ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)

Что такое ПБУ «Учетная политика»

Для начала вспомним, что нормативно-правовое регулирование бухучета (далее — БУ) в РФ представлено несколькими уровнями:

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)

Ст. 21 закона № 402-ФЗ определяет следующую структуру нормативной документации БУ:

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)

До составления федеральных и отраслевых стандартов БУ и придания им законодательной силы действует нормативно-правовая база, разработанная до начала действия закона № 402-ФЗ (информация Минфина РФ № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 01.01.2013 закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухучете”»).

Читайте также:  Можно ли работать ИП без кассового аппарата в 2021 году?

С 2021 года вступили в силу новые федеральные стандарты. Наиболее используемый — ФСБУ 5/2019 «Запасы», который сменил ПБУ 5/01. Как применять на практике новый ФСБУ и какие нюансы нужно было учесть при внесении изменений в учетную политику на 2021 год, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к К+ и переходите в готовое решение, чтобы узнать все подробности процедуры.

ПБУ «Учетная политика» относится к числу положений по БУ, регламентирующих порядок составления и применения в организации учетной политики. Данное ПБУ имеет порядковый номер 1, первая редакция ПБУ «Учетная политика» (ПБУ 1/98) была утверждена приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н. В настоящее время действует ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Нормы ПБУ «Учетная политика организации» распространяются на всех юрлиц, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений — они составляют учетную политику по иным НПА (п. 1 ПБУ 1/2008).

Упразднена пояснительная записка

Мы уже усвоили, что ПБУ подлежат применению в части, но противоречащей Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012). На законодательном уровне в составе бухгалтерской отчетности наличие такого документа, как пояснительная записка, не предусмотрено. Но ранее в пунктах 24 и 25 ПБУ 1/2008 она упоминалась. Наконец-то это несоответствие устранено.

Справочно

Когда организация отступает от того или иного требования какого-либо МСФО, она должна раскрыть: характер отступления, включая порядок учета, который требовался бы при применении этого МСФО; причину, по которой в данных обстоятельствах данный порядок мог бы вводить в заблуждение до такой степени, что это противоречило бы самой цели подготовки финансовой отчетности; принятый порядок учета (п. 20 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»).

Итак, составление отчетной формы, озаглавленной как «Пояснительная записка», не требуется. Годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним

(ч. 1 ст. 14 Закона). Письмом ФНС России от 20.06. 2013 № ЕД-4-3/[email protected] (со ссылкой на приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций») разъяснено, что в состав приложений входят отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения (пояснения).

Что такое учетная политика

Учетная политика (далее — УП) — совокупность способов ведения организацией БУ (п. 1 ст. 8 закона № 402-ФЗ). УП обязаны составлять все экономические субъекты, кроме освобожденных от обязанности вести БУ: ИП, филиалы или представительства иностранной компании — при условии, что они ведут учет доходов и расходов в соответствии с иными НПА РФ (п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

Обратите внимание! В отличие от бухгалтерского налоговый учет (НУ) является обязательным для всех налогоплательщиков — как юрлиц, так и ИП, независимо от режима налогообложения. Поэтому УП для целей НУ составляют все экономические субъекты (п. 2 ст. 11, ст. 313 НК РФ). Предприниматели могут составлять УП для целей БУ по собственному желанию, но не обязаны этого делать. В дальнейшем в статье мы рассматриваем вопросы составления и оформления УП только для целей БУ.

Учетная политика составляется не только для целей БУ и НУ, но и для нужд управленческого учета — примерную структуру такой УП вы найдете в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

Экономические субъекты составляют УП самостоятельно на основе НПА по БУ. Способы ведения учета компания выбирает из установленных федеральными стандартами, а если возникает ситуация, которую не регламентирует федеральный стандарт, то допускается разработать способ учета самостоятельно.

Последние изменения, внесенные в текст ПБУ 1/2008 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н), установили порядок предпочтений в выборе образца для самостоятельно разрабатываемого способа учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008):

  • правила, содержащиеся в стандартах МСФО;
  • аналогии, имеющиеся в российских стандартах;
  • рекомендации, дававшиеся по этому вопросу.

УП применяется последовательно из года в год. Изменения, внесенные в УП, должны действовать с начала следующего календарного года. Менять УП среди года разрешено в исключительных случаях:

  • изменение законодательства РФ;
  • использование иных способов ведения БУ в целях формирования наиболее достоверной информации об объектах учета;
  • изменение условий деятельности фирмы (п. 5 ст. 8 закона № 402-ФЗ).

