Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора

Понятие обязанности по уплате налогов и сборов

Обязанность по регулярной уплате налогов и сборов является одним из главных оснований для формирования и поддержания полноценных налоговых отношений.

Понятие обязанности по уплате налогов и сборов представляет собой перечень определенных обязательств, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям, невыполнение которых является нарушением действующих норм законодательства РФ.

Своевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов гарантирует налогоплательщикам защиту их прав и законных интересов.

Понятие обязанности по уплате налогов и сборов включает в себя регулярные денежные обязательства, которые должны быть исполнены.

Действующие налогового права РФ устанавливают порядок и перечень определенных оснований, при которых происходит возникновение, изменение, приостановление или прекращение данных обязанностей.

Возникновение данной обязанности у того или иного налогоплательщика может случиться только тогда, когда обстоятельства, необходимые для уплаты налога были подтверждены, в соответствии с нормами налогового права. Ее приостановление, изменение или прекращение также возможно только в том случае, если исчезли все обстоятельства, порядок и способы, ранее приводившие к необходимости регулярной уплаты налогов.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговым периодом по УСН-налогу является календарный год с 1 января по 31 декабря (ст. 346.19 НК РФ). То есть уплатить налог и отчитаться по нему фирме или предпринимателю нужно после завершения года, когда будет известна фактическая налоговая база для расчета единого налога.

Однако в течение года, по итогам каждого отчетного периода, фирма обязана перечислять в бюджет авансовые платежи по налогу. Отчетные периоды по единому налогу – это первый квартал, полугодие, девять месяцев.

Несмотря на обязанность ежеквартально перечислять авансовые платежи, сдавать промежуточные отчеты «упрощенцам» не надо.

Представлять декларации надо независимо от того, есть у фирмы или предпринимателя налоговая база по единому налогу или нет. Такая обязанность обусловлена не наличием суммы налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога. И пока «упрощенец» не уведомит налоговиков об отказе от применения УСН, эта обязанность отменена не будет (письмо Минфина России от 8 июля 2013 г. № 03-11-11/26247).

О налоговом и отчетных периодах «упрощенцев» читайте в бераторе «УСН на практике»

Способы обеспечения обязанностей по уплате налога или сбора

Действующим налоговым законодательством были установлены определенные способы обеспечения обязанностей налогоплательщика, а также порядок их применения. Обеспечение данной обязанности включает в себя следующие способы: залог имеющегося имущества, оформление поручительства, принятие решения об установлении пеней и штрафов, либо о наложении ареста на имущество налогоплательщика и на его права собственности, в счет образовавшейся задолженности и т.д.

Залог имущества, как юридическая процедура, регистрируется между залогодателем и уполномоченным налоговым органом. В роли залогодателя может выступать как сам должник, так и представитель данного налогоплательщика.

Понятие и порядок процедуры поручительства заключаются в том, что поручитель принимает на себя определенное обязательство перед налоговыми органами, которое он обязуется исполнить в установленные сроки.

Пени представляют собой определенные денежные суммы, обязательные к выплате, в том случае, если налогоплательщик нарушил допустимые сроки, способы, порядок и не осуществил платеж в положенный временной период.

Понятие ареста имущества заключается в наложении определенных санкций на материальные ценности налогоплательщика, выражающихся, прежде всего, в ограничении права собственности на данное имущество. Установленный порядок и нормы налогового права предусматривают, что прекращение действия данных санкций может произойти только в случае погашения имеющегося долга.

Как налоговые органы осуществляют взыскание просроченной задолженности?

В случае непоступления необходимой суммы по исчисленному налогу фискальные органы принимают решение об изъятии денежных средств, которые находятся на лицевых или расчетных счетах ответственного за просрочку субъекта.

П. 2 ст. 45 НК РФ предусматривает погашение задолженности в судебном порядке в следующих случаях ― при общем размере образовавшейся недоимки свыше 5 000 000 руб. или в ситуациях, когда просроченный период по оплате по результатам проверки превышает 3 месяца. Последнее затрагивает те хозсубъекты, которые имеют дочерние зависимые предприятия или сами являются таковыми. Недоимка взыскивается, даже если будут зафиксированы случаи перечисления денег от одной подобной организации к другой. Также имеющаяся задолженность погашается за счет передачи имущества или прочих активов, в том числе и денежных. Данное положение начало действовать с момента вступления в силу закона № 134-ФЗ от 28.06.2013. Ранее погашение задолженности за счет умышленно переданного имущества должника своей дочерней компании не представлялось возможным.

Однако взыскание недоимки может быть осуществлено только в пределах суммы поступившей в результате подобной схемы выручки или размера переданного имущества.

