Платежное поручение: скачать образец заполнения-2021

Содержание
  1. Что указывается в поле 104
  2. Поручение на уплату
  3. КБК — основной вид данных в поле 104. Как он должен выглядеть
  4. Что это такое КБК: общее определение, назначение, структура
  5. Значение последовательности цифр?
  6. В каком поле платежки указывается?
  7. Где можно взять для заполнения?
  8. Что делать, если в поле 104 код бюджетной классификации указан неверно?
  9. В каких источниках права утверждаются КБК
  10. Когда указывать
  11. НПА по КБК для налогов и страховых взносов
  12. Существует ли корреляция КБК с другими реквизитами платежки
  13. Последствия неверного указания КБК налогоплательщиком
  14. Ошибки при заполнении
  15. Может ли ФНС начислить пени и штрафы за уплату налога по неверному КБК
  16. В платежке неверно указан КБК: что делать
  17. Последствия неверного указания КБК при регистрации фирмы
  18. Указан неверный КБК. В какое ведомство направлять заявление об уточнении

Что указывается в поле 104

В поле 104 платежного поручения может фиксироваться:

  • КБК, что означает «код бюджетной классификации» (п. 3 приложения 4 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н).
  • 0 — при отсутствии КБК либо в случаях, когда денежные средства переводятся на счета, указанные в п. 2 приложения 4 к приказу № 107н.

Применение 2-й нормы актуально в случаях, когда платеж зачисляется на балансовый счет:

  • 40501 (открывается для организаций в федеральной собственности);
  • 40601 (открывается для организаций в любой форме государственной собственности, кроме федеральной);
  • 40701 (открывается для негосударственных организаций);
  • 40503 (открывается для НКО, находящихся в федеральной собственности);
  • 40603 (открывается для НКО, находящихся в любой форме государственной собственности, кроме федеральной);
  • 40703 (открывается для НКО, которые не принадлежат государству).

Таким образом, чаще всего в поле 104 указывается именно КБК. Он должен быть корректным. Прежде всего, с точки зрения структуры.

Какие КБК указывать в платежном поручении на уплату налогов и страховых взносов, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Поручение на уплату

Формуляр этого документа был разработан специально для проведения расчетов безналичным путем и введен в оборот Центральным банком Российской Федерации в положении 2012 года номер 383-П.

Читайте также:  Составление запроса в ФСС о состоянии расчетов и для получения акта сверки с контрагентом: образцы документов

Помимо описания самого формуляра, в нормативном документе ЦБ РФ указаны и другие реквизиты, которые в обязательном порядке должны быть заполнены. К ним отнесено и поле 104. В платежном поручении 2019 года оно осталось в неизменном виде.

В 2013 году Министерством финансов нашего государства был выпущен приказ № 107н, который утвердил разработанные правила внесения сведений, которые позволяют идентифицировать платеж. Согласно пункту 5 этого приказа, все операции должны быть заполнены с указанием КБК. При этом его формат должен соответствовать ряду требований.

  1. КБК состоит из 20 символов. Отклонение в большую и меньшую сторону недопустимо.
  2. В КБК все 20 значений не могут быть нулями.

К тому же каждая цифра этого кода должна иметь своё значение. В приказе Министерства финансов 2013 года № 65н они подробно расписаны. Согласно этим предписаниям, код бюджетной классификации должен соответствовать такому формату (см. таблицу ниже).

Также см. «Платежное поручение по требованию ИФНС: особенности заполнения».

Расшифровка любого КБКПорядок цифрЧто означаетПервые 3Несут в себе информацию о получателе платежаС 4-й по 13-юГоворят о виде дохода, который идет в бюджетС 14-й по 20-юПодвид дохода

КБК — основной вид данных в поле 104. Как он должен выглядеть

КБК, фиксируемые в поле 104, должны быть:

  • 20-значными;
  • идентифицирующими администратора доходов в бюджет (за это отвечают первые 3 цифры), группу дохода (4-я цифра), вид дохода (5-я и 6-я цифры), статью и подстатью дохода (7–11-я цифры), уровень бюджета, в который зачисляется доход (12-я и 13-я цифры), способ сбора дохода (14–17-я цифры), экономический тип дохода (18–20-я цифры).

