Документационное закрепление структуры и штата предприятия. Структура и штатная численность, штатное расписание (Т-3), замещение должностей.

Сущность штатной расстановки

Штатная расстановка (другие ее названия — штатное замещение и штатный список) представляет собой аналог штатного расписания.

Ключевое различие этих двух документов заключается в том, что штатное расписание отражает запланированную структуру штата работодателя, а штатная расстановка показывает, как именно этот план реализован на данный конкретный момент (период) времени.

Иные отличия этих документов:

Параметр для сравненияШтатное расписаниеШтатная расстановкаОбязательность наличия у работодателяОбязателенНе обязателенНеобходимость утверждения приказомОбязательноНе нужноОбязательные требования к содержаниюЕстьНетНаличие определенного бланкаЕстьНет

Общими для них чертами являются такие:

  • оба документа действительны до внесения в них изменений;
  • оба упомянуты в Приказе Росархива от 20.12.2019 № 236 как документы с длительными сроками хранения;
  • оба отражают структуру кадров в разбивке по подразделениям и должностям.

Однако в штатном расписании сведения о кадровом составе обобщены. Детализация данных в нем ограничивается отражением количества лиц, занимающих одну и ту же должность в подразделении, и структуры их заработка, позволяющей оценить фонд зарплаты, приходящийся на должность и на подразделение.

Читайте также:  Как предпринимателю на ОСНО вести книгу учета доходов и расходов

Что такое замещение

Замещение – это временный перевод сотрудника с одной должности на другую, обусловленный производственной необходимостью, в т.ч. для выполнения работы за временно отсутствующего работника. При этом заключается письменное соглашение между работником и работодателем. То есть во время замещения сотрудник будет выполнять обязанности, которые не предусмотрены его должностной инструкцией. От своих основных обязанностей он будет освобожден на все время замещения. Заработная плата в таком случае либо остается на прежнем уровне, либо повышается, но ниже среднего заработка по основной должности она быть не может.

В случае чрезвычайных обстоятельств (катастрофы, землетрясения и т.п.) работодатель может перевести сотрудника на работу по иной должности, не предусмотренной трудовым договором, без его согласия, например, когда необходимо заменить отсутствующего работника, но не более чем на 1 месяц. При этом для работы по более низкой квалификации требуется письменное согласие сотрудника (ст. 72.2 ТК РФ)

Для отслеживания текучки кадров и кадровых перестановок в организациях заполняют штатное замещение. Это необязательная, но в случае большого количества замещаемых должностей, крайне удобная форма. Она представляет собой расширенное и дополненное штатное расписание, в котором содержится информация о замещаемых на данный момент должностях и сотрудниках, которые их занимают.

Данные для штатной расстановки

В сравнении со штатным расписанием штатная расстановка содержит очень подробную информацию о распределении кадров по подразделениям и должностям, приводя сведения о конкретных лицах, занимающих должности в каждом из подразделений. При этом базовые ее данные остаются такими же, что и приводимые в штатном расписании:

  • дается разбивка по подразделениям;
  • по каждому подразделению приводится перечень имеющихся в нем должностей;
  • для каждой должности есть возможность отразить величину соответствующего ей основного заработка и надбавок к нему.

Дополняющими эти сведения данными для штатной расстановки становятся:

  • Ф. И. О. и табельный номер каждого сотрудника, занимающего имеющуюся в подразделении должность;
  • детализация данных по зарплате до цифр, относящихся к каждому конкретному работнику;
  • отражение особенностей организации труда каждого из сотрудников (совместители, надомники, работники с неполной занятостью);
  • отметка о периоде длительного отсутствия на работе с датой выхода на работу (декретный, очередной отпуск, учеба, больничный);
  • информация о наличии льгот, детей, инвалидности, несовершеннолетия;
  • отметка об имеющих место обстоятельствах, которые могут влиять на кадровые перемещения (образование, стаж работы общий и на последней должности, наступление предпенсионного возраста, наличие пенсии, дополнительного образования, взысканий);
  • пометка о том, что должность вакантна.