На практике изменения и дополнения УП бывают двух видов:

Читайте также:  Правила ведения книги учета доходов и расходов по УСН

  • собственно изменения УП (например, в связи с изменением законодательства), последствия которых отражаются в БУ и отчетности в соответствии с требованием законодательства, а при отсутствии таких требований — ретроспективно;
  • дополнения, вносимые в УП (например, при развитии нового направления бизнеса) — они вносятся и действуют с того момента, как это стало нужно. А в учете и отчетности отражаются перспективно.

Подробнее о процедуре внесений изменений в УП читайте в статье «Когда и как должно вводиться изменение учетной политики».

Как разработать новый способ учета

Правила ведения учета и составления отчетности устанавливают не только ФСБУ, но и иные приказы Минфина России, зарегистрированные в Минюсте России (п. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Закона). Однако никакие правила не могут охватывать всего многообразия хозяйственных ситуаций. Поэтому компании нередко оказываются перед необходимостью разрабатывать новые способы учета самостоятельно. Как действовать в подобных случаях – в прежней редакции ПБУ 1/2008 разъяснял пункт 7. Теперь же следует руководствоваться новыми пунктами ПБУ 1/2008 – 7.1, 7.2, 7.3 и 7.4.

Из пункта 7.1 ПБУ 1/2008 формально следует, что официальным источником способов учета являются лишь федеральные стандарты. Тем не менее, источники правил (способов учета), указанные в части 1 статьи 30 Закона, сохраняют прежнее значение. В частности, продолжают применяться методические рекомендации Минфина России по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов или основных средств.

Если же вы полагаете, что «минфиновские» источники вашу хозяйственную ситуацию не предусматривают, то в поисках способа учета надлежит последовательно

использовать следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

Как видно, обращение к МСФО является приоритетным. Ранее такой оговорки не имелось. А теперь вести учет по аналогии вы вправе лишь в том случае, когда учетного решения на основе МСФО не имеется. Но чтобы выполнить это предписание, международными стандартами необходимо достаточно свободно владеть. Ничего неожиданного в этом нет. На необходимость знаний МСФО для главного бухгалтера указал профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н). Таким образом, на вопрос: «Стоит ли изучать МСФО?» — нужно ответить положительно.

Напомним, что рекомендации

в области бухучета уполномочены разрабатывать лишь некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 24 Закона). К их числу относятся Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр», Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР). Рекомендации признаются документами в области регулирования бухгалтерского учета (п. 3 ч. 1 ст. 21 Закона). А мнения специалистов по учету, опубликованные в профессиональных изданиях, регулирующего значения не имеют.

Рекомендации могут приниматься в отношении порядка применения федеральных стандартов, форм документов бухгалтерского учета, организационных форм ведения учета, организации бухгалтерских служб, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля (ч. 9 ст. 21 Закона).

Актуально

Оценка по исторической стоимости

подразумевает, что: активы отражаются в сумме уплаченных денежных средств или их эквивалентов либо по справедливой стоимости вознаграждения, переданного за их приобретение; обязательства отражаются в сумме поступлений, полученных в обмен на обязательство или в сумме денежных средств или их эквивалентов, которые, как ожидается, будут выплачены для погашения обязательства при обычном ходе деятельности (п. 4.55«а» Концептуальных основ финансовой отчетности).

Читайте также:  За что блокируют расчетный счет и как его разблокировать

Отступать от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, допустимо лишь в исключительных случаях

— когда следование этим правилам приводит к недостоверному представлению финансового положения компании, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств. Условия, при которых это возможно, устанавливает пункт 7.3 ПБУ 1/2008. Причем случаи отступлений подлежат раскрытию в соответствии с требованиями пункта 20.2 ПБУ 1/2008. Отметим, что сходные предписания содержит и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (абз. 3 п. 6, п. 37). Но теперь они применению не подлежат. Приоритет при разрешении соответствующих ситуаций будет иметь ПБУ 1/2008 – как документ того же иерархического уровня, что и ПБУ 4/99, но «переутвержденный» (пересмотренный) позднее, а кроме того, специально посвященный вопросам формирования учетной политики.