Если привести в соответствующем реквизите платежки КБК иной структуры, поле будет считаться заполненным неверно.

Правовые последствия указания неверного КБК рассмотрим чуть позже, а пока изучим основные источники права, в которых утверждаются коды бюджетной классификации.

Что это такое КБК: общее определение, назначение, структура

Непосвященному человеку может показаться, что код бюджетной классификации (КБК) представляет собой случайный набор цифр. Однако подобное предположение, конечно же, не соответствует действительности.

Каждый символ, присутствующий в КБК, имеет определенный смысл и предназначение. Участнику безналичных расчетов следует знать, что означает КБК.

Ошибки, допущенные при указании данного кода в платежке, могут стать причиной проблем, возникающих с проведением заявленного перечисления.

КБК – важнейший реквизит платежного документа (поручения). Он указывается плательщиком при оформлении платежки и представляет собой определенный ряд цифр, в котором зашифрованы конкретные сведения о безналичном перечислении.

Таким образом, с помощью КБК всегда можно уточнить происхождение платежа, его целевое предназначение, а также иные данные, связанные с совершаемой транзакцией.

Код бюджетной классификации, который указывается в платежке, характеризуется следующими разновидностями (типами):

  • для совершения платежных транзакций;
  • для уплаты взносов фиксированной величины (например, частными предпринимателями, нотариусами);
  • для погашения выявленных недоимок;
  • для перечисления страховых взносов;
  • для хозяйствующих субъектов, действующих на условиях патентного режима уплаты налогов.

Законодательством строго предусматривается ввод КБК при заполнении платежного поручения, поскольку наличие этого реквизита в документе эффективно способствует достижению следующих целей:

Читайте также:  Как заполнить строку 090 в расчете по страховым взносам

  • Четкая классификация источников и направлений доходов/расходов бюджета.
  • Своевременное и корректное перечисление всех налоговых сумм, учитывая их целевое назначение и разбивку по отдельным счетам.
  • Оптимизация процедуры оформления финансовой документации с анализом бюджетных показателей.

Иными словами, применение и расшифровка КБК позволяют отследить историю платежной транзакции, а также уточнить, использовались ли средства соответствующего перечисления по предусмотренному назначению.

Значение последовательности цифр?

Детальная инструкция по расшифровке и указанию КБК в платежных документах регламентируется Приказом № 65н, утвержденным Минфином РФ от 01.07.2013.

Данным нормативным актом предусматривается, что код бюджетной классификации (КБК) состоит из 20 (двадцати) цифр, последовательность которых подразделяется на следующие четыре группы:

  • Административная (первая) группа. Она представлена комбинацией трех цифр, однозначно указывающей главного субъекта, администрирующего сумму данного поступления. К примеру, ФНС в платежке обозначается кодом 182, ФСС – кодом 393.
  • Доходная (вторая) группа. Обозначается десятью цифрами – с четвертой по тринадцатую включительно. Четвертая цифра указывает конкретную группу поступлений бюджета. Пятая и шестая цифры в совокупности характеризуют подгруппу бюджетных доходов. Комбинация седьмого и восьмого символов информирует о применяемой доходной статье. Объединение девятой, десятой и одиннадцатой цифр определяет подстатью бюджетных поступлений. Совокупность двенадцатой и тринадцатой цифр – элемент поступлений бюджета.
  • Программная (третья) группа. Обозначается четырьмя цифрами – с четырнадцатой по семнадцатую включительно. Комбинация этих символов обеспечивает кодирование (шифрование) группы поступлений.
  • Классифицирующая (четвертая) группа. Объединяет три цифры – с восемнадцатой по двадцатую включительно. Символы данной группы используются для рубрикации и аналитического учета поступлений.

В каком поле платежки указывается?

Как известно, в бланке платежки каждому заполняемому полю назначен конкретный идентифицирующий номер.

Так, для КБК в платежном поручении предусматривается отдельное поле под номером 104. Конкретное значение КБК должно корректно указываться именно в этом поле.

