Уже более 7 лет действует обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов по камеральным и выездным проверкам. О том, как и в какие сроки составить возражения на акт выездной налоговой проверки, пойдет речь в настоящей статье.
Не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной налоговой проверки составляется акт, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).
Акт составляется даже в том случае, если налоговая инспекция при проверке не выявила никаких нарушений. Форма акта утверждена приказом ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/[email protected]
РАЗРЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ
Читайте также: Основные средства в сельском хозяйстве: понятие, учет и амортизация
Акт вручается должностному лицу (либо его представителю) в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка в течение пяти дней с даты его составления, а при проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение 10 дней со дня его составления (п.5 ст.100 НК РФ). В случае отправки по почте датой вручения акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.
К акту налоговой проверки должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п.3.1 ст.100 НК РФ).
- Получив акт, налогоплательщик может не согласиться с результатами выездной налоговой проверки.
- Возражения на акт выездной налоговой проверки: сроки и порядок
- Срок проверки представленных налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки
- ПРИМЕР №1
- Когда представляются возражения на акт проверки
- Оформление возражения на акт выездной налоговой проверки
- В письменных возражениях приводится общая часть:
- После этого приводится содержательная часть:
- Какова форма представления возражений
- Сроки рассмотрения возражений по акту выездной налоговой проверки
- Подаем возражения
Получив акт, налогоплательщик может не согласиться с результатами выездной налоговой проверки.
Важно!
Несоблюдение досудебного порядка обжалования актов выездной налоговых органов является основанием для оставления заявления налогоплательщика в суде без рассмотрения (решение АС Хабаровского края от 15.02.2016 г. №А73-17478/2015, определение арбитражного суда Самарской области от 17.06.2015 г. №А55-11027/2015).
Таким образом, перед судебными баталиями налогоплательщик должен пройти досудебную процедуру обжалования.
КОГДА К ВАМ МОЖЕТ ПРИЙТИ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА?
Возражения на акт выездной налоговой проверки: сроки и порядок
Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, то на первом этапе ему необходимо составить письменные возражения к указанному акту (п.6 ст.100 НК РФ, письмо ФНС РФ от 07.08.2015 г. №ЕД-4-2/13890).
Важно!
Акт налоговой проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).
ПРИЧИНЫ НАЗНАЧЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Срок проверки представленных налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки
За налоговым органом закреплена обязанность по уведомлению проверяемого налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки. По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или же об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.7 ст.101 Налогового кодекса РФ).
Вызов осуществляется в форме письменного уведомления. При отсутствии вызова решение по акту, может быть отменено по формальному признаку в порядке судебного разбирательства. В качестве представителя предприятия может выступать руководитель или иное лицо, обладающее доверенностью на право присутствовать при рассмотрении материалов и давать пояснения по возникающим вопросам.
При определении срока рассмотрения материалов акта и возражений проверяемого налогоплательщика должны учитываются следующие периоды:
- рассмотрение в течение десяти дней со дня окончания срока, установленного для внесения проверяемым лицом возражений на акт налоговой проверки;
- срок исчисляется в рабочих днях;
- при назначении углубленных мероприятий десятидневный период исчисляется со дня окончания углубленных мероприятий;
- период может быть увеличен в пределах одного месяца.
Налогоплательщик, не успевающий представить свои возражения в установленный законодательством срок, вправе обратиться в налоговую инспекцию с просьбой о переносе срока на основании веских доказательств. Такое обращение должно быть осуществлено до наступления предельного срока подачи возражений на акт налоговой проверки. Налоговая, в свою очередь, имеет право вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 Налогового кодекса РФ). На проведение таких дополнительных мероприятий может быть отведен всего один месяц сверх месячного срока, установленного п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ. Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля является самостоятельным сроком.
Письменные возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налоговой инспекции, проводившей налоговую проверку или его заместителем. Решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока на представление возражений, а не со дня фактического представления проверяемым налогоплательщиком возражений по акту проверки.
Читайте также: Зачем нужны бухгалтерские счета и как они устроены
В завершение отметим, что в Определении Арбитражного суда Республики Алтай от 19 февраля 2021г. № А02-1081/2015 говорится, что на основании акта налоговой проверки у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налогов, равно как и у налогового органа не возникает на основании одного лишь акта налоговой проверки права на обращение в суд с требованиями о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов и т.п. Поэтому, если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, изложенными проверяющим инспектором в акте выездной налоговой проверки, ему необходимо составить письменные возражения на такой акт (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07 августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).
ПРИМЕР №1
Налогоплательщик получил акт выездной налоговой проверки 30 мая 2016 г. Предельный срок представления возражений по полученному акту — не позднее 30 июня 2021 г.
Налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п.6 ст.100 НК РФ).
Письменные возражения и документы к ним направляются в ту налоговую инспекцию, которая проводила проверку (п.6 ст.100 НК РФ).
Возражения можно вручить лично или отправить по почте. Тогда срок (месяц) будет отсчитываться с седьмого дня с момента отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).
УСЛУГИ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ
Когда представляются возражения на акт проверки
По завершении выездной проверки налоговым органом составляется акт, где приводятся факты нарушения проверяемым налогоплательщиком налогового законодательства, если таковые имелись.
О том, что такое налоговый мониторинг и почему он позволяет избежать налоговых проверок, читайте здесь.
