Искажение бухгалтерской отчетности: ответственность

Содержание
  1. Административная и дисциплинарная ответственность
  2. Штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета: налоговая ответственность
  3. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности казенными учреждениями
  4. Разновидности искажений бюджетной отчетности
  5. Распространенные искажения
  6. Сокрытие кредиторской задолженности
  7. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности бюджетными учреждениями
  8. Как изменились штрафы за ошибки в бухотчетности
  9. Ближайшие бесплатные вебинары
  10. Что необходимо представить в составе бухгалтерской отчетности
  11. Административная ответственность за бухучет
  12. Порядок представления налоговой отчетности
  13. Ответственность за неуплату налогов и страховых взносов
  14. Отчетность в органы статистики
  15. Существенные ошибки
  16. Несоответствие показателей баланса
  17. Некорректное раскрытие задолженности
  18. Ошибка в отражении краткосрочных и долгосрочных показателей
  19. Отсутствие резерва по сомнительным долгам
  20. Имеется задолженность с истекшим сроком исковой давности
  21. Нет соответствия показателей форм бухгалтерской отчетности
  22. Какими штрафами за нарушения в бухгалтерском учете может «наградить» организацию плохой бухгалтер?
  23. Когда не накажут
  24. Нарушения кассовой дисциплины (ст. 15.1 КоАП РФ)
  25. Уголовная ответственность бухгалтера

Административная и дисциплинарная ответственность


Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Согласно профессиональному стандарту «Бухгалтер», утвержденному приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 №1061н, одной из основных целей вида профессиональной деятельности бухгалтера является формирование указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Несоблюдение бухгалтером требований по представлению достоверной отчетности в установленные сроки квалифицируется как неисполнение, или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей. В указанном случае в соответствии с нормативно- правовыми актами должностное лицо можно привлечь к дисциплинарной и административной ответственности.

Работодатель может привлечь работника к дисциплинарной ответственности, когда неисполнение служебных обязанностей возникло по его вине. Перечень дисциплинарных взысканий и порядок их применения закреплены в статье 192 и 193 Трудового кодекса РФ.

Административной ответственности должностное лицо подлежит согласно статье 2.4 Кодекса об административных нарушениях РФ (далее КоАП РФ), если ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное КоАП.

Штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета: налоговая ответственность

Ст. 120 НК РФ определяет ответственность компании за грубое нарушение правил учета доходов/расходов. Под этой формулировкой понимаются:

Читайте также:  Журнал учета полученных и выставленных счетов фактур

  • отсутствие первичных документов, учетных регистров;
  • повторяющееся дважды и более раз некорректное или несвоевременное фиксирование в учете и отчетности операций или объектов учета – и НМА, финансов и ТМЦ, инвестиций и резервов.

Подобные нарушения, установленные впервые, повлекут штраф 10 тыс. руб. При повторении такой ситуации более чем в одном периоде компания обязана будет уплатить 30 тыс. руб. Если из-за нарушений в учете произошло занижение налоговой базы – фирме насчитают штраф в размере 20% от суммы невыплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.

Ст. 126 НК РФ предусматривает штраф 100 000 руб., если компания, выступающая контролирующим лицом иностранной фирмы, отказывается от сдачи отчетности или представила ее с заведомо недостоверными сведениями.

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности казенными учреждениями

Порядок составления и представления казенными учреждениями отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, бухгалтерской отчетности, предусмотрен Инструкциями, утвержденными соответственно приказами Министерства финансов РФ от 28.12.2010 №191н (далее Инструкция №191н).

Согласно пункту 10 Инструкции №191н казенное учреждение, как получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

За непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности в соответствии со статьей 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц с наложением административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Следует отметить, что законодателем не определено, что понимается под заведомо недостоверной бюджетной отчетностью. Представляется, что это не относится к случаям недостоверности отчетных данных, возникшей в результате технической ошибки.

Разновидности искажений бюджетной отчетности

Искажение бюджетной отчетности предполагает наличие ошибок в документе. Из-за них ранее объективная информация о состоянии компании перестает быть таковой. Различают следующие виды искажений:

  • Преднамеренное (сделанное в корыстных целях) и непреднамеренное. Последняя форма искажений может возникнуть вследствие различных ошибок, неверного отражения данных.
  • Существенные и несущественные. В первом случае ошибочные сведения могут привести к тому, что специалисты примут неверное решение или сделают неправильные выводы. Несущественные искажения никак не влияют на принятие решений.
  • Случайные и систематические. Первые предполагают однократное совершение операции и однократное отражение ее в бухучете, вторые – регулярное проведение процедуры и ее системное отражение.