Где можно взять для заполнения?

Узнать конкретное обозначение КБК, необходимое для оформления платежного поручения, можно одним из следующих доступных способов:

  • Вышеупомянутый Приказ Минфина, известный под номером 65н.
  • Путем соответствующего запроса в органы государственного казначейства.
  • Интернет-сайты адекватной тематики.
  • Автоматическая подстановка КБК при оформлении безналичного платежа через онлайн-сервисы определенной специализации.

Что делать, если в поле 104 код бюджетной классификации указан неверно?

Если КБК в платежное поручение указан неправильно, то ничего делать с этой документом не нужно. Платежку с некорректным значением КБК не следует заполнять и направлять к исполнению.

Если ошибка все же была допущена – в платежке указано неверное (неактуальное) значение КБК, – плательщику необходимо действовать в следующем порядке:

  • Подать получателю платежа (налоговой службе, внебюджетному фонду) заявление с просьбой об уточнении реквизитов исполняемого платежного документа. К данному заявлению, составленному произвольно, прикладывается копия поручения, уже содержащего отметку финансового учреждения (банка).
  • Мотивированное решение об уточнении параметров (реквизитов) платежа принимается налоговой службой на протяжении десятидневного периода, отсчитываемого от даты получения ведомством соответствующей заявки.
  • Когда десятидневный срок завершится, плательщик заказывает в налоговой службе справку/акт сверки. Это позволит убедиться в том, что платеж зачтен на корректный код.

В каких источниках права утверждаются КБК

Главный источник права, в положениях которого утверждаются (а также с разной периодичностью меняются) КБК, — приказ Минфина России от 06.06.2020 №99н. Данный НПА, в свою очередь, сформирован в целях исполнения положений Бюджетного кодекса РФ в части регулирования классификации доходов и расходов национального бюджета государства.

Однако КБК, зафиксированные в приказе Миинфина, в большинстве случаев представлены не в том виде, в котором их следует указывать в поле 104. Более того, систематизация КБК в ряде случаев довольно сложна для восприятия. В связи с этим сведения очень часто требуют дополнительного разъяснения ведомствами, которые администрируют тот или иной вид платежа в бюджет.

Изучим, каким образом подобные задачи решаются органами, контролирующими выполнение наиболее распространенных финансовых обязательств перед бюджетом РФ, а именно уплату налогов и страховых взносов.

Когда указывать

Следует подчеркнуть, что код бюджетной организации надо ставить только в тех ситуациях, когда администратором дохода выступает тот или иной именно бюджет.

На основе действующих в настоящее время норм поле 104 заполняют в нижеперечисленных случаях:

1Когда речь идёт о перечислении налоговых платежей, сборов, госпошлин, штрафов и прочих подобных санкций2Поле 104 должно быть заполнено при перечислении взносов во внебюджетные фонды3Когда речь идёт о перечислении платежей по таможне4Если ИП нужно сделать отчисления в фиксированном размере5Любые другие выплаты денежных средств в адрес РФ, властей

Таким образом, поле 104 следует оставить пустым в той ситуации, когда получатель денег – частное лицо, которые не имеет отношения к бюджету.

Далее показа образец заполнения поля 104 в платежном поручении в 2019 году:

Читайте также:  Расчет с сотрудником при увольнении, в т. ч. выплата компенсации за неиспользованный отпуск

НПА по КБК для налогов и страховых взносов

ФНС России периодически систематизирует нормы приказа № 65н, в котором утверждаются КБК, принимая различные подзаконные правовые акты и предметно разъясняя нюансы применения этих кодов при уплате налогов, а с 2021 года – и страховых взносов.

Передача с 2021 года основного объема страховых взносов (исключением стали платежи на страхование от несчастных случаев, оставшиеся в ведении ФСС) под контроль налоговых органов привела к необходимости не только появления новых КБК, отвечающих страховым взносам, начисляемым по новым правилам, но и введения переходных КБК, предназначенных для оплаты взносов, начисленных до наступления 2017 года, а оплачиваемых уже в нем.

