Программа вводного инструктажа по гражданской обороне 2021

Для чего нужен инструктаж

Законы «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от ЧС» содержат перечень навыков и умений, которыми должен обладать каждый гражданин. В основном перечне требований:

  • основы законодательства в области ГО;
  • правила поведения в военное время и в случае угрозы военных конфликтов;
  • способы защиты и меры по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий;
  • умение оказывать первую помощь в условиях техногенных и других катастроф;
  • правильная реакция на сигналы звукового, речевого и иного оповещения населения;
  • правильное использование средства индивидуальной защиты населения и способность изготавливать простейшие из них;
  • умение строить укрытия, обеззараживать местность и пр.

Подобные знания школьники и студенты получают в рамках изучения таких предметов, как ОБЖ и БЖД, в школах и ВУЗах, а работающие люди – по месту работы. Все организации обязаны проводить обучение своих своих сотрудников в области ГО, такая норма обозначена статьей 9 закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне». В дополнение к этому, в 2021 г. Правительством РФ принято постановление от 19.04.2017 № 470, внесшее изменения в «Положение о подготовке населения в области гражданской обороны». Согласно ему, со 2 мая 2021 г. все организации обязаны проводить вводный инструктаж по ГО и ЧС при приеме на работу новых сотрудников. Программа вводного инструктажа по гражданской обороне в 2021 году, как и в предыдущие годы, разрабатывается на предприятиях самостоятельно.

Отличие от прежней программы

Прошлые Рекомендации по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне были утверждены МЧС России 05.06.2018 за № 2-4-71-13-8.

Важно, что новый образец 2021 программы вводного инструктажа по ГО практически не отличается от прежнего.

С нашего сайта по прямой ссылке скачать бесплатно образец 2020 программы вводного инструктажа по гражданской обороне от МЧС России можно здесь:

Читайте также:  Какой программой проверить расчет по страховым взносам?

ОБРАЗЕЦ 2021 ПРОГРАММЫ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ПО ГО

Также он доступен онлайн на официальном сайте МЧС России здесь:

https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/4403

Чем руководствоваться

Ориентироваться необходимо на следующие документы:

  • 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне»;
  • 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»;
  • Положение о подготовке населения в области гражданской обороны;
  • Рекомендации по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне, утвержденные МЧС России;
  • Примерная программа курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС.

Кто проводит инструктаж

На каждом предприятии должно существовать подразделение или сотрудник, ответственный за ГО и ЧС. Количество работников, занятых в этой области, определяется исходя из численности организации и ее категории (см. Приказ МЧС России от 31.07.2006 № 440 «Об утверждении положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»). Этим положением закреплено, что все организации относятся к двум категориям:

  1. Организации, которые продолжают работать в военное время.
  2. Организации, не работающие в военное время.

Количество работников определяется следующим образом:

То есть для выполнения подобных обязанностей можно как ввести отдельную должность (актуально для крупных и стратегически значимых предприятий), так и возложить их на специалиста по охране труда или другого компетентного работника, обладающего необходимыми знаниями и умениями.

Профстандарт для такой должности пока не разработан, но, согласно ЕCKД и Приказу № 440, к специалисту по гражданской обороне предъявляются следующие требования:

  • он должен иметь высшее техническое образование или среднее специальное образование и стаж работы не менее 5 лет;
  • он должен пройти специальную подготовку в области гражданской обороны.

Возложить обязанности на уже работающего сотрудника можно с помощью приказа о возложении обязанностей (ответственности) свободной формы.

Если же вводят отдельную должность и на нее принимают нового работника (в том числе на условиях совместительства), прием оформляется стандартным приказом по унифицированной форме Т-1 (или другой аналогичной, утвержденной в организации).

В обязанности ответственного по гражданской обороне обычно включают следующее:

  • организация и проведение мероприятий в области ГО и ЧС, составление календарных планов мероприятий;
  • разработка программ проведения инструктажей и занятий;
  • инструктирование и иная методическая помощь работникам в области ГО И ЧС.

Обучение по ГО и ЧС

Upd: Подробнее про обучение в сфере ГО и ЧС смотрите — здесь.

Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» однозначно указывают на необходимость проведения организациями обучения работников.

