Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Федеральный (законодательный) уровень

Это первый и главный уровень, который определяет сущность бухгалтерского учета, его цели, задачи, принципы, основные понятия, порядок регулирования, организацию и ведение, включая предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

К основным законодательным актам, регулирующим бухучет, на данном уровне можно отнести:

  • Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, в последней редакции от 1 июля 2021 года – определяет единоличное государственное ведение бухгалтерским учетом, то есть регулирование возможно только на федеральном уровне: субъекты РФ и муниципальные образования такого права не умеют;
  • Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года, в последней редакции от 26 июля 2019 года – устанавливает все основные требования и допущения бухучета имущества и обязательств организации, предоставления о них информации в различных формах бухгалтерской отчетности;
  • Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 года №14-ФЗ, в последней редакции от 28 апреля 2020 года – регулирует порядок перехода права собственности на имущество и порядок заключения договоров купли-продажи, что также имеет прямое отношение к ведению бухучета;
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ, в последней редакции от 31 июля 2020 года – указаны принципы начисления и уплаты налогов, принципы определения цены товаров для целей налогообложения.

Отраслевой (нормативный) уровень

Данный уровень включает 24 отраслевых стандарта – Положения по бухгалтерскому учету, которые утвержденные Приказами Минфина России и которые периодически дорабатываются и дополняются в зависимости, во-первых, от обновления смежных и взаимоувязанных нормативно-правовых актов, во-вторых, под влиянием новых реалий финансово0экономического функционирования хозяйствующих субъектов.

Каждый стандарт касается организации и ведения отдельного участка бухгалтерского учета (например, учета основных средств, учет доходов, учет расходов и т.д.) или вопросов, которые наиболее актуальны и спорны (например, информация о связных сторонах или по сегментам и т.п.).

Кроме того, сюда относится Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ от 29 июля 1998 года №34н, в последней редакции от 11 апреля 2021 года, которому не присвоен номер в указанной системе, суть и содержание которого следуют из его названия.

Бухгалтерский учет в РФ

Смотреть на youtube || на ИНТУИТ в качестве: высоком

Презентацию к данной лекции можно скачать здесь.

Читайте также:  Что является объектом налогообложения акцизами?

Цель занятия:

раскрыть особенности нормативного регулирования учёта, рассмотреть формы бухгалтерского учета.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Выше мы ссылались на некоторые нормативные акты (в частности, на закон «О бухгалтерском учете») при описании тех или иных вопросов бухгалтерского учета. Надо отметить, что в бухгалтерском учете нормативное регулирование играет важнейшую роль. Дело в том, что даже незначительные изменения в тех или иных механизмах учета способны вызвать серьёзные изменения в итоговой бухгалтерской и налоговой отчетности.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации состоит из четырех уровней.

Первый уровень

представлен законом «О бухгалтерском учете», другими федеральными законами (в том числе — Кодексами РФ), Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, имеющими отношение к бухгалтерскому учету. Так же к первому уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н в ред. от 24.12.2010).

Среди нормативных документов первого уровня особо следует отметить Налоговый кодекс

. На его основе строится налоговый учет. Дело в том, что правила бухгалтерского учета, закрепленные в соответствующих нормативных актах, часто не соответствуют правилам, которые регламентирует Налоговый кодекс для целей исчисления тех или иных налогов. Например, в бухгалтерском учете можно выявить финансовый результат деятельности предприятия — прибыль или убыток. Но в бухгалтерском и налоговом учете различаются классификации доходов и расходов — в результате бухгалтерскую прибыль нельзя использовать для исчисления налога на прибыль — сделать это можно, либо скорректировав данные бухгалтерского учета в соответствии с Налоговым кодексом, либо ведя отдельный налоговый учет.

Второй уровень

представлен Положениями по бухгалтерскому учету. Сокращенно эти положения называют ПБУ. ПБУ имеют названия и номера. В номер ПБУ входит его порядковый номер и номер года, в котором принято ПБУ. Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются Министерством Финансов РФ и регламентируют правила по отдельным объектам учета. ПБУ представляют собой систему национальных стандартов бухгалтерского учета. Российская система национальных стандартов учета ориентирована на сближение с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

На сегодняшний день существуют следующие ПБУ:

  • ПБУ 1/2008 — Учетная политика организации
  • ПБУ 2/2008 — Учет договоров строительного подряда
  • ПБУ 3/2006 — Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
  • ПБУ 4/99 — Бухгалтерская отчетность организации
  • ПБУ 5/01 — Учет материально-производственных запасов
  • ПБУ 6/01 — Учет основных средств
  • ПБУ 7/98 — События после отчетной даты
  • ПБУ 8/2010 — Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
  • ПБУ 9/99 — Доходы организации
  • ПБУ 10/99 — Расходы организации
  • ПБУ 11/2008 — Информация о связанных сторонах
  • ПБУ 12/2010 — Информация по сегментам
  • ПБУ 13/2000 — Учет государственной помощи
  • ПБУ 14/2007 — Учет нематериальных активов
  • ПБУ 15/2008 — Учет расходов по займам и кредитам
  • ПБУ 16/02 — Информация по прекращаемой деятельности
  • ПБУ 17/02 — Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
  • ПБУ 18/02 — Учет расчетов по налогу на прибыль
  • ПБУ 19/02 — Учет финансовых вложений
  • ПБУ 20/03 — Информация об участии в совместной деятельности
  • ПБУ 21/2008 — Изменения оценочных значений
  • ПБУ 22/2010 — Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
  • ПБУ 23/2011 — Отчет о движении денежных средств
  • ПБУ 24/2011 — Учет затрат на освоение природных ресурсов