Содержание ПБУ «Учетная политика организации»

ПБУ 1/2008 состоит из четырех разделов.

Раздел I посвящен общим сведениям о самом нормативном акте и используемой далее терминологии.

На что обратить внимание:

  • ПБУ распространяется только на юрлиц, за исключением кредитных и бюджетных организаций. Соблюдать нормы положения в части формирования УП должны все компании, на которые распространяется ПБУ; в части раскрытия информации о положениях УП, ее изменении и прочих аспектах, предусмотренных разделом IV ПБУ 1/2008 — только фирмы, публикующие бухотчетность.
  • Филиалы и подразделения иностранных юрлиц на территории РФ могут составлять УП либо по правилам ПБУ 1/2008, либо по правилам страны происхождения, но тогда они не должны противоречить МСФО (п. 1 ПБУ 1/2008).
  • К способам ведения БУ относятся способы группировки, оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота и обработки информации, инвентаризации, использования счетов и регистров БУ (п. 2 ПБУ 1/2008).

Раздел II содержит детальную инструкцию по формированию УП и чек-лист того, что должно быть в УП.

На что обратить внимание:

  • УП составляет главбух либо ответственный за ведение БУ в компании, а утверждает руководитель приказом или распоряжением (п. 4 ПБУ 1/2008).
  • УП опирается на следующие допущения: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения УП и временной определенности хозопераций (п. 5 ПБУ 1/2008).
  • К УП предъявляются требования: полноты, своевременности, осмотрительности, непротиворечивости, рациональности отражения хозопераций, приоритета содержания над формой (п. 5 ПБУ 1/2008).
  • компании, которым разрешено применять упрощенные способы БУ, могут вести учет без двойной записи (п. 6.1 ПБУ 1/2008) и руководствоваться при самостоятельном выборе способа учета только требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).
  • Если вы только недавно создали компанию или реорганизовали уже существующую, то УП для БУ следует сформировать в течение 90 дней со дня госрегистрации, при этом после утверждения УП считается действующей с момента госрегистрации фирмы.
  • Способы ведения БУ, зафиксированные в УП, применяются с начала календарного года, следующего за годом утверждения УП, всеми подразделениями юрлица, даже если они выделены на отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Раздел III посвящен изменениям в УП.

На что обратить внимание:

  • Изменения УП вступают в силу с начала следующего отчетного года либо в исключительных случаях, которые были разобраны в разделе «Что такое учетная политика».
  • Изменения в УП вносятся распоряжениями или приказами руководителя.
  • Не считается изменением УП утверждение способов ведения БУ по новым хозоперациям, существенно отличающимся от тех, которые осуществляла организация ранее, либо возникшим впервые в деятельности компании (п. 10 ПБУ 1/2008).
  • Результаты изменения УП выражаются в денежной оценке, а в учете отражаются в соответствии с законодательством РФ. Если УП поменялась не из-за изменений в законодательстве, то отражать последствия изменения УП следует ретроспективно, то есть корректируя входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в отчетности период и представляя связанные статьи отчетности так, как если бы новая УП применялась ранее (пп. 13, 14 ПБУ 1/2008).
  • Фирмы, применяющие упрощенные способы ведения БУ, отражают в бухотчетности последствия изменения УП без ретроспективного пересчета, если иное не установлено законодательством РФ (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Раздел IV ПБУ 1/2008 информирует бухгалтера о необходимости раскрытия положений УП в бухотчетности.

На что обратить внимание:

  • Раскрывать информацию об УП следует в пояснительной записке (приложение 3 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н).
  • Если УП сформирована с учетом допущений из п. 5 ПБУ 1/2008, то такие допущения могут не озвучиваться в бухотчетности. В остальных случаях состав и объем информации об УП, подлежащей раскрытию в бухочетности, определяется в соответствии с другими ПБУ. Если есть сомнения в применимости допущения непрерывности — на них нужно обязательно указать и привести причины возникновения таких сомнений (пп. 19, 20 ПБУ 1/2008).
  • Раскрываются существенные способы ведения БУ, принятые в организации (п. 17 ПБУ 1/2008).
  • При изменении УП в пояснительной записке фиксируются причины изменений, их суть, порядок отражения результатов изменения в бухотчетности и суммы корректировок по статьям отчетности (п. 21 ПБУ 1/2008).
  • Если организация планирует поменять какие-то положения УП на следующий отчетный год, то этот факт нужно задокументировать в пояснениях к бухотчетности за текущий период (п. 25 ПБУ 1/2008).

