д.

Поэтому, чтобы избежать подобных дополнительных мероприятий — иногда нет смысла подавать возражения, тем более что это не препятствует дальнейшему обжалованию акта проверки.

Подробнее об услуге подготовка возражений по акту проверки Вы можете узнать здесь

На что стоит обратить внимание в акте?

  • Дата составления акта.
    Акт инспекторы должны составить не позднее 10 рабочих дней после проведения камеральной проверки.
  • Реквизиты.
    Если хоть часть из них отражена неверно, вы избежите доначислений
  • Приложение к акту
    (там, где протоколы допросов, сведения от контрагентов и банков). Если приложения нет — это грубое нарушение инспекторов, и вы спасены от штрафов. Если приложение есть, особенно тщательно проверьте выписки из конфиденциальных документов. Если в них недостаточно сведений, это может значить, что их добыли с нарушением закона. Соответственно, эти данные не могут быть учтены
  • Сроки оповещения компании.
    В течение 5 рабочих дней после подписания акта камеральной проверки его обязаны вам вручить. Вы можете уклониться от получения акта, сославшись на свою некомпетентность. Тогда акт направят в компанию заказным письмом.
  • Если налоговики не поинтересовались, дошло ли в организацию заказное письмо.
    Говоря просто, это даёт возможность компании заявить о том, что она не была извещена о предстоящем рассмотрении итогов проверки. Потому фискалы будут использовать почту наряду с другими каналами извещения, и доказывать, что налогоплательщик был в курсе событий.
  • Если о результатах проверки вас известили только по телефону,
    у вас все шансы оспорить доначисления. Контролёры приняли недостаточно мер по информированию компании, а значит, нарушили её права на защиту. Судьи в таком случае соглашаются с аргументами защиты, ссылаясь на п.2 ст.101 НК.

Нарушений в ходе камеральной проверки не выявлено

В таком случае инспекторы не обязаны оформлять акт камеральной проверки. Но опытные бухгалтеры для безопасности компании запрашивают в инспекции письменное уведомление о том, что проверка завершена и нарушений не выявлено. Для этого пишут запрос в произвольной форме с просьбой оповестить о результатах проверки и определить правильность применения налогового законодательства в компании. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК, налоговики обязаны дать ответ в чёткой и понятной форме.

Добавить комментарий

Adblock
detector