Камеральные и выездные налоговые проверки: сравнение

Камеральная проверка – это проверочное мероприятие, которое осуществляется налоговой инспекцией, только основываясь на имеющихся данных, прописанных в налоговых документах, без осуществления какой-либо еще проверки для налогооблагаемого лица.

Проверка данного вида является самой распространенной из всех ныне существующих. Это некий подвид аудита, который проводится налоговыми органами. Стоит сказать, что камеральная проверка проводится для всех существующих хозяйствующих субъектов.

Организация собственного дела постоянно преследуется рисковыми ситуациями для бизнесменов разного уровня. Налоговые органы очень часто ведут проверочные комплексы и мероприятия для данных предприятий и компаний.

Налоговая проверка – это определенный вид налогового контроля, который реализуется в качестве выездной проверки, а также в камеральной форме. Она осуществляется с привлечением должностных лиц из Федеральной налоговой службы для обеспечения контроля при соблюдении налоговых законов Российской Федерации. Проверке могут быть подвержены не только налогоплательщики, так же эту проверку обязаны проходить агенты и лица, которые платят за различного рода сборы.

Отметим, что камеральная проверка представляет собой полную проверку налоговых документов, деклараций, бухгалтерии, отчетов, которые были поданы бизнесменами и крупными предприятиями. Главным отличием камеральных проверок является то, что они не нуждаются в конкретном выезде налоговой инспекции.

  1. Данная проверка осуществляется под руководством инспектора.
  2. Под проверочные мероприятия попадают отправленные налоговые декларации, операции по расчетам и платежам, разного рода справки и принятые заявления от сотрудников компании.
  3. Далее проводится анализ полученных документов, которые касаются налоговых перечислений.
  4. Отчет по проведенной камеральной проверке создается в электронной и печатной форме.
  5. Компании, где численность сотрудников превышает 100 человек, с начала 2008 года должны вести отчетные документы только в электронной форме.

Читайте также:  Новые сроки уплаты налогов и сдачи деклараций — таблица от ФНС

Цель и задачи

Камеральная проверка всегда проводится для того, чтобы:

  • контролировать соблюдение налогового кодекса Российской Федерации внутри предприятий;
  • выявлять величину неуплаченных или недопогашенных налоговых вычетов по имеющимся нарушениям;
  • взыскать неуплаченную или недопогашенную задолженность перед налоговой инспекцией;
  • привлекать нарушителей к ответственности налогового и административного типа;
  • подготавливать данные для осуществления реального выбора налогоплательщиков для понимания актуальности выездной проверки;
  • проверять легальность применения имеющихся льгот.

Любая проверка имеет собственные задачи в области применения. Камеральная проверка не исключение, и перед налоговыми органами отчитывается:

  • в проверке на правильность формирования бухгалтерских отчетов;
  • в подсчете величин по налоговым сборам, перечисляемых в государственный аппарат;
  • в контроле действий над своевременным предоставлением налоговой информации по расчетам;
  • в определении несоответствия информации в бухгалтерской отчетности;
  • в проверке информационных данных, которые указываются в бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • в определении нарушений налоговой ответственности.

Готовимся к камеральной проверке: на что обратить внимание?

Как проходит камеральная проверка? Какие документы необходимо представить? В какие сроки проводится проверка и чем заканчивается? Об этом и многом другом читайте в статье Екатерины Тощевой, старшего экономиста-консультанта.

С камеральной проверкой сталкиваются все компании и каждый индивидуальный предприниматель, независимо от выбранной системы налогообложения, присутствия убытка, показателей прибыльности. Такие проверки инспекция проводит регулярно на базе сданных деклараций и документов, полученных от налогоплательщиков.

О начале процедуры камеральной проверки предупреждать налогоплательщиков не будут. Проверка начнётся автоматически на основе представленной декларации/расчёта[1]. Вы поймёте, что в отношении вас проводится углублённая камеральная проверка, когда инспекция потребует представить документы, запросит пояснения. И тут налоговый орган не нарушает действующий закон, ведь нет норм Налогового кодекса, обязывающих ставить в известность о том, что они будут проводить углублённую проверку отчётности.

Права налогоплательщиков при проведении проверки

Часто в процессе проверки происходят нарушения прав налогоплательщиков. Чтобы этого не происходило, помните о своих правах.

  1. Право на проверку в рамках представленной отчётности. Как указано в пункте 1 статьи 88[2] НК РФ в рамках данной проверки проверяется тот налог, по которому представлена декларация, и только по периоду, указанному в данной отчётности.

Если налоговики принимают решение о привлечении вас к ответственности в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации, то смело направляйтесь в суд. Есть несколько примеров положительных решений: Постановления ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7599/08-С2[3], ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2007 № А58-6343/06-Ф02-5686/07[4].

  1. Право на информирование о выявленных ошибках и направление пояснений. При проведении камеральной проверки плательщики имеют право[5]:

1) получить от налоговой инспекции информацию об обнаруженных ошибках, содержащихся в отчётности, несоответствиях между имеющимися у контролирующих органов сведениями и сведениями, которые направлены проверяемыми.

Тот момент, что проверяющие не сообщили налогоплательщику об обнаруженных ошибках, может быть принят в суде в качестве ещё одного доказательства в вашу пользу (Постановление[6] ФАС Московского округа от 23.03.2006 № КА-А40/2122-06).

2) представить пояснения по обнаруженным ошибкам, противоречиям и (или) несоответствиям.

Игнорировать своё право на направление пояснений и дополнительных документов не нужно. Если вы внесёте ясность в ситуацию при расчёте налога, то претензии со стороны налоговиков будут незначительны. И, соответственно, можно избежать штрафов.

Читайте также:  6 способов посчитать проценты от суммы с калькулятором и без

Если налогоплательщик согласен с замечаниями инспекции, он вправе не направлять пояснения, а подать уточнённую декларацию.

Рассмотрим такую ситуацию. В процессе проведения камеральной проверки инспектор обнаружил ошибки и, позвонив по телефону, потребовал предоставить пояснения. Должна ли организация реагировать на устные требования сотрудников инспекции?

Налоговый кодекс прямо не отвечает на вопрос о том, в какой форме направляется сообщение налогоплательщику об ошибках, выявленных в ходе камеральной проверки. Чтобы составить акт камеральной проверки, налоговому органу необходимо соблюдение данного процесса. Поэтому на практике налогоплательщику информация об ошибках направляется в письменной форме.

Таким образом, налогоплательщики обязаны исполнять только законные требования налоговых органов, исполнение же устных указаний сотрудников ведомства законодательством не предусмотрено.

  1. Право на соблюдение сроков проверки. В процессе проведения камеральной проверки проверяющие обязаны придерживаться установленных НК РФ ограничений по сроку проверки. Проверка не может длиться больше трёх месяцев с момента представления отчётности (п. 2 ст. 88[7] НК РФ).

Указанное ограничение инспекция не всегда соблюдает.

Но неутешительный вывод вытекает из пункта 14 статьи 101[8] НК РФ: нарушение данного срока не является причиной для отмены решения по итогам данной проверки.