Читайте также:  Для чего нужны транспортная и товарно-транспортная накладные и счет-фактура? Чем отличаются эти документы?

Обучение по гражданской обороне обязательно, и руководители проходят его не реже 1 раза в 5 лет согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

Обязательное повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций для руководителей организаций и уполномоченных работников не реже одного раза в 5 лет предусмотрено также пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

20 ноября 2021 года МЧС России утверждена Примерная программа курсового обучения работающего населения в области ГО 2-4-71-27-11.

Документ предназначен для руководителей организаций в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения работников. Цель курсового обучения – повышение готовности работников организаций к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей во время военных конфликтов и ЧС, характерным для районов, в которых расположено предприятие.

Для проведения занятий, приказом руководителя организации назначается руководитель занятий.

Учебные группы рекомендуются создавать с численностью до 25 человек.

Рекомендуемый учебно-тематический план обучения:

№ п/п Наименование тем занятий Форма занятия 1. Поражающие факторы источников ЧС, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия Лекция 2. Порядок доведения до населения сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, о других опасностях и действий работников организации по ним Лекция 3. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации Тренировка 4. Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации Комплексное занятие 5. Действия работников организации при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов Комплексное занятие 6. Оказание первой помощи Тренировка 7. Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера Лекция Общее количество часов 12

С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В нем подробно перечислены все категории граждан, которым необходимо пройти подготовку в области защиты от ЧС, основные задачи обучения и периодичность обучения для всех категорий населения (upd: см. подробную статью на эту тему).

Что входит в инструктаж?

Образец программы вводного инструктажа по гражданской обороне должен учитывать, что все организации разные, находятся в разных местах, соответственно, и чрезвычайные ситуации на них возникают разные. Вряд ли следует опасаться наводнения в пустыне, а взрыв аммиака произойдет скорее на заводе холодильного оборудования, чем на макаронной фабрике. Поэтому инструкцию придется скорректировать в зависимости от специфики деятельность организации.

Программа проведения вводного инструктажа по гражданской обороне составляется на предприятии с учетом следующих факторов:

  • специфика предприятия – область деятельности, характер условий труда, вредные факторы, наличие опасных с точки зрения возникновения чрезвычайных ситуаций цехов и подразделений, горючих, взрывоопасных веществ, ядов и химикатов и пр.;
  • особенности организационной и кадровой структуры предприятия;
  • особенности местонахождения организации – наличие рядом опасных производственных или стратегически важных объектов, железнодорожных путей и пр.

Обычно инструктаж состоит из следующих частей:

  1. Вводная. Включает цели, сроки и порядок проведения.
  2. Тематический план. Он отражает аспекты, затрагиваемые в ходе инструктажа, желательно с указанием времени, которое займет изучение каждого из них.
  3. Вопросы для контроля.
  4. План практических занятий по отработке навыков.

Осветить в ходе инструктажа желательно следующие моменты:

  • нормативно-правовая база в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
  • организация ГО и ЧС в регионе и на предприятии;
  • действия персонала в случае угрозы прямого нападения, химической, радиационной атаки и иных военных угроз;
  • правила поведения в случае возникновения ЧС природного характера, как характерных для данной местности, так и нехарактерных;
  • порядок действий в случае аварий и техногенных катастроф, как внутренних (в пределах предприятия), так и внешних (случившихся извне);
  • поведение при угрозе и совершении террористических актов;
  • правила оказания первой помощи;
  • меры по минимизации ущерба и ликвидации последствий ЧС.

При инструктировании работников можно использовать как текстовые, так и графические материалы, а также средства мультимедиа (слайды, обучающие видеопрограммы). Типовая программа вводного инструктажа по гражданской обороне не составляется раз и навсегда. Она будет дополняться и изменяться в случае необходимости. Если внезапного повода для пересмотра не будет, то обновлять программу целесообразно хотя бы раз в пять лет. Кроме того, чтобы полученные знания не теряли своей значимости, полезно разместить для информации в общедоступном месте плакаты по гражданской обороне, которые .

Вводный инструктаж по гражданской обороне: шаблоны документов

Здравствуйте, Денис!