Обратите внимание! В 2021 году произошли изменения в заполнении банковских реквизитов в платежных поручениях на уплату налогов. С 01.05.2021 обязательно заполняйте поле 15 «Номер расчетного счета», также изменился счет Казначейства и наменование банка. Период с 01.01.2021 по 30.04.2021 переходный. Т.е. платежки пройдут как со старыми так и с новыми реквизитами. Все подробности см. в нашем материале.

Существует ли корреляция КБК с другими реквизитами платежки

В общем случае прямой зависимости между КБК и иными реквизитами платежного поручения законодатель не устанавливает. Однако НПА, предписывающие налогоплательщикам соотносить указание КБК с другими полями платежных поручений, издаваться все же могут.

Так, Минфин России в письме от 16.01.2015 № 02-08-10/800 фиксирует зависимость между КБК и реквизитом 101 — показателем статуса плательщика в отношении налога на прибыль и земельного налога для юридических и физлиц. В этом письме указано, в частности, что организациям, являющимся участниками консолидированных групп налогоплательщиков (или КГН), недопустимо указывать статусы, отличные от 21 и 22, при составлении платежек с КБК:

  • 000 1 0100 110 (для налога, перечисляемого в федеральный бюджет);
  • 000 1 0100 110 (для налога, перечисляемого в региональные бюджеты).

В свою очередь, налогоплательщики, не зарегистрированные как участники КГН, не могут использовать статусы 21 и 22 при использовании КБК, установленных для налога на прибыль в федеральный или региональный бюджеты.

Пренебрегать получением данных о корректном КБК не стоит. При неверном указании соответствующего реквизита в поле 104 могут возникнуть весьма нежелательные с точки зрения финансового положения фирмы последствия. Какими они могут быть?

Последствия неверного указания КБК налогоплательщиком

Если налогоплательщик зафиксирует в платежке некорректный КБК, это может привести к следующим правовым последствиям:

  • сумма будет отнесена к невыясненным поступлениям (как правило, в тех случаях, когда указанный в платежке КБК не имеет соответствия в перечнях, утвержденных свежей редакцией приказа № 65н);
  • сумма будет зачислена в бюджет иного уровня или иного ведомства (это возможно, если вместо нужного КБК указан другой — вследствие ошибки либо по незнанию).

Таким образом, сумма, которую перечисляет со своего расчетного счета налогоплательщик, как правило, все-таки попадает в бюджет, даже если КБК указан неверно. Если точнее, она поступает на счета Федерального казначейства, откуда затем распределяется по адресатам.

Однако в ряде случаев может возникнуть необходимость содействовать казначейству в ее перенаправлении в компетентную государственную структуру либо в бюджет соответствующего уровня (письмо Минфина России от 29.03.2012 № 03-02-08/31). Сделать это можно, направив в орган, администрирующий платеж (ФНС либо ФСС), заявление об уточнении реквизитов платежки. В каком порядке осуществлять подобные обращения, расскажем чуть позже.

А пока попытаемся ответить на вопрос, стоит ли опасаться начисления пеней и штрафов со стороны государства в случае, если денежные средства, внесенные в бюджет, вследствие ошибок при указании КБК попадут не по адресу?

Прецеденты, свидетельствующие о том, что госструктуры охотно штрафуют невнимательных налогоплательщиков, встречаются регулярно. Однако если фирма решится подать на государственные органы, администрирующие платежи и наложившие санкции за неверный КБК, в суд, то с высокой вероятностью выиграет дело.

Ошибки при заполнении

При заполнении 104-го поля следует быть предельно внимательным. Если код был указан неверно, денежные средства не поступят на счет получателя. А это даст ложную информацию о неготовности компании или частного лица соблюдать обязательства перед бюджетом государства.

Вместе с этим нельзя однозначно утверждать, что ошибки при заполнении 104-го поля приводят к негативным последствиям, если КБК был введен неправильно либо указан его устаревший вариант.

Согласно письму Министерства финансов 2012 года № 03-02-08/31 ошибка при указании кода бюджетной классификации не всегда означает признание неисполненной налоговой обязанности той или иной компании (ИП), если перечисление прошло по другому номеру КБК.