Любые ошибки вне зависимости от уровня их существенности нужно исправлять.

Аналитические процедуры оценки рисков существенного искажения отчетности вследствие недобросовестных действий аудируемого лица

Распространенные искажения

Рассмотрим наиболее распространенные искажения преднамеренного характера:

  • Манипуляция учетными записями. Сотрудник намеренно применяет ошибочные проводки или сторно для искажения отчетности.
  • Фальсификация бухгалтерских записей. При внесении данных в учет специалист пользуются подложной документацией.
  • Удаление итогов хозяйственной операции. Для уничтожения используется сторно.
  • Неполное отражение информации в учете. Неполное отражение сведений также является ошибкой.
  • Операции нетипичного характера. Предполагают отражение излишних или чрезмерных платежей.

Административная ответственность за занижение налогов и искажение отчетности

Также в бюджетной отчетности могут быть допущены следующие ошибки:

  • В отчетности не отражены задолженности, которые есть у фирмы.
  • Имеются неоприходованные излишки материальных ценностей.
  • На балансе не отражено имущество, которое требуется для нужд компании.

Все приведенные искажения подразумевают наложение ответственности. При наличии серьезных ошибок возможна не только административная, но и уголовная ответственность.

Сокрытие кредиторской задолженности

За кредиторской задолженностью следят и внешние, и внутренние контролирующие органы. По этой причине скрывать долги не рекомендуется. Очень высока вероятность обнаружения этого правонарушения. Ревизоры выявляют кредиторку путем сверки сведений бюджетного учета с данными из платежных документов, регистров. Если обнаружатся расхождения, признается наличие искажения. Следующий шаг – определение умышленности допущения ошибки.

Как не допустить наложения административной ответственности? Бухгалтеру нужно сверить значения по субсчетам 302 (11-13, 62-63) с данными расчетных листов, платежных ведомостей, первичной документации. В процессе проверки контролирующие органы потребуют акты сверки взаиморасчетов, итоги обязательной инвентаризации.

Читайте также:  Как бухгалтеру не запутаться с движимым и недвижимым имуществом

ВАЖНО! Если бухгалтер допустил принятие обязательств по бюджету сверх установленных лимитов, он привлекается к ответственности сразу по двум статьям: 15.15.6 и 15.1510 КоАП РФ.

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности бюджетными учреждениями

Согласно п. 6 Инструкции №33н (утверждена приказом Минфина РФ от 25.03.2011) бюджетным учреждением бухгалтерская отчетность представляется в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя в установленные учредителем сроки.

Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных Главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством РФ, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета. Данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами проведенной учреждением инвентаризации активов и обязательств.

Поскольку действие ст. 15.15.6 КоАП РФ распространяется на бюджетную, а не бухгалтерскую отчетность, должностные лица бюджетных учреждений не подлежат административной ответственности, предусмотренной в данной статье. Однако, необходимо помнить, что статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. При этом в соответствии с п. 1 примечания к данной статье под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается в том числе искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Кроме того, казенные и бюджетные учреждения должны представлять отчетность в установленные сроки в надлежащем объеме в территориальные органы ФНС РФ и органы формирования официальной статистической информации.

Как изменились штрафы за ошибки в бухотчетности

Бухгалтеры знают, что ответственности за налоговые правонарушения в НК РФ посвящены несколько глав, в том числе касающиеся ведения бухгалтерского учета, в случаях, если соответствующие ошибки повлияли на налоговые обязательства.

Но многие забывают, что за нарушения в области бухучета, вне зависимости от их влияния на налогообложение, предусмотрены существенные административные штрафы.

Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ порядок применения этих штрафов изменен: для кого-то в сторону смягчения, а для кого-то — наоборот.

Статья 15.11 КоАП РФ устанавливает перечень наказаний за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Частью 1 этой статьи предусмотрено, что нарушение названных требований влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10000руб. В данную часть будет добавлено исключение. Теперь указано, что она не распространяется на случаи, перечисленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Названная статья до сих пор содержала наказание за нарушение порядка представления бюджетной отчетности. Но теперь предмет ее действия расширен и включает в себя санкции за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности. То есть это изменение (а также поправка в ст. 15.15.7 КоАП РФ) касается бюджетных, автономных и казенных учреждений.