В одном комментарии рассказать вам, что вы должны делать вряд ли получится. Начните с обучения специалиста и руководителя — тогда они будут знать, что делать.

Читайте также:  Онлайн касса для ИП на УСН: нужен ли кассовый аппарат при упрощенке, обязательно ли применять ККТ при упрощенной системе налогообложения

Если коротко, то вы должны быть готовы действовать в ЧС. Для этого нужно в обычном режиме спланировать все действия и отработать их.

Давайте посмотрим перечень пунктов, по которым сотрудникам отдела надзорной деятельности МЧС России рекомендуется штрафовать (Источник: ohranatruda31.ru):

— Отсутствует положение или устав постоянно-действующего органа управления РСЧС.

— Отсутствуют документы прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отсутствует утвержденные и согласованные установленным порядком паспорта безопасности эксплуатируемых опасных объектов.

— Отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

— Отсутствуют утвержденные руководителем организации функциональные обязанности и должностная инструкция специалиста уполномоченного на решение задач (есть) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

— Отсутствует приказ о создании КЧС и ПБ организации.

— Отсутствует положение о КЧС и ПБ организации.

— Отсутствуют функциональные обязанности членов КЧС и ПБ.

— Отсутствует распорядительный документ руководителя об образовании дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС).

— Отсутствует положение о дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС).

— Отсутствуют функциональные обязанности персонала дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС).

— Отсутствует инструкция персоналу дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС), согласованная с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления.

— Отсутствует свидетельство о проведении обучения персонала дежурно-диспетчерской службы (ДДС) организации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

— Отсутствует свидетельство о проведении обучения руководителя организации.

— Отсутствует свидетельство о проведении обучения председателя КЧС и ПБ организации.

— Отсутствует свидетельство о проведении обучения специалиста по вопросам ГО, ЧС.

— Отсутствует распорядительный документ руководителя об организации подготовки руководящего состава специалистов и назначении учебных групп.

— Отсутствуют программы подготовки руководящего состава и специалистов, расписания и журналы учета занятий.

— Отсутствует распорядительный документ руководителя об организации проведения учений и тренировок.

— Отсутствуют отчетные материалы о проведении учений и тренировок.

— Отсутствуют документы определяющие показатели риска чрезвычайных ситуаций. Отсутствуют утвержденные и согласованные установленным порядком паспорта безопасности эксплуатируемых опасных объектов.

— Отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

— Отсутствует свидетельство о страховании ОПО.

— Отсутствует распорядительный документ руководителя о создании комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, а так же объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.

Читайте также:  Как подтвердить «нулевую» ставку НДС: все коды операций

— Отсутствует план работы комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, а так же объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.

— Отсутствуют отчетные документы о спланированных и проведенных мероприятиях и выполнении решений комиссии.

— Отсутствует договор с профессиональным АСФ.

— Отсутствует свидетельство об аттестации АСФ.

— Отсутствует распорядительный документ (приказ) руководителя о создании нештатного аварийно-спасательного формирования и о зачислении граждан в состав нештатных АСФ, согласованный с территориальным органом МЧС.

— Отсутствуют структура и табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

— Состав структура и оснащение нештатных аварийно спасательных формирований с территориальными органами МЧС России — органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций не согласованны.

— Отсутствуют документы по подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований.

— Отсутствует свидетельство о регистрации и аттестации нештатных аварийно спасательных формирований (НАСФ).

— Отсутствует распорядительный документ руководителя о создании локальной системы оповещения (ЛСО).

— Отсутствует техническое задание на проектирование локальной системы оповещения (ЛСО).

— Отсутствует проектная документация на создание локальной системы оповещения (ЛСО).

— Отсутствует распорядительный документ руководителя о создании комиссии по вводу в эксплуатацию локальной системы оповещения (ЛСО).

— Отсутствует акт ввода в эксплуатацию локальной системы оповещения (ЛСО).

— Отсутствует план мероприятий по созданию локальной системы оповещения (ЛСО).

— Отсутствует паспорт локальной системы оповещения (ЛСО).

— Отсутствует распорядительный документ руководителя о вводе в эксплуатацию локальной системы оповещения (ЛСО).