Также вы имеете право на предоставление уточнённой налоговой декларации в процессе прохождения проверки[9], право на соблюдение порядка при проведении процедур налогового контроля, право на получение акта, составленного по окончании проверки[10], право на изучение данных проверки[11] и т. д.

Сроки проведения камеральной проверки

Здесь всё просто. Срок проведения камералки по налогу на добавленную стоимость – два месяца, по остальным налогам – три.

Указанный срок не может быть продлён, но имеется одно исключение. Это в каждом правиле. Сотрудники налоговой вправе продлить срок проведения камеральной проверки по НДС, то есть проверка будет составлять уже три месяца. Но это возможно лишь в случае, если будут выявлены несоблюдение норм действующего законодательства о налогах[12].

Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи отчётности [13].

Дата окончания в общем случае – соответствующее число через три месяца. К примеру, инспекция получила отчётность 1 августа. Следовательно, последним днём проверки будет 1 ноября.

Изменились ли сроки проведения камеральной налоговой проверки из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране? Ведь было много изменений: переносились сроки уплаты налогов для некоторых компаний, вводились запреты на проверки в это непростое время. Камеральные проверки проводятся в общеустановленные сроки без каких-либо продлений. На это указывают толкования ведомств[14].

Какие документы необходимо представить?

При камеральной проверке проверяющие могут затребовать дополнительные документы только в случаях, установленных НК РФ[15].

Читайте также:  Что такое эффективная ставка налога на прибыль и как ее рассчитать?

К примеру, документы вы должны представить, если:

  • не представили документы вместе с отчётностью, хотя НК РФ возлагал на вас эту обязанность. Допустим, вы зачли уплату налога на имущество за границей, но к декларации не были приложены подтверждающие документы[16];
  • претендуете на ту или иную налоговую льготу;
  • направили отчётность по НДС с налогом к возмещению;
  • в представленной декларации по НДС либо в декларации контрагента есть расхождения, что привело к недоплате налога либо к завышению возмещаемого НДС;
  • воспользовались пониженными тарифами по страховым взносам или указали в отчётности необлагаемые выплаты. У вас могут запросить документы, которые их подтверждают;
  • представили уточнённую отчётность, если прошло два года от представления первоначальной отчётности и в которой был уменьшен налог либо увеличен убыток;
  • воспользовались вычетами по налогу по системе tax free;
  • претендуете на инвестиционный вычет по налогу на прибыль.

Также можете представить документы по собственной инициативе, если знаете, что проверяющие в любом случае их запросят.

В рамках камеральной проверки сотрудники инспекции имеют право проводить широкий диапазон мероприятий налогового контроля. Но прибегают к ним реже, чем, допустим, при выездной проверке.

На практике в процессе камеральной проверки проверяющие:

  • истребуют у компании документы. Вправе только в случаях, рассмотренных нами выше;
  • запрашивают документы и информацию у контрагентов, так называемая встречная проверка[17];
  • вызывают в инспекцию на допрос, просят предоставить пояснения. Учтите, что за игнорирование вызова в налоговую инспекцию предусмотрена ответственность. Также в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией срок предоставления пояснений в процессе проверки декларации по НДС увеличивался на 10 дней. Но это относится только к требованиям, полученным с 1 марта по 30 июня включительно. Основание этому пункт [18] Постановления Правительства РФ от04.2020 № 409;
  • проводят осмотр территории проверяемого. Но такие случаи ограничены[19].

Оформление результатов камеральной проверки

Оформление результатов проведённой проверки зависит, выявлены ли нарушения или нет.

Если нарушения обнаружены, то проверяющие в течение 10 рабочих дней после окончания проверки должны составить акт[20]. Если вы не согласны с описанным в нём заключением, то есть возможность направить возражения. Для этого у плательщика есть одни месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ[21]).

В итоге проверяющие выносят окончательное решение.

Если законодательство вы не нарушали, то результаты проверки проверяющие не регистрируют. Оформления какого-либо документа в данном случае Налоговым кодексом не предусмотрено.

Ответственность налогоплательщиков

Ответственность может наступить в случае отказа от представления или несвоевременного представления документов, затребованных инспекций. Штраф в данном случае составит 200 рублей за каждый документ, направить который вы отказались (п. 1 ст. 126 НК РФ[22]).

Также должностных лиц организации за указанное нарушение могут привлечь к административной ответственности. А это штраф, размер которого варьируется от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ[23]).

К ответственности также привлекаются плательщики, не предоставившие пояснения в указанный инспекцией срок. Придётся заплатить 5 000 рублей. Если в течение года нарушение повторится, то размер штрафа составит уже 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ[24]).

В случае непредставления документов и пояснений имеется риск включения в план выездных налоговых проверок.

Будьте внимательны, предоставляйте пояснения только по ТКС, если на вас возложена обязанность подать декларацию по НДС в электронном виде. Направив пояснения на бумажных носителях, они будут расценены как непредставленные (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ[25]).

Для справки

Регламент проведения камеральной налоговой проверки определён статьёй 88 Налогового кодекса РФ[26].

Этот вид проверки проводится на территории самой инспекции, без выезда к налогоплательщикам. Для налогоплательщиков это не доставляет неудобств, они продолжают вести свою финансово-хозяйственную деятельность.

Сотрудники ведомства при проведении камеральной проверки опираются на статьи НК РФ. Также используют:

  • рекомендации по проведению камеральных проверок[27];
  • письма[28] ФНС России, которые являются необходимыми к применению нижестоящими налоговыми органами.

Итак, камеральная проверка начинается после представления любой декларации или расчёта. А может ли проверка проведения без представления декларации? Нет, здесь действия проверяющих будут являться незаконными. Ведь камералка начинается только после представления отчётности. На что прямо указывает пункт 1 статьи 88 НК РФ[29].

Если инспекция не располагает представленной отчётностью, она вправе провести иной вид налогового контроля, но не камеральную проверку[30]. Но, обратите внимание: из любого правила есть исключение. К примеру, если декларацию (расчёт) не направила в намеченную дату иностранная компания, которая подлежит постановке на учёт согласно пункту 4.6 статьи 83 НК РФ[31], проверяющие вправе провести камеральную проверку на основе данных, которыми они располагают, а также данными о иных подобных налогоплательщиках.

Чтобы камеральная проверка завершалась с минимальными претензиями со стороны налоговых органов, знайте свои права и обязанности при проведении проверки.

[1] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[2] Ст. 88 НК РФ (часть первая)»от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[3] Постановление ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7599/08-С2 по делу № А76-4251/08 {КонсультантПлюс}.

Читайте также:  Как написать объяснительную записку об ошибке в работе

[4] Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2007 № А58-6343/06-Ф02-5686/07 по делу № А58-6343/06 {КонсультантПлюс}.

[5] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[6] Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2006 № КА-А40/2122-06 по делу № А40-45824/05-126-392 {КонсультантПлюс}.