В примечании 1 к ст. 15.11 КоАП РФ поясняется, что понимается под грубым нарушением требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. В новой редакции перечень названных нарушений таков:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация в регистрах бухучета мнимого объекта (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если аудит отчетности обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В данном перечне сделано уточнение: неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни теперь относятся к мнимым объектам бухгалтерского учета.

К сведению:
Согласно ст. 170 ГК РФ мнимой признается сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

Притворной является сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях.

Оба вида сделок являются ничтожными и признаются судами недействительными.

Законодатели решили конкретизировать применение ст. 15.11 КоАП РФ, чтобы отчасти исключить ее формальное использование. В новом примечании 1.1 к ней говорится, что предусмотренная ею административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицам:

  • на которых возложено ведение бухгалтерского учета;
  • с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

В связи с этим напомним, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухучета организует руководитель экономического субъекта. Он же обязан возложить ведение такого учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо данного субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.
Вот эти лица и освобождаются от административной ответственности, но при определенном условии — если их вины в таком искажении нет. То есть если свершившимся фактам хозяйственной жизни не соответствуют первичные документы, составленные не этим лицом, а иным.

Читайте также:  Камеральные и выездные налоговые проверки: сравнение

Может оказаться, что именно другое лицо несвоевременно передало первичные учетные документы для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета. За это лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета или с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, тоже не несет ответственности.

Ближайшие бесплатные вебинары

  • 23.08.2021
    Дробление бизнеса 2021: законность, ошибки, ответственность
  • 25.08.2021
    Пять способов взыскать долг: все о дебиторской задолженности
  • 26.08.2021
    Обзор самых важных налоговых споров-2021. На что обратить внимание

Что необходимо представить в составе бухгалтерской отчетности

Согласно письму Минфина РФ от 28.03.2013 № 02-06- 07/9937 представление отчетности в налоговые органы организациями-налогоплательщиками следует осуществлять в составе следующих форм.

Получателями бюджетных средств (казенными учреждениями) представляется баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130);

Бюджетными учреждениями представляются:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) (в разрезе деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (работ), по средствам во временном распоряжении).

Административная ответственность за бухучет

Бухгалтер отвечает по КоАП РФ, если не выполняет или ненадлежаще выполняет свои служебные обязанности. Допускает грубые ошибки в сфере бухучета. Основание — ст. 15.11 КоАП РФ. Но есть нюанс — должна быть доказана вина бухгалтера и соблюдены сроки давности.

Ответственность наступает за ошибки, которые приводят к искажению любого показателя бухгалтерской отчетности, оформление мнимых сделок и объектов.

Размер штрафа — от 5000 до 10 000 руб. За повторное нарушение бухгалтера могут уже дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Бухгалтер не несет ответственность, если бухгалтерскую отчетность исказил:

  • по вине других лиц, которые составили недостоверные первичные учетные документы;
  • из-за того, что третьи лица не представили первичные учетные документы.

Другие штрафы из КоАП РФ, которые грозят бухгалтеру за нарушения в сфере бухучета, мы собрали в таблице ниже.

Порядок представления налоговой отчетности

Помимо бюджетной, бухгалтерской отчетности учреждения представляют налоговую отчетность в объемах и в сроки, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Несоблюдение отдельных требований квалифицируется как нарушение требований НК РФ и подлежит как административной, так и налоговой ответственности (предусмотрена НК РФ).

Необходимо отметить, что привлечение к административной ответственности не освобождает от налоговой ответственности.

Так непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета согласно п. 1 ст. 119 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Согласно статье 15.15 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

За несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом статьей 119.1 предусмотрено взыскание штрафа в размере 200 руб.

Ответственность за неуплату налогов и страховых взносов

В общем случае штраф за занижение сумм обязательных платежей составит (ст. 122 НК РФ):

  1. Если умысел не доказан – 20% от суммы неуплаченного налога (взноса).
  2. Если нарушение совершено умышленно – то 40% от суммы.

Согласно определению КС РФ от 18.01.2001 № 6-О, к налогоплательщику не могут быть одновременно применены санкции по ст. 122 и ст. 120 НК РФ если речь идет об одном и том же деянии.

Имеется в виду ситуация, когда причиной занижения облагаемой базы стали ошибки в бухгалтерском учете. Тогда бизнесмен может быть наказан только по одному из оснований: либо за искажение учета, либо за его последствия – неполную уплату налогов или взносов. В противном случае получится, что налогоплательщика оштрафуют дважды за одно и то же нарушение.

