Статья 286 НК РФ. Порядок исчисления налога и авансовых платежей

1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274

настоящего Кодекса.

2. Если иное не установлено пунктами 4

,
5
и
7
настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

(в ред. Федерального закона

Читайте также:  Какие облачные сервисы подходят для ведения бухгалтерии ИП на ОСНО

от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона

от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Сумма

ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

(абзац введен Федеральным законом

от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

(абзац введен Федеральным законом

от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

(абзац введен Федеральным законом

от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Читайте также:  Находиться не по юрадресу стало опасно: новый черный список ИФНС и революционные изменения с сентября 2021 года

(абзац введен Федеральным законом

от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 8 п. 2 ст. 286 (в ред. ФЗ от 22.04.2020 N 121-ФЗ) распространяется

на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.

При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1

настоящей статьи, налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода (за исключением случая, указанного в
пункте 2.1
настоящей статьи). Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ

, от 24.11.2014
N 366-ФЗ
, от 22.04.2020
N 121-ФЗ
)

В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

(абзац введен Федеральным законом

от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

При переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.

(абзац введен Федеральным законом

Читайте также:  В каких случаях не начисляются пени за не уплаченные в срок налоги?

от 24.11.2014 N 366-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

П. 2.1 ст. 286 (в ред. ФЗ от 22.04.2020 N 121-ФЗ) распространяется

на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.

2.1. Налогоплательщики, уплачивающие в налоговом периоде 2020 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода, вправе перейти до окончания налогового периода 2021 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При этом указанные налогоплательщики вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу должно быть отражено в учетной политике организации. Чтобы воспользоваться предусмотренным настоящим пунктом правом, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 8 мая 2021 года.

(п. 2.1 введен Федеральным законом

от 22.04.2020 N 121-ФЗ)

3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы

от реализации, определяемые в соответствии со
статьей 249
настоящего Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ

, от 08.05.2010
N 83-ФЗ
, от 27.07.2010
N 229-ФЗ
, от 28.11.2011
N 336-ФЗ
, от 23.07.2013
N 215-ФЗ
, от 08.06.2015
N 150-ФЗ
)

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.

(абзац введен Федеральным законом

от 23.07.2013 N 215-ФЗ)

3.1. Организации, осуществляющие творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений, деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры освобождаются от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей за налоговые периоды 2021 и 2021 годов. Виды экономической деятельности, осуществляемые указанными организациями, определяются по коду основного вида экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором

видов экономической деятельности, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 31 декабря 2020 года.

(п. 3.1 введен Федеральным законом

от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

4. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо на индивидуального предпринимателя (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

(в ред. Федерального закона

от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

5. Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей главой, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов:

1) если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов.

Читайте также:  Как налоговая на самом деле проверяет сведения в ЕГРЮЛ: Как придираются к адресу

В этом случае налог в виде авансовых платежей удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов;

2) при реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик — получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов.

(в ред. Федерального закона

от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик — получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284

настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(абзац введен Федеральным законом

от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

Информация

о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный настоящим пунктом, доводится до налогоплательщиков уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Организации, созданные после вступления в силу настоящей главы, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.

(п. 6 введен Федеральным законом

от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

7. В консолидированной группе налогоплательщиков сумма налога по этой группе по итогам налогового периода определяется ответственным участником этой группы.

(п. 7 введен Федеральным законом

от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

8. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащего уплате ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в первом квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей всех участников этой группы, подлежащих уплате в третьем квартале налогового периода, предшествующего созданию этой группы.

(п. 8 введен Федеральным законом

от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

9. В случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков регистрируется уполномоченным налоговым органом после начала налогового периода, уплаченные участниками консолидированной группы налогоплательщиков авансовые платежи по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

При этом пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по уплате налога (авансовых платежей), следующий за установленным настоящей статьей днем уплаты налога (авансовых платежей) по итогам отчетного (налогового) периода, в котором консолидированная группа была зарегистрирована.

(п. 9 введен Федеральным законом

от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

10. В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33

настоящего Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Положения настоящего пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

(п. 10 введен Федеральным законом

от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2028 ст. 286.1 (ред. от 26.07.2019) утрачивает силу (ФЗ

от 26.07.2019 N 210-ФЗ).

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2028 ст. 286.1 утрачивает силу (ФЗ

от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Способы уплаты авансов по налогу на прибыль в 2021 году

Согласно ст 286 НК РФ с комментариями 2021 года, есть три способа отчислять авансы по налогу на прибыль. Каждый из них подходит не всем организациям. Способы уплаты подбираются по критериям. Итак, существуют следующие варианты:

  1. По итогам 1-го квартала, полугодия и 9-ти месяцев одновременно с ежемесячными платежами внутри каждого квартала. Этот способ доступен всем фирмам, кроме тех, которые используют порядок, указанный в пункте 3.
  2. По итогам 1-го квартала, полугодия и 9-ти месяцев без ежемесячных внутриквартальных платежей. Такой вариант могут использовать фирмы, чьи доходы за предшествующие 4 квартала не превысили 10 млн. руб. за каждый квартал. Этот расчёт также доступен бюджетным учрежд.; иностранным фирмам, действующим через представительство; НКО; участникам простых товариществ; инвесторам по соглашениям о разделе продукции; выгодоприобретателям по договорам доверительного управления. Все эти учреждения и организации могут использовать данный способ уплаты только в рамках своей деятельности, а не в отношении дополнительных доходов.
  3. По итогам каждого месяца по факту получения прибыли. Такой порядок доступен всем фирмам, своевременно уведомившем о его применении Налоговую службу (не позже 31 декабря предшествующего года). В середине года изменить систему нельзя. Чтобы вернуться к первому или, при возможности, ко второму способу исчисления налога, нужно дождаться наступления нового налогового периода. При таком способе авансовые платежи вносятся ежемесячно исходя из налоговой ставки и фактической прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года и до конца соответствующего месяца.