Пример:

Организация ООО «Салют» во время проведения налоговой проверки перечислила с расчетного счета своему основному предприятию ООО «Зенит» сумму в размере 325 000 руб. по договору между предприятиями за оказание услуг. В результате проведения проверки была обнаружена недоимка по НДС и налогу на прибыль в размере 185 000 руб. Так как задолженность ООО «Салют» не погашалась более 3 месяцев со дня вынесения решения о результатах проверки, налоговыми органами было вынесено решение изъять требуемую сумму в размере 185 000 руб. у ООО «Зенит» как у основного предприятия в связи с установлением факта перечисления выручки во время проведения проверки, а иных средств для оплаты задолженности ООО «Салют» не имело.

Исполнение обязанностей по уплате налога и сбора

Обязанность по уплате налога и сбора возникает у налогоплательщика в определенный период, когда факт необходимости данной уплаты был правомерно зафиксирован и утвержден.

При этом факт самого исполнения данного обязательства налогоплательщика может быть подтвержден только с момента предъявления в банковскую организацию соответствующего поручения на оплату определенного налога, сумма которого устанавливается уполномоченным налоговым органом.

Налог будет признан неуплаченным в тех случаях, когда платеж был отозван, либо на счету налогоплательщика не оказалось достаточного количества денежных средств для оплаты регулярного налога.

Понятие неуплаченного платежа может включать в себя и иные случаи.

Главным обстоятельством здесь будет являться тот факт, что назначенный платеж не дошел до счета адресата – уполномоченного налогового органа. Установленный порядок и нормы налогового права допускают возможность совершения платежей через налогового агента. В таком случае платеж будет считаться совершенным и обеспечение обязательства произойдет, когда соответствующая сумма была удержана налоговым агентом, имеющим данные права и полномочия.

Подтвержденный факт неисполнения обязательств налогоплательщиком в отношении регулярной уплаты налогов и сборов, будет являться правовым основанием для дальнейшего применения принудительных мер, направленных на скорейшее погашение существующей задолженности. Порядок и особенности применения данных мер регулируются нормами действующего налогового права.

Изменение обязанности по уплате налога или сбора

С процедурой обеспечения исполнения обязанностей по уплате налога или сбора рано или поздно сталкивается каждый гражданин. Под категорию обязательных налогоплательщиков попадают не только физические лица, но и различные организации, учреждения, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Саму юридическую процедуру по исполнению данных обязанностей можно назвать достаточно сложной и важной. В ее понятие и порядок входит не только обеспечение внесения регулярных денежных сумм на счет уполномоченного налогового органа, но и ряд иных обязанностей:

  • первоначальная постановка на учет в налоговом органе. Данный этап является обязательным, так как во время него осуществляется регистрация физического, либо юридического лица в качестве налогоплательщика. Без данного этапа любые требования об уплате налогов будут признаны недействительными;
  • ведение налогового учета. Также является неотъемлемым этапом в комплексе обязанностей. Ведение учета, особенно если речь идет об организации, как правило, поручается одному лицу – бухгалтеру. В это понятие входит постоянный контроль налоговых выплат, регулярное отслеживание текущих платежей, изменение определенных нюансов и иные действия для обеспечения полноценных налоговых правоотношений;
  • самостоятельное исчисление текущей налоговой базы и дальнейшее определение суммы задолженности, если таковая имеется, в целях обеспечения ее скорейшего погашения;
  • обеспечение перечисления налога на имеющийся расчетный счет налогового органа.

Изменение обязанности по уплате налога и сбора представляет собой определенные изменения, возникшие в порядке уплаты, установленном размере налога и т.д. Изменение также может касаться и допустимых сроков обеспечения уплаты налогов.

Изменение обязательно должно быть подтверждено налоговым органом, вместе с соответствующими разъяснениями, относительно сущности изменений и дальнейшего порядка осуществления налоговых правоотношений.

Право, теория и понятие права

1. Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых прароотношениях в качестве налогоплательщи­ков или плательщиков сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности, гово­рится: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в нали­чии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уп­латить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор. 2» Не всякий налог (сбор), установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта РФ или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог (сбор). Важнейшим критерием выступает законность установления нового налога или сбора. Еще в 1997 г. КС РФ о55. Конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов (он же ­основной принцип налогового права — законности и определенности налогового обязательства) развивается: • в п. 1 ст. 17 НК РФ, где перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установ­ленным законодателем; Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 года № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11 прим 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О государственной границе Российской Федерации» в ред. от 19 июня 1997 года» // СЗ РФ. 1997, № 46. Ст. 5339. в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения», а также «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сбо­ры, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федера­ции, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налого­вым кодексом Российской Федерации». Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; • порядок и сроки уплаты налога. При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены: плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база; ставка сбора.