Также существуют специальные штрафы за отдельные виды налоговых нарушений:

  1. Если неуплата налога связана с нарушениями при проведении контролируемых сделок, то штраф составит 40% от суммы, но не менее 30 тыс. руб. (ст. 129.3 НК РФ).
  2. Если налог не уплачен с прибыли контролируемой иностранной компании, то штраф будет равен 20% от суммы, но не менее 100 тыс. руб. (ст. 129.5 НК РФ).

Кроме того, если налоги или взносы были перечислены позднее, чем установлено законом, бизнесмен должен заплатить пени (ст. 75 НК РФ).

Для ИП ставка пени составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ в день. Для юридических лиц эта ставка зависит от длительности просрочки:

  1. До 30 календарных дней – 1/300 от ставки ЦБ в день.
  2. Начиная с 31 календарного дня – 1/150 от ставки ЦБ в день.

Также виновные лица могут понести и уголовную ответственность, если недоимка превысила определенный лимит.

Санкции здесь могут выражаться как в виде штрафа, так и предусматривать лишение свободы или дисквалификацию. Чем больше сумма недоимки, тем серьезнее будет наказание (ст. 198, 199 и 199.1 УК РФ). За неуплату налогов или взносов организации в особо крупном размере (свыше 45 млн руб. за три года) штраф может достигать 500 тыс. руб., дисквалификация – 3 лет, а длительность заключения – 6 лет.

Уголовное наказание за экономические преступления может быть назначено только, если доказан умысел. Если же налоги (даже в крупной сумме) не заплачены по ошибке, то нормы УК РФ не применяются.

Под уголовное преследование за неуплату налогов чаще всего попадает руководитель организации. Главного бухгалтера могут привлечь, только если доказано его непосредственное участие в незаконных схемах.

Читайте также:  Инструкция: составляем анкету при приеме на работу

Отчетность в органы статистики

В органы государственной статистики все организации, в том числе и казенные, бюджетные учреждения, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620 «Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленную ст. 13.19 КоАП – наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

Отражение на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета свершившихся фактов хозяйственной жизни в полном объеме, ведение учета в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, а также проведение сверок взаиморасчетов и инвентаризаций для своевременного выявление и исправления допущенных ошибок являются основой для формирования достоверной отчетности. Следует отдельно упомянуть о необходимости организации налогового учета казенными и бюджетными учреждениями при наличии налогооблагаемой базы (предусмотренных НК РФ хозяйственных операций и имущества). От своевременности указанных действий нередко зависит и соблюдение сроков представления всех видов отчетности.

Существенные ошибки

Исправления в годовую бухгалтерскую отчетность вносятся только по существенным ошибкам. Это такие ошибки, которые могут привести к искажению общей картины о финансово-экономическом положении компании, повлечь за собой принятие неверных управленческих решений учредителями.

Как определить существенность ошибки, организация закрепляет в учетной политике. Можно, к примеру, прописать: «ошибка признается существенной, если ее значение искажает показатель любой строки отчета более, чем на 10 %».

Для исправления все показатели бухгалтерской отчетности нужно пересчитать с таким условием, как если бы обнаруженная ошибка никогда бы не совершалась. Такой способ называется ретроспективный метод пересчета. Фирмы, которые ведут упрощенный бухучет, вправе не применять ретроспективный метод пересчета.

Рассмотрим подробнее типовые ошибки в бухгалтерской отчетности.

Несоответствие показателей баланса

Данные баланса по состоянию на 1-е число отчетного года не совпадают с данными прошлогоднего баланса на 31-е декабря предшествующего года.

Если вы выявили существенную ошибку предшествующего отчетного года, то исправить ее нужно в текущем отчетном периоде.

Исправления вносятся в соответствии с п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010):

  • нужно внести исправление по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
  • сравнительные показатели бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год нужно пересчитать так, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).

Некорректное раскрытие задолженности

При задолженности организации перед контрагентом бухгалтер может ошибочно провести «зачет» данных сумм и представить в отчетности сальдированный результат в качестве дебиторской либо кредиторской задолженности. Этого делать нельзя. В балансе нужно отразить развернутые сведения об активах и обязательствах компании на основании данных аналитического учета.

Ошибка в отражении краткосрочных и долгосрочных показателей

При формировании годовой отчетности могут возникнуть вопросы в части корректной квалификации займов, которые заключаются на несколько лет.

В соответствии с п. 19 ПБУ 4/99, по сроку погашения в бухгалтерском балансе, обязательства делятся на краткосрочные (со сроком погашения не более 12 месяцев после отчетной даты) и долгосрочные (остальные обязательства).