[7] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[8] Ст. 101 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[9] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[10] Ст. 100 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[11] Ст. 101 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[12] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[13] Ст. 6.1 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[14] Вопрос: О сроках представления пояснений и документов (информации) на требования налогового органа в условиях распространения коронавирусной инфекции (Письмо ФНС России от 22.05.2020 № ЕА-4-15/8424) {КонсультантПлюс}.

[15] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[16] Ст. 386.1 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[17] Ст 93.1 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[18] Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (ред. от 11.07.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов) {КонсультантПлюс}.

[19] Ст. 92 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[20] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[21] Ст. 100 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[22] Ст. 126 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[23] Ст. 15.6 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[24] Ст. 129.1 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[25] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[26] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[27] Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (ред. от 13.02.2020) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» {КонсультантПлюс}.

[28] Письмо ФНС России от 27.07.2018 № ММВ-20-15/[email protected] «О сокращении сроков камеральной проверки» {КонсультантПлюс}.

[29] Ст. 88 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[30] Ст. 82 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

[31] Ст. 83 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) {КонсультантПлюс}.

Что говорит закон

Камеральная проверка, как говорилось выше, является видом аудита федеральной налоговой службы, которая проводится при поддержке действующего налогового кодекса Российской Федерации. Все информационные данные, касающиеся порядка и правил ее осуществления, прописаны в статьях 31, 87 и 88 налогового кодекса.

При наличии документов, которые постоянно присылаются различными компаниями и предприятиями, можно провести камеральную проверку. Недостающая документация может быть запрошена представителями налоговой инспекции. Количество этой документации всегда велико, поэтому довольно-таки часто встают ситуации, когда нужна полностью заверенная документация, а не ее часть.

Заверенные копии документов должны отражать все информационные данные, которые есть на оригинале данной бумаги. Налоговое законодательство не предусматривает определенные условия для предоставления заверенных копий документов в Федеральную налоговую службу. Именно по этой причине заверяться могут любые документы и в любом количестве.

Пакеты с документами должны соответствовать определенным требованиям:

  • текст должен быть читабельным;
  • при просмотре пакетов не должно быть ситуаций с возможным ее механическим повреждением;
  • необходимо обеспечить простое и беспрепятственное копирование с документов;
  • все страницы должны быть пронумерованы, а также в конце указывается количество заверенных копий.

В налоговые органы папки с документами отсылаются с прилагаемым сопроводительным письмом.

В случаях, когда при помощи камеральной проверки в работе бизнесмена или простого работника были выявлены нарушения, касающиеся налогового кодекса, то налоговые инспектора имеют полноценное право наложить штрафные санкции, пени, дополнительные выплаты и т.д. Штрафные санкции выписываются, если:

  1. был зафиксирован факт уклонения от налоговых отчислений в количестве 20% от неуплаченных величин;
  2. был установлен отказ от заполнения и передачи налоговой декларации и отчетной документации;
  3. остальные нарушения административного характера.

Если бизнесмен или же руководящий состав компании скрывает от налоговой инспекции крупное количество денег, то они будут отвечать согласно статьям Уголовного законодательства Российской Федерации.

Критерии риска проведения выездной налоговой проверки

Выездные налоговые проверки проводятся по плану, который является внутренним документом ФНС. В отличие от плана неналоговых проверок, который публикуется на сайте Генпрокуратуры, найти такую информацию в свободном доступе невозможно. Для отбора налогоплательщиков, включаемых в план выездных налоговых проверок, была создана специальная Концепция, утвержденная Приказом ФНС № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.2007 года.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность не включения в план выездных налоговых проверок». (Из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок)

В приложении к этому документу приводится 12 основных критериев, рекомендуемых налогоплательщикам для самостоятельной оценки рисков проведения выездных налоговых проверок:

  1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности или в конкретной отрасли. Рассчитывается налоговая нагрузка как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) налогоплательщика.
  2. В налоговой или бухгалтерской отчетности отражаются убытки на протяжении двух и более лет.
  3. Среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Такие официальные данные можно найти на сайте Росстата.
  4. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Имеются в виду такие показатели как: приближение к максимальному уровню доходов на УСН (в 2021 году – 150 млн. рублей); площадь торгового зала в 150 кв. м для ЕНВД; количество работников на спецрежиме (100 человек для УСН и ЕНВД или 15 человек для ПСН) и др.
  5. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Этот критерий риска относится к ИП на общей системе налогообложения. Рисковым считается значение совершенных расходов в 83% и более от доходов.
  6. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) – для организаций на ОСНО.
  7. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога превышает 89% за период 12 месяцев.
  8. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Как видите, рискованно не отвечать на запросы налоговой инспекции по результатам камеральной проверки деклараций.
  9. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Под деловой целью подразумевается, что любая деятельность налогоплательщика должна быть направлена на получение прибыли.
  10. Неоднократное, более двух раз, снятие и постановка на учет в налоговых органах организации в связи с изменением юридического адреса (так называемая миграция между налоговыми инспекциями).
  11. Значительное (на 10% и более) отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Подозрительным, с точки зрения налоговых органов, являются отношения с партнерами – недобросовестными контрагентами. Критерием риска, в том числе, является отсутствие: личных контактов руководства или уполномоченных должностных лиц при обсуждении условий поставок и подписании договоров; информации о фактическом местонахождении контрагента и его площадей; документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента или его представителя; информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и др.

Читайте также:  Как получить или узнать ИНН в 2021 году

Сроки проведения

Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 88 прописывает конкретные правила для проведения камеральной проверки. Она должна быть реализована налоговой инспекцией не позднее 90 дней с того момента, как налогоплательщиком была подана декларация и отчетная документация, которая составлена в соответствии с установленными нормами.

Очень часто возникают случаи, когда данный период для камеральной проверки начинается с даты, когда документация была получена, или же когда инспектора приняли решение о проведении проверки. Но такая организация проверки является незаконной, и суд может без труда признать вину налоговых инспекторов.

При условии, когда инспектора выявили внутри предприятия нарушения по налоговому законодательству, они обязаны обратиться в судебные органы власти. При подаче искового заявления, на рассмотрение дается срок полгода. Если в течение этого времени суд не рассмотрел иск, то штрафы, определенные налоговыми инспекторами, не применяются к ответчику.

Камеральные проверки — 2021: что меняется из‑за COVID‑19

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, до 31 мая 2021 года включительно вынесение решений о назначении выездных налоговых проверок и проведение уже назначенных проверок приостанавливаются. Также приостанавливаются проверки в области трансфертного ценообразования и валютного законодательства РФ (за исключением случаев, когда по уже начатым проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2021 года).

Помимо выездных проверок приостанавливаются и все сроки, которые устанавливает Налоговый кодекс по данным проверкам.

При этом несмотря на то, что сроки предоставления отчетности для ряда налогоплательщиков сдвигаются, камеральные отделы, контрольно-аналитические отделы налоговых инспекций и отделы, которые занимаются предпроверочным анализом, продолжают работать.

Ранее Приказ ФНС РФ от 20.03.2020 N ЕД-7-2/[email protected] приостановил до 1 мая 2021 года проверки соблюдения требований законодательства о применении ККТ, использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов.