— Отсутствует распорядительный документ определяющий порядок создания и содержания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

— Отсутствует распорядительный документ определяющий порядок создания и содержания резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

— Отсутствует план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

— Отсутствует распорядительный документ руководителя о создании эвакуационной (эвакоприемной) комиссии.

— Отсутствует план эвакуации (приема эвакуированных).

— Отсутствуют документы плана эвакуации (приема эвакуируемых).

— Отсутствует назначенное в установленном порядке должностное лицо (лица) в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.

— Отсутствуют карточки и журнал учета средств индивидуальной радиационной и химической защиты по годам изготовления.

— Отсутствуют акты приема и накладные на выдачу средств индивидуальной защиты.

— Отсутствуют паспорта, формуляры, акты лабораторных испытаний и свидетельства на имеющиеся средства индивидуальной защиты, другие сопроводительные документы и накладные их получение.

— Отсутствует график осмотра и проведения лабораторных испытаний, поверки средств радиационной и химической защиты.

— Отсутствуют копии актов лабораторных испытаний и поверок средств радиационной и химической защиты.

— Отсутствует журнал проверки средств индивидуальной защиты должностными лицами.

— Отсутствует план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации в установленные сроки.

— Отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении ответственного должностного лица для организация правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.

— Отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении группы (звена) обслуживающего защитное сооружение.

— Отсутствует журнал учета ЗС ГО.

— Отсутствует акт проверки содержания и использования защитного сооружения ГО.

— Отсутствует паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений.

— Отсутствует журнал проверки состояния убежища (ПРУ).

— Отсутствует план перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ).

— Отсутствует план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации.

— Отсутствуют планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств.

Читайте также:  Какую отчетность сдает малое предприятие на УСН за 2021 год

— Отсутствует список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО.

— Отсутствует эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО.

— Отсутствует эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО.

— Отсутствует эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО.

— Отсутствует инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования.

— Отсутствуют инструкции по использованию средств индивидуальной защиты.

— Отсутствуют инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами.

— Отсутствует инструкция по обслуживанию ДЭС.

— Отсутствует инструкция по противопожарной безопасности.

— Отсутствуют правила поведения укрываемых в ЗС ГО.

— Отсутствует журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ).

— Отсутствует журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования.

— Отсутствует схема эвакуации укрываемых из очага поражения.

— Нарушены правила содержания и использования специальной техники и имущества гражданской обороны.

— Не определена номенклатура и объем запасов исходя из потребности в них в военное время для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.

— Хранение запасов организовано с нарушением условий отвечающих установленным требованиям.

— Отсутствует план гражданской обороны.

— Отсутствует план основных мероприятий на текущий год и отчетные материалы о выполненных мероприятиях.

Естественно, что если у вас нет ЗС на балансе, то пункты по защитным сооружениям вас не касаются. В некоторых других случаях количество пунктов также может сократиться.

Как проводить

Согласно Постановлению № 470, обучающий курс с 2021 года должны проходить все вновь принятые сотрудники организаций в течение первого месяца работы. Хотя необходимость проведения подобных мероприятий и закреплена законодательно, не лишне издать приказ, регламентирующий, кто, с кем и в какие сроки проводит инструктажи.

Порядок проведения инструктажа включает следующие шаги.

  1. Ответственное лицо сообщает работнику все необходимые сведения, или же на руки выдается инструкция вводного инструктажа по гражданской обороне для самостоятельного изучения.
  2. Ответственный устно проверяет приобретенные сотрудником знания.
  3. Работник подписывает экземпляр инструкции, хранящийся у работодателя, и получает на руки свой экземпляр.
  4. Сведения об инструктаже заносятся в специальный журнал. Это позволит в случае необходимости подтвердить факт его проведения.

Форма журнала законодательно не закреплена, но целесообразно ввести следующие графы:

  • дата;
  • наименование инструктажа;
  • объем;
  • ФИО и подпись инструктируемого;
  • должность и ФИО специалиста, проводившего инструктаж, его подпись.

Практические тренировки также могут осуществляться на предприятии с целью закрепления полученных теоретических навыков. Периодичность их проведения фиксируется в плане-графике, а факт – в журнале аналогичной формы.

Добавить комментарий

Adblock
detector