Пределы «рационализаторству»

В новой редакции ПБУ 1/2008 уточнено определение требования рациональности учетной политики. А именно: рациональное ведение бухгалтерского учета подразумевает выбор способов учета не только исходя из условий хозяйствования и величины организации, но также исходя из соотношения затрат на формирование

информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и
полезности
(ценности) этой информации.

По части полезности информации и затрат на ее формирование Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) разъясняет:

«Для того чтобы информация, формируемая в бухгалтерском учете, считалась полезной заинтересованным пользователям, она должна быть уместной, надежной и сравнимой. Особенности требований, определяющих полезность информации, формируемой в бухгалтерском учете для внутренних пользователей, устанавливает руководство организации» (п. 6.1);

Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации» (п. 6.5.2).

А чтобы быть полезной, информация должна быть как уместной, так и правдиво представленной. Проиллюстрируем эти тезисы таблицей..

Таблица 1 Уровни «полезности» информации

Качественные характеристики информации, повышающие ее полезность:

  • сопоставимость;
  • проверяемость;
  • своевременность;
  • понятность

(п.п. QC17, QC19 Концептуальных основ финансовой отчетности).

Сопоставимость Информация об отчитывающейся организации более полезна, если она может быть сопоставлена с аналогичной информацией о прочих организациях и со схожей информацией о той же организации за другой период или на другую дату (QC20) Проверяемость Проверяемость означает, что разные осведомленные и независимые наблюдатели могут прийти к общему мнению, хотя и не обязательно к полному согласию, относительно того, что определенное отображение является правдивым представлением (QC26) Своевременность Своевременность означает наличие доступной информации у лиц, принимающих решения, в то время, когда она может повлиять на принимаемые ими решения. Как правило, полезность информации снижается с увеличением срока ее давности (QC26) Понятность Четкие и лаконичные классификация, систематизация и представление информации делают ее понятной (QC30).

Финансовые отчеты составляются для пользователей, обладающих достаточными знаниями в области бизнеса и экономической деятельности, а также изучающих и анализирующих информацию с должным старанием (QC32)

Кроме того, в ПБУ 1/2008 (п. 7.4) определено новое понятие – «несущественная информация

».

Несущественной считается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Отнесение информации к несущественной компания осуществляет самостоятельно — исходя из как величины, так и характера этой информации (п. 7.4 ПБУ 1/2008).

Выбирая способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, компании вправе

руководствоваться исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 ПБУ 1/2008), если:

Читайте также:  Как рассчитать валюту баланса (что это такое, расчет валюты)

1) формируемая информация является несущественной;

2) компания применяет упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, — при условии отсутствия в ФСБУ соответствующих способов учета.

Итак, в условиях применения упрощенных способов учета (ч.ч. 4, 5 ст. 6 Закона) знаний МСФО от бухгалтера не требуется.

Внимание! Для реализации вышеозначенного права на «исключительную» рациональность оно должно быть зафиксировано в учетной политике.

Отличия ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» от ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»

Как уже было сказано выше, в настоящий момент действует ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

Ниже в таблице мы привели ключевые отличия ПБУ 1/2008 от ПБУ 1/98, действовавшего ранее:

ПБУ 1/98

(утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, утратило силу на основании приказа Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н)

ПБУ 1/2008

(утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н в редакции от 28.04.2017)