Перенос сроков представления документов по требованию

Постановление № 409 внесло некоторые корректировки в процесс камеральных проверок, исполнения требований о представлении документов. И поэтому бизнес, которому поступают любые документы от налоговых органов — уведомления о вызове, повестки о вызове на допрос и т.д., должен знать, что сроки представления документов по требованию налоговиков предлеваются:

  • на 10 рабочих дней

На такой срок предоставлена отсрочка по представлению документов и пояснений по требованиям, направляемых в рамках камеральных проверок по НСД и полученным с 1 марта по 31 мая 2021 года включительно.

  • на 20 рабочих дней

На такой срок смещается представление документов и пояснений по всем остальным требованиям, которые получены в этот период.

Таким образом, сроки увеличиваются за счет того, что к стандартному сроку, установленному Налоговым кодексом, прибавляется срок, прописанный в Постановлении.

С учетом объявления нерабочих дней до конца апреля, для компаний, которые не работают в указанный период, срок реагирования на требования налогового органа продлевается еще дальше. Однако если компания продолжает осуществлять свою деятельность даже в нерабочие дни, в том числе в режиме удаленки, период нерабочих дней, установленный указом президента, в это срок не включается.

В п. 7 Постановления № 409 указывается на запрет, который налагается на применение санкций за налоговые правонарушения по ст. 126 НК РФ, совершенные в период с 1 марта до 31 мая 2021 года. То есть если вы, как налогоплательщик, не представили документы в рамках проверки, которая проводится в отношении вашей компании, или не представили документы (информацию) по требованию, направленному в рамках встречных проверок, то ответственность применяться не будет.

Однако при запрете на применение ст. 129.1 НК РФ, которая имеет отношение к неисполнению требований, направленных вне рамок налогового контроля, то есть по конкретным сделкам, риск привлечения к ответственности остается. На практике бизнес может столкнуться с проблемой, когда таких требований начнет поступать еще больше. В этих требованиях могут быть завуалированы вопросы, которые обычно налоговые органы задают на допросе.

Налоговый юрист Мария Лоецкая, обращая внимание компаний на этот факт на вебинаре «Пандемия COVID‑19: налоги и налоговый контроль», просит внимательнее относиться к таким требованиям и анализировать их законность. Более того, следует ожидать, что по окончании периода карантина налоговыми органами будет осуществляться усиленный контроль: пандемия повлияет на радикальное сокращение налоговых поступлений, при этом задача пополнения бюджета никуда не денется.

Как отмечают эксперты, несмотря на то, что выездные налоговые проверки приостановлены, на практике компаниям продолжают поступать требования за проверяемый период, но со ссылкой на ч. 2 ст. 93.1 НК РФ. Это незаконно, и если подобные действия предпринимаются в отношении вашей компании, то вы не обязаны такие требования исполнять.

Как отвечать на требования в период пандемии

Часть компаний перевела сотрудников на удаленный режим работы и продолжает деятельность в объявленные нерабочие дни. Может случиться так, что бухгалтерия получит требование от налоговой о необходимости представления некоторых документов, находящихся в офисе. То есть доступа к документам у бухгалтеров нет.

Будет ли распространяться продление срока предоставления документов по требованию на такую компанию? И каким локальным нормативным актом следует доказать тот факт, что бухгалтерия не могла исполнить требование?

Алгоритм действий

Если компания перевела сотрудников на удаленный режим, у нее должен быть соответствующий приказ. Поскольку требование направлено не в рамках камеральной проверки по НДС, а документы истребуются вне рамок проверки, то срок его исполнения составляет 10 рабочих дней. Но как уже было сказано выше, Постановление № 409 продлило сроки представления документов, и поэтому к стандартным 10 рабочим дням прибавляются еще 20. Таким образом, у компании есть 30 рабочих дней на то, чтобы дать ответ налоговикам.

В течение этого срока необходимо сообщить о том, что приказом гендиректора в компании установлен удаленный режим работы для сотрудников бухгалтерии и необходимые документы находятся в офисе, доступа к ним нет.

Если в течение 30 дней режим работы в связи с обстоятельствами не будет отменен, то следует дать ответ о невозможности представления документов в установленный срок. Это необходимо сделать для того, чтобы к компании не применили санкции.

Направлено требование в рамках выездной проверки — что делать?

В такой ситуации логично ссылаться на Постановление № 409, в рамках которого приостановлены все выездные проверки.

Если вы получаете встречное требование по ст. 93.1 НК РФ в связи с проведением выездной проверки у вашего контрагента или у какого-либо третьего лица, то имеет смысл сослаться на положения Постановления № 409 о том, что все выездные проверки приостановлены, а потому вы в рамках встречной проверки в период с 1 марта по 31 мая ни на какие встречные требования отвечать не обязаны.

Важно помнить еще и о том, что действие принципа приостановки выездных проверок распространяется на все компании, независимо от того, в каком режиме они продолжают работать.

Порядок проведения

Конкретные этапы для проведения камеральной проверки в организации не сформированы Налоговым кодексом Российской Федерации. Но, основываясь на статьях 88-101 все эти действия можно поделить на четыре части:

  1. Организуется прием документов от организаций или физических лиц, согласно установленным нормам. Здесь налоговые инспектора должны перепроверить всю нужную информацию по документам, которые должны быть в одной папке с декларацией и расчетами. При условии, что все документы на месте, начинается проверка.
  2. Принимается решение об осуществлении камеральной проверки внутри конкретных предприятий.
  3. После проверки создается отчетная документация, где прописываются ход проверки и ее результаты. Инспектора имеют полноценное право потребовать документы о ранее заявленных льготах для компании (при условии, что они были заявлены в декларации). В случае, когда декларация имеет большое количество ошибок и несогласованных данных, то Федеральная налоговая служба сообщает об этом налогоплательщику с последующим прошением исправить эту информацию на достоверную. Налогоплательщик должен исправить данные в декларации не позднее, чем через пять дней.
  4. Проводится доскональный анализ полученной информации и выносится окончательное решение по поводу каждой из проверенных организаций. Здесь, при выявлении ошибок и нарушений, составляется определенный акт. Но, если таких нарушений нет, то налоговые инспектора должны проставить в налоговой декларации «галочку» о том, что камеральная проверка была проведена.

Подготовила: юрист Практики Канаева А.С.

Налоговый кодекс РФ наделяет ФНС России полномочиями по проведению проверок налогоплательщиков с целью контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. При этом налоговые проверки могут проводиться как по месту нахождения налогового органа без выезда (камеральная проверка), так и по месту нахождения налогоплательщика (выездная).