Однако бывает, что проверяемое лицо несогласно с доводами инспекции, приведенными в акте. В этом случае у налогоплательщика существует право представить в налоговую свои пояснения по акту проверки (подп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ) либо возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ). С помощью возражений налогоплательщик может повлиять на принятие решения налоговым органом по результатам проведенной проверки.
О том, каким образом представляются пояснения налогоплательщика по материалам налоговой проверки, читайте в статье «Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика».
При подаче возражений соблюдайте установленные для этого сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ):
- возражения подаются не позднее 1 месяца с момента получения акта проверки;
- момент получения акта – это дата расписки налогоплательщика (или его представителя) о получении акта (или 6-й день с даты отправки почтового отправления с актом, п. 5 ст. 100 НК РФ).
Учитывая, что представление возражений не является обязанностью, налогоплательщик может и не представлять их в инспекцию. Это не помешает ему участвовать в рассмотрении материалов проведенной проверки и давать свои объяснения (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).
Что делать, если вы не уложились в месячный срок и не представили письменные возражения в установленный срок? Ответ на данный вопрос доступен в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучите материал бесплатно.
Оформление возражения на акт выездной налоговой проверки
Законодательно установленной формы для оформления возражений по акту налоговой проверки нет, как нет и четких требований к содержанию возражений. Однако следует соблюдать сложившийся на практике определенный порядок.
В письменных возражениях приводится общая часть:
- реквизиты налогоплательщика (ИНН, КПП, адрес регистрации и т.п.);
- дата и место представления возражений;
- даты начала и окончания проверки;
- период проведения проверки;
- наименование налогов, в отношении которых проводилась налоговая проверка.
После этого приводится содержательная часть:
- конкретные пункты акта проверки, с которыми налогоплательщик не согласен;
- законодательное обоснование возражений (ссылки на нормы НК РФ, письма Минфина РФ, размещенные на официальном сайте ФНС РФ);
- сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу.
Важно!
Читайте также: Как ИП оплачивать налоги с расчетным счетом и без него + оплата за себя как физ. лицо
Последний пункт содержательной части возражений является очень важным, поскольку налоговой службе при рассмотрении возражений на акты налоговых проверок и жалоб на решения, рекомендовано учитывать сложившуюся в регионе арбитражную практику по данной тематике (письмо ФНС РФ от 11.05.2007 г. №ШС-6-14/[email protected]).
Какова форма представления возражений
Налогоплательщик представляет свои возражения письменно (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Следует отметить, что писать возражения можно в свободной форме, поскольку законодательством эта форма не регламентируется.
Но можно воспользоваться формой, приведенной в Информации ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок».
рекомендованной формы можно ниже.
Зачастую возражения проверяемого касаются описательной (где раскрываются факты предполагаемого нарушения налогового законодательства) и итоговой (где налоговым органом формируются определенные выводы по результатам проверки) частей акта проверки. Налогоплательщик вправе выражать свое несогласие как по всему акту, так и по конкретной его части.
Из каких частей состоит акт налоговой проверки, читайте в материалах нашего сайта:
- «Акт камеральной налоговой проверки – образец»;
- «Акт выездной налоговой проверки — образец и особенности».
Сроки рассмотрения возражений по акту выездной налоговой проверки
Письменные возражения по акту налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока на представление возражений (а не со дня фактического представления налогоплательщиком возражений по акту проверки).
Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п.1 ст.101 НК РФ).
Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, месте и времени рассмотрения материалов проверки.
По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст.101 НК РФ).
Подаем возражения
Для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится 15 рабочих дней со дня получения экземпляра акта камеральной проверки (ст. 100 НК РФ). Срок для представления возражений исчисляется со дня, следующего за днем, когда вы получили акт камеральной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Если налогоплательщик не является за актом, уклоняется от его получения и т.д., то 15 дней будут исчисляться начиная с седьмого дня после даты отправки акта по почте (абз. 2 п. 5 ст. 100, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Представить возражения можно в любой день, в том числе и в последний. Но, конечно, лучше не тянуть. Возражения подаются в налоговый орган, который осуществлял проверку и составлял соответствующий акт. Возражения рассматриваются в течение 10 дней (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Примечание. Если нет возможности представить документ одновременно с возражениями, то можно согласовать срок их представления с ИФНС (п. 6 ст. 100 НК РФ). Строго говоря, и согласование не обязательно, поскольку налоговый орган при принятии решения обязан учитывать все имеющиеся у него материалы (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Целесообразнее изготовить возражения в двух экземплярах — один остается в ИФНС, другой, с отметкой канцелярии ИФНС (отметка о приеме, дата приема, подпись и Ф.И.О. принявшего), — у налогоплательщика. Не следует направлять возражения на акт камеральной проверки по почте, поскольку есть вероятность того, что ИФНС России не получит их до вынесения решения по итогам проверки. К сожалению, возможности продления срока представления возражений НК РФ не предусматривает. Срок, в течение которого руководитель инспекции (его заместитель) должен вынести решение, отсчитывается от даты окончания 15-дневного срока для представления возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ). Однако возражения, поданные позже установленного срока, но до вынесения решения по итогам проверки, должны быть учтены при вынесении решения. То есть в любом случае у налогоплательщика остается право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). То есть свои аргументы можно привести при обжаловании решения по итогам камеральной проверки в вышестоящем налоговом органе или суде.