Однако вышеописанный подход актуален только для налоговых платежей. Например, если речь идёт об уплате госпошлины, то организация может получить отказ в предоставлении ей соответствующих госуслуг. Причиной может служить ошибочное заполнение 104-го поля в платежном поручении.

Ошибка в КБК простительна только при уплате налоговых отчислений. В остальных случаях может быть отказано в предоставлении госуслуг, совершении соответствующих действий.

Может ли ФНС начислить пени и штрафы за уплату налога по неверному КБК

В большинстве случаев суды, основываясь на буквальном толковании норм, в частности, п. 3 ст. 45 НК РФ, признают взыскание штрафов и пеней незаконным, если плательщик фактически перевел необходимую сумму в бюджет, пусть и с неточным КБК.

Так, в рамках арбитражного дела № А32-31731/2012 индивидуальный предприниматель заполнил платежное поручение на уплату УСН, однако привел в нем КБК, который на момент платежа уже не действовал. При этом в поручении было указано, что денежные средства перечисляются за 4-й квартал 2010 года.

Предприниматель направил в ФНС заявление, в котором попросил перенаправить денежные средства на актуальный КБК. ФНС выполнила данную просьбу, но одновременно наложила на ИП санкции за ненадлежащее исполнение законных обязательств по уплате УСН в виде пеней, величина которых составила более 70 000 руб. ИП обратился в суд, намереваясь признать соответствующее требование ФНС недействительным.

Суд в 3 инстанциях встал на сторону ИП. Так, например, кассационная инстанция отметила, что в соответствии с п. 4 ст. 45 НК РФ обязательства по уплате налога могут быть признаны невыполненными, только если налогоплательщик некорректно укажет счет Федерального казначейства, а также название банка получателя платежа. В то время как о КБК в положениях п. 4 ст. 45 НК РФ ничего не сказано.

Суды также отметили, что в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ налоговые органы обязаны принимать от плательщиков заявления и корректировать распределение денежных средств, перечисленных в бюджет. При этом решение об уточнении соответствующего платежа ФНС должна принять на день фактического перечисления налога в бюджет.

Получается, что значимых правовых последствий вследствие неверного указания КБК в налоговой платежке, способных негативным образом отразиться на финансовом положении фирмы, законодательство РФ не предусматривает. Самое главное — в разумные сроки (какие именно, в текущих законах, однако, не сказано) направить в ведомство, администрирующее платеж, необходимые разъяснения. Если к моменту обнаружения ошибки в КБК государство начислит штраф или пени, это можно будет оспорить в суде.

Таким образом, некорректный КБК при уплате налогов не критичен. Но при условии, что будет верно указан ключевой реквизит платежного поручения — счет получателя. Данной позиции придерживается Минфин России в письме от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27997.

Читайте также:  Прямые и косвенные расходы: вечная проблема бухгалтера

Узнать актуальные КБК по УСН, а также ознакомиться с иными нюансами уплаты данного налога вы можете в статье «Авансовые платежи по УСН: расчет, сроки уплаты, КБК».

В платежке неверно указан КБК: что делать

Обратимся к п. 7 ст. 45 НК РФ. Если обнаружена ошибка в оформлении документа на перечисление налога или другого обязательного платежа в бюджетную систему, но при этом не образовалось долга по этому налогу, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление в свободной форме о том, что допущена ошибка. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие уплату налога (т. е. перечисление на счета Федерального казначейства), с просьбой уточнить реквизиты указанного платежа: его основание, тип и принадлежность, налоговый период или статус плательщика. Подробно мы писали об этом в статье о том, как зачесть или вернуть переплату по налогам.

Так как КБК относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа, то при обнаружении ошибочно указанного КБК в поручении на перечисление налога плательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении принадлежности платежа. Эта позиция неоднократно высказывалась Минфином (например, Письмо от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145), ФНС (например, Письмо от 10.10.2016 № СА-4-7/[email protected]), а также Арбитражным судом в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 04.12.2014 № А53-7943/2013.