Таблица: отличия камеральных и выездных проверок

Критерий Камеральная (ст.88 НК РФ) Выездная (ст.89 НК РФ) Место проведения По месту нахождения налогового органа (без выезда) На территории (в помещении) нахождения налогоплательщика: по юридическому или фактическому адресу Основание проведения Подача налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и иных документов в инспекцию Решение руководителя (его заместителя) налогового органа Сроки проведения В течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации (расчета) У одного налогового органа (если отдельная самостоятельная проверка одного филиала/представительства) – не более 1 проверки в течение календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период

В отношении одного налогоплательщика (филиала/представительства при комплексной проверке) – не более 2 проверок в течение календарного года (исключение: решение руководителя налогового органа)

Срок течения — Не более 2 месяцев (может быть продлена до 4 месяцев, в исключительных случаях – до 6 месяцев) Предмет проверки Ошибки в налоговой декларации (расчете), противоречия или несоответствия сведений декларации и иных документов (или сведений налогового органа) Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов Период до 3 календарных лет до года, в котором проводится проверка Полномочия представителей ФНС Истребование пояснений (пояснительной записки) налогоплательщика (иные документы могут быть представлены только по усмотрению плательщика), а также документов, подтверждающих право на налоговые льготы Ознакомление с налоговой отчетностью плательщика по месту его нахождения (доступ на территорию, в помещения, хранилища), истребование документов, относящихся к предмету проверки

Инвентаризация имущества

Осмотр помещений и территорий

Выемка документов и предметов – на основании постановления, утвержденного руководителем налогового органа

Привлекать эксперта (специалиста) для участия в проведении проверки

Результат проверки Акт проверки (в случае выявления нарушений) – в течение 10 дней с окончания Справка о проведении проверки (составляется в последний день проверки)

Акт налоговой проверки (в течение 2 месяцев со дня составления справки)

Принципы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок

Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной Приказом ФНС России от 30.05.2007 года № ММ-3-06/333. Указанная Концепция определяет единый подход к планированию выездных проверок, указывает лишь на общие критерии отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

Так, согласно Концепции, вся поступающая в налоговый орган информация о налогоплательщиках должна подвергаться постоянному тщательному всестороннему анализу.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

На основе полученных сведений проводится предпроверочный анализ финансово-экономических показателей их деятельности, который складывается их нескольких уровней:

— анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

— анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

— анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

— анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Для оценки целесообразности выездной проверки налоговый орган должен объективно оценить все выявленные критерии рисков деятельности плательщика в совокупности. Если налоговый инспектор усмотрел схему ухода от налогообложения в деятельности плательщика, он включает плательщика в план выездных проверок.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган также определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок в отношении контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

Самостоятельная оценка рисков

Концепция устанавливает критерии, с помощью которых налогоплательщик может самостоятельно оценить вероятность попадания в план выездных проверок:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Практика ФНС: низкая налоговая нагрузка допустима для вновь созданных организаций в течение первых 3 лет деятельности. Даже если такие налогоплательщики попадают в список выездной проверки, санкции в случае нарушения им законодательства о налогах и сборах обычно не применяются.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (более 5 лет подряд).

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период (более 89%).

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) – более 84%.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Также в критерий включаются случаи ведения плательщиком договорной деятельности с посредниками (контрагентами), имеющими признаки «проблемных»: нет контакта с исполнительными органами этих лиц, признаки «фирм-однодневок», нет информации о них в СМИ и интернете, товары, работы или услуги у них приобретаются по завышенным ценам и т.д.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Представители налоговых органов поясняют, что на практике выездная налоговая проверка (или хотя бы предпроверочный анализ финансово-экономических показателей) проводится строго в обязательном порядке только в трех случаях: подача налогоплательщиком заявления о ликвидации, поступление жалобы от третьего лица о нарушении плательщиком налогового законодательства и «миграция» между налоговыми органами (даже единоразоавя).

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Плательщик может избежать проведения в отношении него выездной проверки просто путем предоставления в налоговый орган пояснительных документов. Так, в случае получения уведомления налогового органа о несоответствии сведений в представленной декларации плательщик должен подать уточненную декларацию с пояснительной запиской. На практике, уточненная декларация не исключает возможность проверки, но проверка проводится камеральная, а не выездная.

На практике добровольное ведение предметной переписки с налоговым органом, телефонных или личных переговоров с должностными лицами ФНС чаще заканчиваются в положительном ключе, чем если бы это было молчаливое бездействие плательщика.

Выездная проверка: порядок проведения, полномочия инспектора, права и обязанности плательщика

План выездных проверок, скорее всего, относится к сведениям, составляющим налоговую тайну, хоть это прямо не указано в законе.

«Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок», — гласит официальный сайт ФНС России. Однако, списки плательщиков, в отношении которых назначены выездные налоговые проверки, никогда не разглашаются и не размещаются в открытом доступе.

За пять дней до проведения проверки налоговый орган уведомляет самого плательщика о проведении в отношении него проверки (Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, утв. Письмом ФНС от 8 октября 2010 г. № АС-37-2/12931).

Получив уведомление, налогоплательщик обязан ко дню и времени проведения выездной проверки обеспечить доступ представителей налогового органа на территорию и в помещения, где ведется его деятельность и хранится бухгалтерская документация. В случае, если плательщик не обеспечит доступ на территорию или иным образом будет препятствовать проведению проверки представители налогового органа вправе составить акт о противодействии проведению налоговой проверки (необеспечению права должностных лиц ознакомиться с подлинниками документов). Экземпляр такого акта вручается представителю организации под роспись (в случае отказа от подписания акта в нем делается соответствующая пометка).

Плательщик вправе требовать у представителей налогового органа предоставления ему служебных удостоверений и решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, в случае их непредоставления он вполне правомерно может запретить визитерам проходить на территорию и в помещения, где ведется его деятельность.

Обычно выездная комиссия состоит из 1-3 должностных лиц налогового органа.

По результатам проверки должностные лица составляют акт налоговой проверки, в котором отражаются все существенные сведения о проведенной проверке (ч.2 ст.100 НК РФ). В течение 5 дней с вынесения указанный акт вручается под расписку плательщику, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю, либо направляется по почте заказным письмом на адрес местонахождения организации или жительства физического лица. В последнем случае датой вручения акта будет шестой день с даты отправки письма.

В случае если плательщик не согласен с фактами, отраженными в акте налоговой проверки, он вправе в течение 15 дней с момента получения акта представить в налоговый орган по месту его нахождения письменные возражения (по акту в целом или по его отдельным положениям), с приложением по усмотрению плательщика подлинников или копий документов, подтверждающих его возражения.

После предоставления плательщиком возражений (или истечения срока для их представления), руководитель налогового органа обязан в 10-дневный срок рассмотреть акт налоговой проверки и возражения, а также иные материалы налогового контроля, и принять решение о привлечении плательщика к ответственности либо об отказе в привлечении лица к ответственности.

Лицо должно быть извещено о времени и месте рассмотрения материалов. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки (за исключением случаев, когда участие лица было признано руководителем (заместителем) налогового органа обязательным). При рассмотрении материалы налоговой проверки оглашаются и исследуются в полном объеме.

Решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено. Если плательщик обжалует данное решение в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган, срок вступления в силу продлевается до принятия удовлетворительного решения вышестоящим органом. Порядок и последствия апелляционного обжалования установлены статьей 101.2 НК РФ.