Таким образом, если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает. 3. Помимо вышеперечисленных существенных (или обязательных) элемен­тов налогообложения существуют и дополнительные (или факультатив­ные) элементы юридического состава налога. Так, в необходимых слу­чаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. 4» Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государствен­ного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необ­ходимых случаях — и органами налоговой полиции. За неисполнение рас­сматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значе­ния обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) уча­ствовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обя­занность по уплате налога (сбора) общим термином «налоговая обя­занность«. Это узкий подход к определению понятия «налоговая обязан­ность налогоплательщика или плательщика сбора». Поэтому следует помнить, что рассматриваемая обязанность является главной, конституционной, но не единственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов. Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ, также являются налоговыми по своей сути, так как проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым законодательством. К ним, например, относятся: обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объек­тов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах; представлять в налоговый орган по месту учета в установленном поряд­ке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны упла­чивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и т. д.

Эти обязанности носят по отношению к основной конституционной обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов — обязаннос­ти по уплате налогов (сборов) — производный и обеспечительный ха­рактер. Поэтому понятие «налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора« включает в себя как обязанность по уплате налогов (сборов), так и иные обязанности участников налоговых правоотноше­ний, установленные налоговым законодательством. 5. Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекра­щается при наличии определенных оснований, которые устанавлива­ются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно. Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возникает у налого­плательщика и плательщика сбора с момента появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха­рактеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по упла­те налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом: • стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме; количественная — характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев); • физическая — используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате на­лога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах. Под основными видами объектов налогообложения понимаются: имущество; • деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг; экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход; иные объекты. Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты фе­деральных, региональных и местных налогов определяются исключи­тельно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения

многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагает­ся несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществля­ется в отношении налогоплательщиков — физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств — недостаточными для исполнения указанной обя­занности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по реше­нию налогового органа. При принятии в установленном порядке реше­ния об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ). Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов: уплаты налога (сбора) — своевременного и в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязан­ности путем перечисления исчисленной в установленном порядке сум­мы налога в соответствующий бюджет; смерти налогоплательщика или признания его умершим в порядке, уста­новленном гражданским законодательством (исключение из данного общего правила: задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах сто­имости наследственного имущества); ликвидации организации-налогоплательщика после проведения ликвида­ционной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фонда­ми) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества; наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (л. 3 ст. 44 НК РФ): — удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (ст. 24 НК РФ); — уплата налога за налогоплательщика поручителем (ст. 74 НК РФ); — взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете (ст. 46 НК РФ); — погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом (в отношении налогоплательщиков-организаций или налого­вого агента — организации) или судом (в отношении физического лица) взыскания на имущество налогоплательщика (статьи 47 и 48 НК РФ); — исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизован­ного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ); — исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим лицом, упёлномо­ченным органом опеки и попечительства управлять имуществом нало­гоплательщика (ст. 51 НК РФ); — списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ); — погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (в спорных случаях — по решению суда) с помощью зачета соответствующей суммы по другому излишне упла­ченному или излишне взысканному налогу (п. 5 ст. 78, ст. 79 НК РФ).

Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогопла­тельщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате нало­га. Уплата налога за третье лицо (друга, мужа, сослуживца или тещу) не допускается. Естественно, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (не возбраняется и досрочная уплата налога).

Причины прекращения обязанности по уплате налога или сбора

Действующие нормы налогового права и установленный порядок трактуют понятие прекращения обязанности по уплате налога или сбора как полное аннулирование данных обязанностей налогоплательщика вследствие определенных обстоятельств. Данное понятие также содержит в себе и причины, по которым может произойти прекращение обеспечения налоговой обязанности:

  • возникновение определенных обстоятельств, предусмотренных нормами налогового права РФ, при которых обязательным является прекращение данных обязанностей, а не их приостановление;
  • зафиксированная и подтвержденная смерть лица, являющегося налогоплательщиком;
  • полная ликвидация организации-налогоплательщика, которая произошла на основании решения, вынесенного ликвидационной комиссией, либо иным уполномоченным органом.

Перечень обстоятельств для прекращения налоговых обязательств может быть дополнен и иными причинами, в зависимости от конкретной ситуации и дополнительных нюансов.

Автор статьи

Досрочная уплата налогов физическими лицами

Парадоксальная ситуация сложилась в вопросе досрочной уплаты налогов гражданами:

  1. С одной стороны, действует уже упоминаемая выше ст. 45 НК РФ, по которой они уплачивать налоги досрочно имеют полное право.
  2. С другой, ст. 409 (2), 397 (4), 363 (3) НК РФ позволяют уплату физическому лицу налога на имущество, а также земельного и транспортного только на основании налогового уведомления.

Сложившаяся правовая коллизия может быть вскоре устранена введением понятия «налоговых взносов», т.е. возможностью авансовых платежей по налогам для граждан. Соответствующий законопроект уже направлен Правительством в Госдуму.

Добавить комментарий

Adblock
detector