Список действующих ПБУ можно найти на сайте Минфина РФ: https://www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/legislation/positions/

Третий уровень

нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает в себя План счетов и инструкцию по его применению, различные методические указания по ведению учета (часто такие методические указания сопутствуют соответствующим ПБУ), рекомендации, выпускаемые соответствующими органами и т.д.

Читайте также:  Новое направление бизнеса: возможно ли совмещение налоговых режимов и как при этом вести учет

Четвертый уровень

представлен документами, регламентирующими особенности учета на конкретном предприятии. Эти документы, в частности — учетная политика — утверждаются руководством организации.

Противоречия в документах, регулирующих бухгалтерский учет, разрешаются следующим образом. Если документ более низкого уровня противоречит документу более высокого уровня — разночтение толкуется в пользу документа более высокого уровня. Например, если окажется так, что один из пунктов ПБУ будет противоречить ФЗ «О бухгалтерском учете» — применяться будет именно закон. Еще более очевидным выглядит, например, разрешение противоречия между учетной политикой организации и ПБУ или ФЗ «О бухгалтерском учете».

Если друг другу противоречат два документа, находящихся на одном уровне (например, два письма Минфина, которые относятся к третьему уровню нормативного регулирования), применять следует тот документ, который имеет более позднюю дату принятия.

Изменения в нормативных актах, регламентирующих бухгалтерский учет, происходят достаточно часто. Если вы хотите быть в курсе всех изменений, пользоваться всегда только последними версиями документов — вам придется подумать о том, как обеспечить себя свежей информацией. Как правило, эту проблему помогают решить электронные правовые системы. Например — КонсультантПлюс, ГАРАНТ.

Систему можно приобрести и установить на своем ПК. Подобные системы регулярно обновляются, поэтому вы всегда будете иметь под рукой актуальные версии документов. Существует еще один вариант решения проблемы работы с актуальными версиями документов. Например, на сайте https://www.consultant.ru/ можно найти интернет-версию системы КонсультантПлюс. Эта версия ограничена по возможностям в сравнении с настольной, однако и она способна дать вам доступ к множеству актуальных бухгалтерских документов. Похожим функционалом обладает портал https://www.garant.ru/.

Если вы планируете использовать для целей бухгалтерского учета специальное ПО — например — программный комплекс 1С:Предприятие — учтите, что, используя его (при наличии соответствующей подписки на обновления) вы тоже не останетесь в стороне от изменений в законодательстве. В частности, обновления конфигураций (то есть — наборов настроек системы, которые позволяют вести учет на предприятии) обычно включают в себя изменения, которые приводят систему учета в соответствие с актуальным законодательством. К тому же, некоторые варианты подписки на обновления бухгалтерских программ предусматривают поставку свежих законодательных баз данных вместе с файлами обновлений.

Если вы хотите стать бухгалтером — будьте готовы к постоянной работе с законодательством. Более того, ни один бухгалтер не обходится в практической деятельности без специальных бухгалтерских изданий, как правило — периодических журналов. Их существует великое множество, часто на их страницах можно найти ценные комментарии к применению новых законодательных актов или к изменениям в существующих. Например, такое обычно случается при выходе нового ПБУ или изменении существующего, при изменениях, внесенных в Налоговый Кодекс и т.д. К тому же, в таких журналах можно найти множество практических примеров сложных случаев учета, почитать ответы на вопросы бухгалтеров, через редакционную почту можно связаться с профессионалами, которые ответят на ваши вопросы, возможно — так же через журнал.

Существует еще один интересный вид «литературы» для бухгалтера. Это — так называемые бераторы — наборы актуальных рекомендаций по бухгалтерскому и налоговому учету. Они постоянно обновляются и так же являются ценным источником информации для бухгалтера.

Не следует забывать и о специализированных Интернет-ресурсах для бухгалтеров. Такие ресурсы обычно содержат постоянно пополняющиеся наборы статей на актуальные темы учета. По большей части такие ресурсы бесплатны, однако есть и платные бухгалтерские сайты.

Рекомендательный (методологический) уровень

К данному уровню относятся нормативно-правовые документы, носящие рекомендательный характер по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета.