Следует отметить, что с момента вынесения решения о привлечении к ответственности руководитель налогового органа вправе вынести решение о принятии обеспечительных мер в отношении имущества налогоплательщика, которое вступает в силу немедленно с момента его вынесения. Сюда включаются арест недвижимого имущества плательщика, транспортных средств, готовой продукции, сырья и материалов, арест расчетных счетов.

Читать подробнее https://www.yurliga-business.ru/we-are-wrighting/analitic/viezdniyenalogovyeproverki

Отличия камеральной и выездной проверки

На данный момент широкое применение имеют камеральные и выездные проверки. Последние организуются в соответствии с 89 статьей Налогового кодекса Российской Федерации. Так в чем их отличия?

Камеральные проверки проводятся согласно режиму Федеральной налоговой службы. Проверка проводится, основываясь на полученных информационных данных из деклараций или бухгалтерской отчетности компании. Стоит сказать, что о проведении этой проверки сам налогоплательщик не оповещается, а также не нужно определенное согласие руководства налоговой инспекции.

Сроки для проведения камеральной проверки равны три месяца, а изменения, которые можно внести по требованиям налоговых органов, необходимо оформить не позднее, чем через пять дней. Проверочный акт оформляется только, если были выявлены нарушения.

Выездные проверки реализуются не по всем компаниям, а выборочно на протяжении различных отчетных кварталов или по разным налоговым отчислениям. Для проведения проверки инспектора выезжают непосредственно в организацию или же она проводится в ближайшем отделении Федеральной налоговой службы.

Чтобы начать проверку, необходимо получить разрешение руководителя, к которому прикреплены инспектора. Руководящий состав предприятия, которое будет проверяться, должен быть оповещен в обязательном порядке. Время для проведения выездной проверки равно 2-6 месяцев, но не чаще, чем два раза в год. По окончанию процесса проверки предпринимателю или физическому лицу выдается документ, где говорится о проведенной проверке. Также инспектора должны составить отчетный акт, где формируется решение, несмотря на то, были ли нарушения или же отсутствовали.

Налоговые проверки

В статье 87 Налогового кодекса закреплены два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. И после 1 января 2007 г. в этом плане ничего не изменилось. Но при этом как содержательная, так и процедурная часть налоговых проверок претерпели существенные изменения. Рассмотрим новые правила проведения проверок подробнее.

Ежемесячный журнал «Экономико-правовой бюллетень» N 1, 2007 г. КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
В новой редакции НК РФ круг задач, стоящих перед камеральной налоговой проверкой, значительно сужен, равно как ограничены и другие параметры ее проведения. По смыслу пунктов 1 и 2 ст. 88 НК РФ <*> камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в силу закона.

<*> Если не указано иное, здесь и далее приведены ссылки на статьи НК РФ в новой редакции.

При этом по общему правилу налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 7 ст. 88 НК РФ). В исключение из этого правила налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие:

  • право налогоплательщика на получение налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);
  • право на возмещение НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • правомерность применения налоговых вычетов (ч. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ),
  • а также документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

Во всех других случаях требование налогового органа предоставить при камеральной проверке дополнительные документы не будет соответствовать НК РФ. Так, например, при обнаружении ошибок в налоговой декларации (расчете) и/или противоречий (несоответствий) между сведениями, имеющимися в представленных документах, налоговый орган будет вправе требовать от налогоплательщика в течение пяти дней сделать необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, но не вправе истребовать дополнительные документы (п. 3 ст. 88 НК РФ). Предоставление таких документов — право, а не обязанность налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ). Именно по такому пути шла судебная практика и ранее. В частности, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 11.10.2005 N А55-5609/05-29 разъяснил, что камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, и не должна подменять собой выездную проверку. Если камеральной проверкой в представленных документах не выявлено противоречий, то и правовых оснований для истребования дополнительных документов не имеется. Впрочем, если проверяющее должностное лицо налогового органа сочтет, что представленных документов для проведения проверки недостаточно, оно вправе истребовать и другие документы как у самого налогоплательщика (п. 1 ст. 93 НК РФ), так и у иных лиц (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), вручив им требование о представлении указанных документов. Это означает, что по сути налоговый орган может истребовать документы практически в любом случае.
В прежней редакции ст. 87 НК РФ указывалось, что налоговой проверкой (как выездной, так и камеральной) могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки. Теперь данное положение справедливо лишь для выездных налоговых проверок. Об этом говорится в части второй п. 4 ст. 89 НК РФ. В отличие от выездных проверок, конкретный период, который может быть охвачен камеральной налоговой проверкой, в НК РФ не определен. Однако из содержания ст. 88 НК РФ следует, что камеральная налоговая проверка может проводиться только на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) за соответствующий период, охваченный декларацией. Впрочем, как будет истолкована ст. 88 НК РФ налоговиками — покажет практика.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов (п. 2 ст. 88 НК РФ). В случае обнаружения в документации ошибок или противоречий налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием в течение пяти дней дать необходимые пояснения или установить срок для внесения соответствующих исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ). И лишь после соблюдения указанной процедуры, если после представления налогоплательщиком пояснений налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, в установленном порядке составляется акт налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ).

ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения (ч. 4 п. 2 ст. 89 НК РФ): 1) полное и сокращенное наименование (фамилию, имя, отчество — для физических лиц) налогоплательщика; 2) предмет проверки, т.е. сведения о налогах, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; 3) периоды, за которые проводится проверка; 4) должность фамилию и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается ФНС России (ч. 5 п. 2 ст. 89 НК РФ). Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проведения проверки (ч. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Что касается проверки периодов текущего года, то налоговые органы всегда исходили из того, что закон не ограничивает их права на проведение камеральных и выездных налоговых проверок за текущий год. Думается, что и после внесения изменений в НК РФ подобная практика сохранится.

По общему правилу налоговые органы не вправе проводить две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период, а общее число выездных налоговых проверок в течение календарного года должно быть не больше двух (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но в силу части второй п. 10 ст. 89 НК РФ данное правило не применяется в двух случаях: 1) при назначении повторной выездной налоговой проверки (ч. 4 п. 10 ст. 89 НК РФ), проводимой:

  • вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного. Причем во втором случае может проверяться только тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация. И это — существенная новелла Налогового кодекса;

2) при назначении выездной налоговой проверки, осуществляемой в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (п. 11 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если перечисленные основания отсутствуют, то налоговый орган не вправе осуществлять повторную выездную налоговую проверку по одним и тем же налогам в течение одного периода.
Для организаций, имеющих филиалы и представительства, актуальны также вопросы: возможна ли выездная налоговая проверка филиала, если в течение одного налогового периода проверялась сама организация? Или наоборот: можно ли проверять организацию, если ранее проверялся филиал? В новой редакции ст. 89 НК РФ на них появились ответы. По общему правилу налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки только в составе проверки головной организации. Исключением является проверка правильности исчисления и уплаты филиалом региональных и/или местных налогов. В этом случае налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиала (п. 7 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если ранее проверялась организация в целом, то налоговые органы вправе назначить самостоятельную выездную налоговую проверку филиала (представительства). Если ранее проводилась самостоятельная налоговая проверка филиала (представительства), то налоговые органы вправе в течение одного периода провести выездную проверку организации в целом. Это прямо следует из содержания части третьей п. 5 ст. 89 НК РФ, где сказано, что при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитываются проведенные самостоятельные выездные налоговые проверки его филиалов и представительств.

ПРОДЛЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОВЕРКИ

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Но данное правило претерпевает существенные коррективы в случаях:

  • продления срока выездной налоговой проверки;
  • приостановления ее проведения.

Установленный в п. 6 ст. 89 НК РФ двухмесячный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России (ч. 2 п. 6 ст. 89 НК РФ). Согласно п. 2 действующего письма МНС России от 29.04.2004 N 06-4-03/640 «О порядке представления управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок» в настоящее время основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:

  • проведение проверок крупнейших и основных налогоплательщиков;
  • получение в ходе проведения проверки информации от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;
  • наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п. ) на территории, где проводится проверка;
  • иные исключительные обстоятельства.

Изменятся ли эти основания после 1 января 2007 г., по-видимому, будет решать ФНС России. Приостановление проведения выездной налоговой проверки осуществляется руководителем налогового органа или его заместителем по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. 89 НК РФ. К таким основаниям, в частности, относятся:

  • истребование документов (в рамках проводимой выездной налоговой проверки) у контрагентов проверяемого налогоплательщика или иных лиц (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
  • получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
  • проведение экспертиз;
  • перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Указанный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. Исключение составляют случаи, когда требуется получение информации от иностранных государственных органов. В такой ситуации срок приостановления проверки может быть увеличен дополнительно еще на три месяца. Так что с учетом приостановления срок проверки может составить 8 — 11 месяцев.
КРУПНЕЙШИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

При внесении в НК РФ поправок не были обойдены вниманием и крупнейшие налогоплательщики. Несмотря на то что частью третьей п. 1 ст. 83 НК РФ было предусмотрено право Минфина определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, нормы, касающиеся особенностей налогового контроля в отношении них, в прежней редакции НК РФ отсутствовали. Закон N 137-ФЗ восполнил этот пробел. Теперь в части второй п. 2 ст. 89 НК РФ прямо указано, что решение о проведении выездной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков выносит налоговый орган, осуществивший их постановку на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Таким образом, если организация, признанная крупнейшим налогоплательщиком, имеет местонахождение и состоит на налоговом учете, к примеру, в г. Угличе, а межрайонная налоговая инспекция по учету крупнейших налогоплательщиков находится в г. Ярославле, то органом, правомочным проводить выездную налоговую проверку, будет Ярославская межрайонная налоговая инспекция по учету крупнейших налогоплательщиков.

О СУДЬБЕ ВСТРЕЧНЫХ ПРОВЕРОК

В прежней редакции НК РФ проведение встречных проверок было предусмотрено частью второй ст. 87 НК РФ. В новой редакции НК РФ каких-либо упоминаний о встречных проверках нет. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые проверки делятся на два вида: камеральные и выездные. Следовательно, проводить встречные налоговые проверки налоговые органы с 1 января 2007 г., казалось бы, больше не вправе. Тем не менее в соответствии с новой ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих информацией о проверяемом налогоплательщике, соответствующие документы. Причем документы могут быть истребованы как в рамках проведения налоговой проверки — выездной или камеральной (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), так и вне ее (п. 2 ст. 93.1. НК РФ), т.е. по сути — в любом случае. Сама процедура закреплена в п. 3 ст. 93.1 НК РФ: проверяющий налоговый орган направляет письменное поручение об истребовании документов в налоговый орган по месту учета контрагентов и иных лиц, у которых должны быть получены документы. В свою очередь налоговый орган по месту учета контрагента или иного лица должен направить тому соответствующее требование о представлении документов (информации). Требование направляется в течение пяти дней со дня получения от проверяющего налогового органа поручения (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Согласно п. 7 ст. 93.1 НК РФ порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России.

ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Процедура истребования документов у налогоплательщика в рамках проведения налоговой проверки (камеральной и выездной) предусмотрена ст. 93 НК РФ. Документы могут представляться в виде копий, заверенных самим проверяемым. Нотариального заверения при этом не требуется. При заверении копий документов следует руководствоваться Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст. Думается, что для большей обоснованности «бесед» с налоговиками следует запастись экземпляром данного документа. Документы должны представляться налогоплательщиком в течение 10 дней со дня вручения требования (ранее этот срок составлял 5 дней). Сейчас все сроки в НК РФ исчисляются в рабочих днях. Раньше такого уточнения в НК РФ не было. Поскольку в законе не указывалось, как следует исчислять данный срок — в рабочих или календарных днях, Минфин России в письме от 23.11.2005 N 03-02-07/1-317 разъяснил, что речь идет о календарных днях. Но суды во многих случаях занимали противоположную позицию и требовали исчислять срок представления документов для проверки в рабочих днях, поскольку в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах следует исчислять в рабочих днях (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.2003 N Ф04/3562-1013/А46-2003). В этой связи позиция судов представляется нам более обоснованной. Если налогоплательщик не в состоянии выполнить требование налогового органа в срок, то он вправе письменно уведомить налоговый орган о невозможности представления документов. Причем уведомление нужно успеть направить не позднее дня, следующего за вручением требования налогового органа. На основании уведомления, полученного от налогоплательщика, налоговый орган вправе продлить срок представления документов или отказать в таком продлении, о чем выносится отдельное решение. При этом налогоплательщик вправе обжаловать отказ в судебном порядке. А вот отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ). Впрочем, судебная практика и раньше шла по такому пути. Соответствующие решения содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2005 N А05-4231/04-18, Центрального округа от 16.06.2005 N А09-12331/04-30 и от 16.08.2005 N А62-178/05. Например, с точки зрения ФАС Волго-Вятского округа, истребование дополнительных сведений и документов в ходе камеральной проверки должно производиться налоговым органом с учетом целей соответствующей налоговой проверки. Полномочия налогового органа по истребованию документов при проведении камеральной проверки не ограничены случаями обнаружения ошибок и противоречий в налоговой декларации (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.05.2006 N А82-5807/2005-99). В свою очередь, по мнению ФАС Поволжского округа, при отсутствии выявленных ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, истребование дополнительных документов должно быть признано незаконным (см.: постановления ФАС Поволжского округа от 24.11.2005 N А57-4208/05-9 и от 11.10.2005 N А55-5609/05-29). Впрочем, с такими выводами согласны не все суды. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 08.02.2006 N А05-12139/05-31 указал: «Ст. 88 НК РФ не ограничивает право налоговых органов на истребование документов для проведения камеральной налоговой проверки никакими условиями, в т.ч. объемом запрашиваемой документации».