Ведомость замены должностей в штатном расписании

4040 может быть приложением или элементом . Она нужна для введения новых должностей с одновременным упразднением старых. ФАЙЛЫ Штатное расписание может быть изменено двумя способами:

  • Можно издать приказ по основной деятельности с указанием требующихся изменений. Тогда название документа может звучать как «Приказ о внесении изменений в штатное расписание».
  • Можно ввести новое штатное расписание, отличающееся от старого.

В первом варианте регистрационный номер ШР должен быть следующим по счету.

При этом обязательно подкрепить его приказом, регистрирующимся в журнале приказов основной деятельности учреждения. Как основание в нем записываются, к примеру, усовершенствование деятельности структурного подразделения или устранение дублирования функций отдельных работников.

Руководитель вправе сам выбирать основание, главное, чтобы оно было достаточно веским.

Можно прикладывать планово-экономические расчеты кадрового отдела. Ведомость используется в сфере здравоохранения и регулируется Приказом Минздрава №999, который был издан 11 октября 1982 года, а также выпущен в новой редакции 16 октября 2001 года.

Несмотря на «возраст», законность документа не утратила силы и актуальности.

Важно! В верхней части ведомости замены должностей в штатном расписании обязательно ставится ссылка на этот приказ. При замене рекомендуется обратиться к Приказу Минздрава №1183н от 20 декабря 2012 с дополнениями в 2014 году. Он называется

«Приказ об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»

.

Читайте также:  С помощью каких отчетов можно найти ошибки в 6-НДФЛ в 1С

В приложении к нему перечислены все формулировки, как могут звучать наименования всех доступных должностей работников здравоохранения.

Бланк штатной расстановки

Определенного бланка у штатной расстановки нет. Обычно этот документ создается на той же форме, которую имеет штатное расписание, что обусловлено преемственностью базовых показателей, включаемых в штатную расстановку.

Бланк штатного расписания работодатель может разработать сам, но, как правило, используется его унифицированная форма Т-3, утв. По­ста­нов­ле­ни­ем Гос­ком­ста­та Рос­сии от 05.01.2004 № 1 и предусматривающая отражение в этом документе всех необходимых для него данных. Соответственно, и в основе штатной расстановки чаще всего оказывается форма Т-3, которая обязательно дополняется графами, необходимыми для отражения информации, не предусмотренной штатным расписанием.

Формировать штатную расстановку можно двумя способами:

  • раздельно по каждому из подразделений — тогда штатная расстановка будет представлять собой набор документов;
  • включая в нее данные по всем подразделениям — в этом случае подразделения удобнее вносить в документ в том же порядке, который для них имеет место в штатном расписании.

Конкретный способ выбирает лицо, ответственное за ведение штатной расстановки. Оно же будет подписывать каждый созданный документ. Чаще всего таким лицом оказывается руководитель кадровой службы. Сформированная штатная расстановка не подлежит утверждению работодателем, поскольку она основана на имеющих место фактах, а не на решениях, принимаемых работодателем.

Набор данных, попадающих в штатную расстановку, тоже обычно определяет лицо, ответственное за ее ведение. Но участие в этом может принять и руководитель работодателя.

В связи с тем, что у штатной расстановки нет законодательно утвержденной формы, эта форма может быть индивидуальной у каждого из работодателей. Утверждения ее бланка внутренним организационно-распорядительным документом не требуется, но такое утверждение может иметь место в случае значимости для работодателя преемственности в системе отражения попадающих в эту форму сведений вне зависимости от того, кто именно ее заполняет.

С примером заполнения штатной расстановки можно ознакомиться на нашем сайте:

Образец штатной расстановки

Сроки и другие особенности хранения штатного замещения

В процессе ведения штатной расстановки организации ответственные за это лица вправе всячески корректировать и видоизменять документ. Главное – чтобы это делалось в рамке его структуры, а она оставалась неизменной. Проще говоря, кадровики могут вычеркивать из замещения уволенных сотрудников, менять их зарплату и осуществлять подобные действия, но при изменении табличной структуры документа необходимо провести его полную замену.

Как и любая хозяйственная документация, штатная расстановка имеет свой срок хранения. Определен он в отмеченном ранее Приказе и составляет целых 75 лет. По истечению данного периода времени документ должен быть уничтожен и при необходимости заменен.