Например:

  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению от 31 октября 2000 года №94н, в последней редакции от 8 ноября 2010 года – предусматривают синтетические счета и рекомендации по соответствию каждого типа имущества или обязательства конкретному счету;
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13 июня 1996 года №49, в последней редакции от 8 ноября 2010 года – содержат требования к организации и проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года №119н, в последней редакции от 24 октября 2021 года – регулируют общие вопросы бухгалтерского учета данного вида имущества (задачи учета и основные требования, предъявляемые к нему, способы оценки, порядок инвентаризаций, учет недостач и порчи).

Федеральные стандарты: быстро движемся в сторону МСФО

Перечень федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), разрабатываемых в ближайшие 3 календарных года, определяется программой их разработки. Правила подготовки и уточнения программы установлены приказом Минфина России от 11.03.2013 № 26н.

ФСБУ разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и направляются на экспертизу в совет по стандартам бухгалтерского учета. Если совет одобряет проект стандарта, то Минфин утверждает его к применению. Минфин может разрабатывать ФСБУ самостоятельно, но только если ни один негосударственный регулятор не принял на себя обязательства по его разработке.

За 2019–2021 гг. должны быть приняты 14 ФСБУ. Еще 4 действующих ПБУ будут существенно изменены. Половина новых ФСБУ заменят существующие ПБУ, остальных стандартов в российском нормативном поле раньше не было. Принципиально новой для российского бухгалтерского учета является степень вовлеченности профессионального сообщества в разработку бухгалтерских стандартов. Лишь 3 из 14 проектов новых ФСБУ разрабатываются самим Минфином России. Разработчиками оставшихся проектов назначены 4 негосударственных регулятора.

Читайте также:  Учет в общественном питании: решаем проблемы на форуме «Клерка»

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, планируемые к принятию в 2019–2021 гг.

ФСБУПредполагаемый год вступления в силу для обязательного примененияРазработчик проектаЗапасы2019Фонд «НРБУ «БМЦ»Нематериальные активы2019Фонд «НРБУ «БМЦ»Аренда2020Минфин РоссииОсновные средства2020Фонд «НРБУ «БМЦ»Незавершенные капитальные вложения2020Фонд «НРБУ «БМЦ»Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)2020Фонд «НРБУ «БМЦ»Документы и документооборот в бухгалтерском учете2020Минфин РоссииБухгалтерская отчетность2020СРО «Российский Союз аудиторов»Некоммерческая деятельность2020Фонд «НРБУ «БМЦ»Доходы2020НП «ИПБ России»Расходы2020НП «ИПБ России»Финансовые инструменты2021Фонд «НРБУ «БМЦ»Добыча полезных ископаемых2021Фонд «НСФО»Участие в зависимых организациях и совместная деятельность2021Минфин России

Из негосударственных разработчиков в срок работу выполнил только Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический ). Остальные по состоянию на 01.05.2018 не представили в Минфин России уведомления о разработке ФСБУ и не начали процедуру публичного обсуждения текстов проектов.

В проекте программы разработки ФСБУ на 2018-2020 гг. негосударственных регуляторов осталось уже трое – Российский союз аудиторов там не фигурирует.

Состояние работы над проектами ФСБУ, разрабатываемыми Фондом НРБУ «БМЦ» на 01.05.2018

ФСБУСтадия разработкиЗапасыСовет по стандартам бухгалтерского учета:рекомендован к утверждению Минфином России 05.02.2018Нематериальные активыСовет по стандартам бухгалтерского учета:передан для рассмотренияОсновные средстваСовет по стандартам бухгалтерского учета:исправлен по замечаниям СоветаНезавершенные капитальные вложенияСовет по стандартам бухгалтерского учета:передан для рассмотренияДебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)Общественное обсуждениеНекоммерческая деятельностьОбщественное обсуждениеФинансовые инструментыРазработка не начата

Таким образом, новый порядок разработки и утверждения ФСБУ в 2016–2017 гг. начал применяться на практике. При этом весьма вероятно вступление в силу нового ФСБУ «Запасы» с 01.01.2019, о чем я уже писал подробно.

Организационный (локальный) уровень

К данному уровню относятся нормативные рабочие документы самих организаций, которые разрабатываются на основе нормативно-правовых актов предыдущих уровней и не могут их умалять.

К таковым локальным рабочим документам организации, затрагивающим вопросы бухучета, относятся: учетная политика, рабочий план счетов, положения и инструкции системы внутреннего регулирования финансово-хозяйственной деятельности организации и т.п.

Вообще, бухгалтерский учет тесно связан с налоговым учетом в части исчисления налогооблагаемой базы и налогов, признания доходов и расходов, применения методов амортизации и т.п. Кроме того, его регулирование, в зависимости от специфики деятельности каждой конкретной организации, может охватывать множество сфер, например, земельные отношения, природопользование, благотворительная деятельность и т.п. И даже организационно-правовая форма и тип собственности организаций вносит специфику в учетный процесс. Поэтому нормативно-правовая база регулирования бухгалтерского учета, в этом смысле, намного шире на каждом уровне. Здесь представлены только ключевые нормативно-правовые акты, которые касаются минимальных условий постановки бухгалтерского учета в организации.

Добавить комментарий

Adblock
detector