«ИНОЙ» НЕ ЗНАЧИТ «ДРУГОЙ»

В пункте 2 новой ст. 100.1 НК РФ упоминается об «иных мероприятиях налогового контроля». О чем именно идет речь? Несмотря на то, что термин «иные мероприятия» в Кодексе не расшифровывается, можно предположить, что к ним относятся «дополнительные мероприятия налогового контроля», перечисленные в части третьей п. 6 ст. 101 НК РФ. К таким мероприятиям, в частности, относятся:

  • истребование документов в рамках проведения налоговой проверки и вне ее, в том числе у контрагентов налогоплательщика и иных лиц (статьи 93, 93.1 НК РФ);
  • допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ);
  • проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ).

Данный перечень является исчерпывающим. В связи с изложенным возникает вопрос: могут ли считаться «иными мероприятиями», к примеру, осмотр, выемка документов, проведение инвентаризации, получение объяснений, привлечение специалистов и т.п.? Нам представляется, что в состав иных мероприятий должны входить только те действия, которые могут осуществляться за рамками выездной или камеральной проверки. Если же определенные действия (например, инвентаризация — п. 13 ст. 89 НК РФ, осмотр — п. 1 ст. 92 НК РФ или выемка — п. 14 ст. 89 НК РФ) проводятся только в процессе налоговой проверки, то относить их к «иным мероприятиям» уже нельзя. В противном случае речь может идти о повторной налоговой проверке. Решение о проведении дополнительных мероприятий принимается руководителем налогового органа по результатам рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки. В настоящее время форма такого решения утверждена Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60.
ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Если в результате проведения камеральной налоговой проверки выявляется факт совершения налогового правонарушения (иного нарушения законодательства о налогах и сборах), то должностные лица налогового органа, проводящие проверку, в течение 10 дней после окончания камеральной проверки обязаны составить акт налоговой проверки по установленной форме (ч. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Согласно п. 15 ст. 89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику (его представителю). Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. После этого в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме (п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт налоговой проверки является итоговым документом любой выездной налоговой проверки, а также тех камеральных проверок, в результате которых выявлены нарушения налогового законодательства. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). В акте налоговой проверки указываются: 1) дата акта налоговой проверки, под которой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку; 2) полное и сокращенное наименования (фамилия, имя, отчество) проверяемого лица <*>;

<*> В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения.

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют; 4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки); 5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки); 6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки: 7) период, за который проведена проверка; 8)

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка; 9) даты начала и окончания налоговой проверки; 10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица; 11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки; 12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; 13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений со ссылками на соответствующие статьи НК РФ. Прежняя редакция ст. 100 НК РФ не предъявляла требований к структуре акта налоговой проверки. Теперь же форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются ФНС России (п. 4 ст. 100 НК РФ). В настоящее время действует инструкция МНС России от 10.04.2000 N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», утвержденная Приказом МНС России от 10.04.2000 АП-3-16/138. Акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения акта налоговой проверки, факт уклонения отражается в акте, а сам акт направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. Причем датой вручения акта будет считаться шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ). В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, проверяемый вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Таким образом, у налогоплательщиков стало больше времени для обжалования акта налоговой проверки. Прежний срок для обжалования составлял две недели.
РЕШЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Значительные изменения внесены в положения НК РФ, регулирующие процедуры принятия решения по результатам налоговой проверки, вступления в силу этого решения, порядка его обжалования. Статья 101 НК РФ теперь подробно описывает процедуру принятия решения по результатам налоговой проверки и перечисляет действия, которые должен произвести руководитель налогового органа (заместитель руководителя) перед рассмотрением материалов налоговой проверки, в ходе рассмотрения дела и по его результатам. Перед рассмотрением дела руководитель должен: 1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению; 2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения; 3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя; 4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности; 5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки могут быть оглашены акт налоговой проверки, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения налогоплательщика. Оглашение данных документов не является обязанностью руководителя налогового органа и оставлено НК РФ на его личное усмотрение. При рассмотрении материалов налоговой проверки руководитель налогового органа устанавливает: 1) совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушения законодательства о налогах и сборах; 2) образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; 3) имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. В том случае, если необходимы дополнительные доказательства, руководитель налогового органа принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом данные мероприятия должны быть проведены в срок, не превышающий один месяц. Пунктом 5 ст. 101 НК РФ установлено, что в качестве дополнительных могут проводиться следующие мероприятия: истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Отметим, что ранее решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносилось по результатам налоговой проверки, а по новым правилам — в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки. Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки должна соблюдаться руководителем налогового органа, поскольку нарушение процедуры рассмотрения дела является основанием для отмены решения. Однако не каждое нарушение данной процедуры является безусловным основанием для отмены решения. Решение может быть отменено, если нарушены:

  • существенные условия процедуры — не обеспечена возможность налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки или представить свои объяснения;
  • иные условия процедуры, если они могли привести к принятию неправомерного решения.

А по результатам налоговой проверки теперь может быть вынесено только одно из двух решений:

  • о привлечении к налоговой ответственности;
  • об отказе в привлечении налоговой ответственности.

В решении о привлечении к налоговой ответственности помимо установленных ранее сведений теперь обязательно должны быть указаны размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. А в решении об отказе в привлечении к налоговой ответственности указываются размер недоимки (если она имеется) и сумма начисленных пеней. Обращаем внимание! Теперь решение как о привлечении к ответственности, так и об отказе в привлечении к ответственности вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его налогоплательщику (его представителю). Решение о привлечении к ответственности исполняется со дня его вступления в силу налоговым органом, вынесшим это решение. Для исполнения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, пеней и штрафа в порядке, установленном ст. 69 НК РФ.
Отдельная статья посвящена порядку производства по делам, когда правонарушения выявляются не в ходе налоговой проверки. Речь идет о правонарушениях, предусмотренных главой 16 НК РФ, за исключением тех, которые предусмотрены статьями 120, 122 и 123 НК РФ.

Процедура следующая.
При обнаружении правонарушения должностное лицо налогового органа составляет акт по установленной форме.

Акт вручается налогоплательщику под расписку или отправляется по почте.

В течение 10 дней со дня получения акта налогоплательщик вправе представить свои возражения.

По истечении данного срока акт рассматривается руководителем налогового органа в течение 10 дней.

Порядок рассмотрения дела и вынесения решения по этому акту аналогичен порядку рассмотрения дела по материалам налоговой проверки. Однако в данной процедуре не предусмотрена возможность проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

При этом в случае необходимости могут быть приглашены свидетели, эксперт, специалист.

Л. ЗУЙКОВА, Е. КАРСЕТСКАЯ, Е. ШЕРШНЕВА «АКДИ ЭКОНОМИКА И ЖИЗНЬ»

Ближайшие бесплатные вебинары

  • 23.08.2021
    Дробление бизнеса 2021: законность, ошибки, ответственность
  • 25.08.2021
    Пять способов взыскать долг: все о дебиторской задолженности
  • 26.08.2021
    Обзор самых важных налоговых споров-2021. На что обратить внимание
Добавить комментарий

Adblock
detector