Отсутствует 5.1. Способы учета фирма выбирает независимо от других организаций, но установленная ею УП обязательна для ее дочерних обществ 5. УП формируется главбухом 4. УП формируется главбухом или иным лицом, ведущим БУ в организации 5. Утверждаются нетиповые формы первички, регистров и документов внутренней бухотчетности 4. Утверждаются формы первички, регистров, документов внутренней бухотчетности Отсутствует 6.1. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, могут вести его без двойной записи 8. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с ПБУ 1/98 и другими ПБУ 7. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с правилами, установленными ПБУ 1/2008. Организации, создающие отчетность по МСФО, при несоответствии способов, содержащихся в стандартах РСБУ, требованиям МСФО вправе предпочесть в УП применение способов, установленных для МСФО Отсутствует 7.1. При самостоятельной разработке способов бухучета устанавливается следующая последовательность приоритетов в выборе образцов для подражания: стандарты МСФО – аналоги в стандартах РСБУ – рекомендации в области бухучета Отсутствует 7.2. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, вправе при самостоятельном выборе способа бухучета руководствоваться исключительно требованием рациональности Отсутствует 7.3. Если применение установленных РСБУ способов бухучета приводит к формированию недостоверной информации, допустимо отступление от них 7.4. В отношении информации, расцениваемой как несущественная для принятия экономических решений, при выборе способа бухучета также допустимо ориентироваться только на требование рациональности 12. К способам ведения БУ, принятым при формировании УП и подлежащим раскрытию в бухотчетности, относятся способы амортизации ОС, НМА, оценки ТМЦ, признания прибыли и другие способы, отвечающие требованиям п. 11 ПБУ 1/98 2. К способам ведения БУ относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов БУ, организации регистров БУ, обработки информации 21. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за 2 года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий не может быть достаточно надежной. Бухгалтеру следует исходить из предположения, что измененный способ ведения БУ применялся с первого момента возникновения случая, для которого способ предназначен. Отражение последствий изменения УП заключается в корректировке только бухотчетности — по данным за периоды, предшествующие отчетному. В БУ записи не производятся 15. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий не может быть достаточно надежной Отсутствует 15.1. Фирмам, применяющим упрощенные способы ведения БУ, разрешено отражать в бухотчетности существенные последствия изменения УП, перспективно, если иной порядок не указан в законодательстве Отсутствуют 20.1 и 20.2. Отступления от стандартов РСБУ должны раскрываться с объяснением причин этого в пояснениях к бухотчетности. Это касается как предпочтений в пользу стандартов МСФО (20.1), так и замененного альтернативным способа РСБУ (20.2) Отсутствует 21. В случае изменения УП следует раскрывать причину, содержание изменений, порядок отражения последствий изменения в бухотчетности и суммы корректировок. Если организация обязана показывать данные о прибыли, приходящейся на одну акцию, то следует отражать корректировку по сведениям о базовой и разводненной прибыли или убытку на акцию. Кроме того, следует указывать сумму корректировки за периоды, предшествующие указанным в бухочетности Отсутствует 22. В случае если раскрытие информации, предусмотренной п. 21 данного ПБУ, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухотчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, невозможно, этот факт следует отразить в отчетности вместе с указанием отчетного периода, в котором будет применено изменение УП Отсутствует 23. Если НПА по БУ может быть применен добровольно до его официального вступления в силу, компания должна раскрыть этот факт в бухотчетности

Есть ли нововведения в ПБУ «Учетная политика организации» в 2020-2021 годах?

В 2021 году в ПБУ 1/2008 вносились незначительные поправки.

Согласно действующему правилу организации, раскрывающие составленную в соответствии с МСФО финансовую отчетность, вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный ФСБУ, если это приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО. С 17.03.2020 стандарты бухгалтерского учета, утвержденные такими организациями и обязательные к применению их дочерними обществами, могут устанавливать способы ведения бухгалтерского учета, выбранные ими в соответствии с указанным порядком.

Информации о корректировке положения в 2021 году пока нет.

До 2021 года последние нововведения в ПБУ 1/2008 вступили в силу с 06.08.2017, утв. приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н. Ряд пунктов ПБУ в результате этих изменений подвергся редакционным правкам, уточнившим формулировки (пп. 1, 6, 7, 8, 10, 15, 17, 18, 24), но появились и новые положения, дополнившие текст ПБУ. К числу последних относятся такие моменты:

  • Организация выбирает способы ведения БУ автономно от других юрлиц (п. 5.1). Исключение сделано для дочерних компаний — они должны использовать те же способы БУ, что и материнская компания.
  • Если компания формирует отчетность по МСФО, то она пользуется федеральными стандартами БУ в соответствии с требованиями МСФО (п. 7). Однако если способ БУ, рекомендованный федеральными стандартами, противоречит МСФО, то организация может этот способ не применять. Компания должна будет в таком случае обосновать, почему способ, предложенный федеральным стандартом, противоречит МСФО.
  • Выбор образца для самостоятельной разработки способа учета, отсутствующего в федеральных или отраслевых стандартах, осуществляется в определенной последовательности (п. 7.1): МСФО – аналогии в РСБУ – рекомендации по бухучету. Фирмы, имеющие право применять упрощенные способы БУ, в такой ситуации могут исходить только из принципа рациональности (п. 7.2).
  • В исключительных ситуациях, если применение ПБУ 1/2008 ведет к получению недостоверной информации о финположении компании, разрешено отступать от норм ПБУ (п. 7.3) при условии, что будут определены обстоятельства, мешающие использовать ПБУ, и внедрены альтернативные способы учета, которые не приведут к еще большей его недостоверности.
  • В отношении организации учета информации, являющейся несущественной для понимания финансового положения, возможен выбор способа учета по принципу рациональности (п. 7.4).
  • В пояснениях к отчетности фирма должна раскрыть причины и следствия замены способов, содержащихся в РСБУ, положениями МСФО (п. 20.1), а также причины отступления от норм РСБУ (п. 20.2) с пояснениями образующихся в учете разниц.
  • Если законодательство по БУ поменялось, а нововведения можно добровольно применять до наступления срока обязательного применения, то компания, применившая новый НПА досрочно, отражает этот факт в бухотчетности (п. 23).

Исключенным из текста ПБУ оказалось требование о раскрытии в пояснениях к бухотчетности положений УП на следующий за отчетным год (п. 25).

Финансовую отчетность приравняли к бухгалтерской

На первый взгляд кажется, что новая редакция пункта 7 ПБУ 1/2008 облегчит работу бухгалтерам компаний, составляющих отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности». Теперь этим экономическим субъектам разрешено не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный ПБУ, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. Иными словами, соответствующие компании получили право формировать «бухгалтерскую» учетную политику непосредственно «под МСФО». В результате финансовая отчетность отдельно взятой компании, не создающей группу (ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»), одновременно может считаться бухгалтерской — отвечающей требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете». При этом отступления от ПБУ (а правильнее сказать — от ФСБУ) необходимо раскрыть (п. 20.1 ПБУ 1/2008).

Отметим, что в Законе неизменно фигурирует составной термин – «бухгалтерская (финансовая) отчетность». А вот теперь созданы условия для формирования единой – «бухгалтерско-финансовой» — отчетности. Тем самым необходимость в трансформации «российской» бухгалтерской отчетности отпадет. Казалось бы, налицо «плюс». Но стоить лишь задуматься, как обнаруживается существенный «минус» такого подхода.

Проблема в том, что российская система налогообложения ориентирована на применение ПБУ, традиционно опирающихся на оценки фактов по исторической стоимости

. На основании пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета. Аналогичным образом действуют налоговые агенты и плательщики страховых взносов (п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 421 НК РФ). Очевидно, что в результате перехода на МСФО плательщикам налога на прибыль придется вести самостоятельные регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ). А налоговые инспекторы столкнутся с несоответствием показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций – например, в отношении размера доходов.

Справочно

Финансовая отчетность организации, не имеющей ни дочерних организаций, ни ассоциированных организаций и не являющейся участником совместных предприятий, не является отдельной финансовой отчетностью

(п. 7 МСФО (IAS) 27).

Вообще говоря, ведение бухгалтерского учета по МСФО противоречит действующему налоговому законодательству. Оно изначально ориентировано на соответствие ПБУ, причем сближение бухгалтерского и налогового учета провозглашалось «дорожной картой» налоговой политики (п. 7 Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 — 2021 годах»). По мнению автора, проблема заслуживает как публичного обсуждения, так и официальных разъяснений. До конца года в ней необходимо разобраться.

Составляем учетную политику — ПБУ 1/2008

В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 в состав УП организации должны входить следующие документы:

  • рабочий план счетов;
  • формы первички, регистров БУ и документов внутренней бухотчетности;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и обработки информации;
  • механизм контроля хозопераций;
  • иные необходимые для организации БУ документы.

В типовой ситуации от «КонсультантПлюс» вы найдете примеры учетной политики для разных систем налогообложения. Проверьте все ли изменения в законодательстве на 2021 год вы учли, составляя свою УП. А если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, оформите временный демодоступ. Это бесплатно.

Итоги

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» не зря имеет первый порядковый номер среди всех ПБУ, поскольку УП — важнейший документ для организации БУ экономического субъекта. Положение содержит правила составления, утверждения и изменения УП, а также описывает порядок выбора способов ведения БУ.

См. также раздел «Учетная политика — 2021».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Adblock
detector