Если до погашения обязательств по займу осталось не более 12 месяцев, кредиторская задолженность по займу отражается в бухгалтерском балансе в составе краткосрочных обязательств.

Если условия договора предусматривают уплату процентов одновременно с погашением самого займа по окончании действия договора, обязательства также считаются краткосрочными. Задолженность по выплате процентов изначально считается краткосрочной, если нет никаких особенностей по срокам уплаты процентов.

Отсутствие резерва по сомнительным долгам

Формировать резервы по сомнительным долгам обязаны абсолютно все компании, в том числе субъекты малого предпринимательства. Если есть основания для создания резервов по сомнительным долгам, суммы резервов нужно отнести на финансовые результаты в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Основанием для признания задолженности сомнительной служат два условия:

  • задолженность просрочена (с большой вероятностью будет просрочена);
  • задолженность не обеспечена гарантиями.

Все виды сомнительной дебиторской задолженности, включая авансы, перечисленные поставщикам, а также выданные займы нужно резервировать в бухгалтерском балансе.

Имеется задолженность с истекшим сроком исковой давности

Обязанность компании — списать дебиторскую и кредиторскую задолженность, срок исковой давности по которой истек.

Нет соответствия показателей форм бухгалтерской отчетности

Соответствие показателей форм отчетности для контроля правильности заполнения баланса и проверки правильности ведения бухгалтерского учета. Это важная процедура, которая завершает составление бухгалтерской отчетности.

Какими штрафами за нарушения в бухгалтерском учете может «наградить» организацию плохой бухгалтер?

Прейскурант стоимости бухгалтерских проступков содержится в увлекательнейшей книге – Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Приведу наиболее распространенные бухгалтерские правонарушения и величины штрафов за них. Подчеркну: речь идет только о нарушениях, связанных с бухучетом. Фактически, в сферу деятельности бухгалтерии также обычно попадает и взаимодействие с различного рода контролирующими государственными органами, за нарушение порядка которого в КоАП РФ также предусмотрены штрафы.
А уж нарушения, связанные с налогами, – отдельная песня, их рассмотрение я планирую вынести в отдельный материал. Основных же чисто бухгалтерских статей в КоАП РФ три: 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов», 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» и 19.7. Непредставление сведений (информации).

Когда не накажут

Но бывают случаи, когда должностное лицо освобождается от административной ответственности:

1. Когда была представлена уточненная налоговая декларация (расчета) и уплачена на основании такой декларации сумма налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному учету и (или) искажение показателей. А также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ.

2. Когда была представлена бюджетная или бухгалтерская отчетность, содержащая уточненные (исправленные) показатели.

3. До принятия бюджетной или бухгалтерской отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской отчетности.

4. После принятия бюджетной или бухгалтерской отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в бюджетной или бухгалтерской отчетности.

5. После проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, проверки бюджетной или бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской отчетности.

Нарушения кассовой дисциплины (ст. 15.1 КоАП РФ)

Оштрафовать могут за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов. Размер штрафа на должностных лиц – 4-5 тыс. руб.
Но это нарушение предусматривает еще и автоматическое наложение штрафа на организацию, причем для организации сумма в 10 раз больше – 40-50 тыс. руб. При этом штрафуют не только за вопиющие нарушения типа неполного оприходования выручки (когда у организации имеется «черная» и «белая» кассы. Можно схлопотать штраф, например, за сверхлимитный остаток наличности в кассе или за оплату товара на сумму более 100 тыс. руб. в рамках одного договора.

Уголовная ответственность бухгалтера

Уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов или неисполнение организацией обязанности налогового агента приводит к уголовной ответственности.

Главного бухгалтера могут привлечь к такой ответственности, если он осознанно (умышленно) участвовал в совершении преступлений (ст. 199, 199.1, 199.4 УК РФ, пп. 3, 7, 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64). Плюс чтобы виновные попали под статью, у организации должна быть недоимка по взносам, налогам и сборам в крупном (от 5 млн рублей) или особо крупном размере (от 15 млн рублей).

Если преступление совершили впервые, то можно освободиться от уголовной ответственности — для этого нужно полностью погасить недоимку, уплатить пени и штраф.

Привлечь к уголовной ответственности главного бухгалтера сложно, так как затруднительно доказать, что он умышленно действовал с целью ухода от налогов, а не просто вследствие недостаточной квалификации, банальной ошибки и т.д.

Добавить комментарий

Adblock
detector