Последствия неверного указания КБК при регистрации фирмы

Необходимость указывать КБК может возникать не только у действующих, но и у будущих организаций или ИП. Так, при государственной регистрации ИП или юрлица требуется уплатить госпошлину. Соответствующее платежное поручение будет включать поле 104, в котором должен быть указан корректный КБК, а именно:

  • 182 1 0800 110, если регистрацию осуществляет ФНС;
  • 182 1 0800 110, если регистрацию осуществляет МФЦ.

Если фирма ошибется в КБК, это может послужить поводом для отказа государственного органа в регистрации бизнеса. Такой вывод можно сделать исходя из правовой аналогии с постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2015 по делу № А50-13783/2014. В нем суд установил, что платежное поручение с неверным КБК не позволяет удостовериться, что денежные средства ушли именно на регистрацию фирмы.

Пошлину, перечисленную в бюджет по неверному КБК, впоследствии можно вернуть. Для этого налогоплательщик должен представить в регистрирующее ведомство доказательства того, что соответствующие денежные средства были зачислены на счета Федерального казначейства (письмо Минфина России от 30.06.2010 № 03-05-06-03/83). Также ее можно зачесть, но при условии, что она будет направлена на то же регистрационное действие, которое не удалось осуществить в 1-й раз.

Указан неверный КБК. В какое ведомство направлять заявление об уточнении

Рассмотрим порядок действий налогоплательщика по исправлению соответствующей ошибки в случае указания в платежном поручении неверного КБК.

Куда нужно обращаться, обнаружив ошибку в платежке, в частности при указании КБК, с заявлением об уточнении перевода? Возможны 2 варианта:

  • в ведомство, которому платеж был изначально адресован;
  • в ведомство, администрирующее налог или взнос, который соответствует КБК, указанному в платежном поручении.

Ознакомиться с образцом заявления об уточнении платежа в ФНС вы можете в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

1-й вариант подходит для тех случаев, когда в платежке был приведен совершенно некорректный КБК либо, например, не указан вовсе. Если в поручении зафиксирован орган, в который направлялся платеж, то обращаться с просьбой скорректировать платеж нужно именно туда (п. 7 ст. 45 НК РФ).

В свою очередь, если плательщик ошибся с КБК, но указал тот, который соответствует одному из действующих налогов, взносов или сборов, может возникнуть необходимость обращаться с целью корректировки именно в то ведомство, которое администрирует платеж по данному КБК.

Так, в рамках арбитражного дела № А40-1065/14 истец предпринял попытку восстановить свое право на возврат переплаты в бюджет по страховым взносам, которая возникла вследствие указания в соответствующих платежных поручениях КБК по налогам. То есть платеж, с одной стороны, был предназначен ПФР, но КБК были указаны те, которые предполагают перевод средств в ФНС по налогу.

В итоге денежные средства попали в Федеральном казначействе в разряд невыясненных. Фирме пришлось уплатить взносы в ПФР повторно, однако суммы, которые соответствовали «налоговым» КБК, плательщик решил вернуть.

Компания обратилась в ИФНС с заявлением о возврате соответствующего платежа. Однако налоговики отказались его принимать, отправив заявителя в ПФР. Сразу обратиться в ПФР налогоплательщик не смог. К моменту обращения фирмы в фонд истекли 3 года, в течение которых можно было по закону вернуть переплату. В результате ПФР отказал налогоплательщику в возмещении денежных средств.

Суды 1-й и 2-й инстанций подтвердили позицию ПФР. Однако кассационная инстанция — Арбитражный суд Московского округа — в постановлении от 27.05.2015 № Ф05-5994/2015 вынесла иное решение.

Кассация указала, что согласно ст. 160.1 БК РФ полномочия в части принятия решений о возврате переплат возложены на администратора доходов. Поскольку в платежном поручении по страховым фондам, которое составил истец, был указан «налоговый» КБК, суд посчитал, что именно ФНС должна была стать администратором соответствующего дохода. В связи с этим налоговики не должны были отказывать плательщику в возврате ошибочно переведенных денежных средств.

В результате арбитраж установил, что 3-летний срок возврата платежа истцом пропущен не был, и предписал ФНС выплатить налогоплательщику излишние платежи.

Добавить комментарий

Adblock
detector