Если же в процессе деятельности предприятие вело штатное замещение, но позже отказалось от него, то сразу избавляться от документа не стоит. По закону расстановку нужно поместить в архив и продержать там положенный срок. Естественно, проверять соблюдение подобных норм никто не будет, но для реализации законодательных формальностей все же отказываться от них не стоит.

Непосредственно за хранение документа ответственно лицо, которое отражено в нем в качестве такового. Зачастую им является начальник отдела кадров, однако при необходимости в соответствующую графу можно вписать любого представителя отдела кадров или же руководителя организации. На законодательном уровне полномочия и требования к ответственному за хранение замещения лицу не определены, поэтому в этом плане следует полагаться исключительно на нормативно-правовые акты самого предприятия.

На этом наиболее важные сведения по резюмированному вопросу подошли к концу. Как видите, штатное замещение – довольно-таки многофункциональный и полезный документ. Стоит ли его вести или нет? Вопрос сложный. Пожалуй, представители любой организации должны ответить на него сами. Надеемся, представленный материал был полезен всем читателям нашего ресурса.

Читайте также:  Переход с ЕНВД: главные вопросы розничной торговли

Наверх

Напишите свой вопрос в форму ниже

Использование штатной расстановки

Попавшие в штатную расстановку сведения используются не только для составления отчетов и оперативных ответов на вопросы руководства. Она также позволяет:

  • видеть наличие вакантных должностей и должностей с неполной занятостью;
  • оценивать степень текучести кадров как в целом по работодателю, так и по подразделениям и конкретным должностям;
  • выделять лиц с ограниченными возможностями в работе;
  • анализировать использование фонда оплаты труда и его распределение между составными частями зарплаты;
  • определять сотрудников, способных занять оказавшуюся вакантной должность, требующую срочного заполнения;
  • выделять сотрудников, вложения в обучение (переобучение) которых могут оказаться результативными для работодателя;
  • оценивать перспективы реорганизации кадрового состава как с точки зрения его расширения, так и с позиции сокращения;
  • проводить сокращение штата с наименьшими для работников потерями, ликвидируя имеющиеся вакансии.

Кроме того, штатная расстановка может служить документом, предъявляемым в суд для обоснования, например, отсутствия у работодателя вакансий, которые он мог бы предложить попавшему под сокращение сотруднику. Особую роль в этом сыграет наличие бумажных экземпляров этого документа, подписанных составляющим его лицом, которое на момент судебного разбирательства может уже не работать у работодателя, через суд выясняющего отношения с сокращенным им работником.

Таким образом, штатная расстановка является очень эффективным инструментом, позволяющим работодателю не только анализировать имеющее место положение с кадрами, но и управлять кадровыми процессами. Наиболее востребована она у работодателей с большой численностью персонала и там, где высока текучесть кадров.

Подводим итоги

  • Штатная расстановка — документ, являющийся аналогом штатного расписания, но отличающийся от него наличием не обобщающих плановых, а фактических данных. Фактические данные показываются применительно к каждому из работников и существенно расширяются за счет включения в них дополнительных сведений, относящихся к работнику.
  • Штатная расстановка создается на какую-то конкретную дату и затем корректируется по мере появления кадровых изменений, что позволяет охарактеризовать одним документом период между двумя изменениями. Заполнением штатной расстановки, как правило, занимается кадровая служба. Набор отражаемых в ней сведений зависит от задач, которые предполагается решать при помощи этого документа.
  • Определенного бланка у штатной расстановки нет. Основу ее составляет форма Т-3, используемая для создания штатного расписания, к которой добавляются графы и строки для дополнительных сведений. Заполненный документ утверждению не подлежит, но должен храниться в течение длительного (50 или 75 лет в зависимости от года создания) срока.
  • Попадающая в штатную расстановку информация превращает ее в весьма эффективный инструмент, позволяющий не только оперативно получать при помощи нее данные для многих отчетов, но и анализировать распределение и загруженность персонала, принимать оптимальные кадровые решения, выбирать наименее болезненные для работников пути сокращения численности.

Добавить комментарий

Adblock
detector