Итак, ст 286 НК РФ с комментариями 2021 г устанавливает три варианта исчисления авансов по налогу на прибыль. Какой бы способ уплаты авансовых платежей не выбрала организация, он обязательно должен быть отражен в её учётной политике за очередной налоговый период. Налоговая служба обязана контролировать правильность расчёта и перечисления налога в бюджет, поэтому она должна располагать информацией о том, какой вариант расчёта авансов использует та или иная фирма. Для того, чтобы воспользоваться 2-м вариантом, организации необходимо подтверждать своё право на это, подавая документы и заявление в налоговый орган. Чтобы перейти с 1-го варианта на 3-й, также необходимо обязательно уведомить Налоговую. А вот при переходе с 3-го способа на 1-й никаких уведомлений НК РФ не предусматривает. На общеустановленный порядок уплаты авансов можно перейти просто с начала нового года. Некоторые эксперты выражают мнение, что для правильности учёта налоговых обязательств плательщику всё же целесообразно направить в Налоговую инспекцию заявление о переходе на первый вариант, написанное в произвольной форме.

Статья 286 НК РФ. Порядок исчисления налога и авансовых платежей (действующая редакция)

1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса.

2. Если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Читайте также:  Четыре совета бизнесу, как сэкономить на электронной отчетности в 2021 году

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода (за исключением случая, указанного в пункте 2.1 настоящей статьи). Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

При переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.

2.1. Налогоплательщики, уплачивающие в налоговом периоде 2020 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода, вправе перейти до окончания налогового периода 2021 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При этом указанные налогоплательщики вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу должно быть отражено в учетной политике организации. Чтобы воспользоваться предусмотренным настоящим пунктом правом, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 8 мая 2021 года.

3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.

3.1. Организации, осуществляющие творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений, деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры освобождаются от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей за налоговые периоды 2021 и 2021 годов. Виды экономической деятельности, осуществляемые указанными организациями, определяются по коду основного вида экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 31 декабря 2021 года.

4. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо на индивидуального предпринимателя (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

5. Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей главой, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов:

1) если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов.

В этом случае налог в виде авансовых платежей удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов;

2) при реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик — получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов.

При реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик — получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный настоящим пунктом, доводится до налогоплательщиков уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Организации, созданные после вступления в силу настоящей главы, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.

7. В консолидированной группе налогоплательщиков сумма налога по этой группе по итогам налогового периода определяется ответственным участником этой группы.

8. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащего уплате ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в первом квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей всех участников этой группы, подлежащих уплате в третьем квартале налогового периода, предшествующего созданию этой группы.

9. В случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков регистрируется уполномоченным налоговым органом после начала налогового периода, уплаченные участниками консолидированной группы налогоплательщиков авансовые платежи по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

При этом пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по уплате налога (авансовых платежей), следующий за установленным настоящей статьей днем уплаты налога (авансовых платежей) по итогам отчетного (налогового) периода, в котором консолидированная группа была зарегистрирована.

10. В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Положения настоящего пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Допустимость взыскания ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль

Обратимся к ст 286 НК РФ с комментариями 2021 года. Она определяет порядок исчисления авансов по налогу, но не содержит разъяснений касающихся таких взысканий. В настоящий момент есть две судебные позиции, и расхожие мнения экспертов. Есть множество судебных решений и информ. письмо ВАС РФ, которые выражают мнение о допустимости принудительного взыскания авансов по налогу на прибыль. Суды указывают, что налоговая служба вправе направить требование об уплате ежемесячных платежей и, при его невыполнении, взыскать долг принудительно. При этом такое же большое количество судебных решений содержит противоположный вывод о недопустимости такого взыскания. Судьи называют авансовые платежи промежуточными, так как они платятся не за весь отчётный период, а лишь за его часть. На этом основании неуплата аванса не признаётся налоговой недоимкой, а значит и требование об уплате аванса не направляется. При этом есть эксперты поддерживающие как одну, так и за другую позицию. Поэтому при возникновении спора правоту придётся доказывать.

Как платить налог на прибыль авансом при переходе с УСН на ОСН?

Когда доходы плательщика налога, использующего “упрощенку”, за квартал, превысят определённую сумму (в 2021 году предел поднялся почти до 80 млн. руб.), он потеряет право использовать этот налоговый режим. Также право использовать УСН исчезает, если нарушаются иные установленные НК РФ требования. Например, организация увеличит число своих работников или начнёт заниматься подакцизной деятельностью, или доля чужого участия в её уставном капитале внезапно увеличится и займет более 25 %. При наступлении таких обстоятельств, право применения УСН исчезает для фирмы с начала того квартала, в котором началось превышение допустимого дохода или имели место нарушения. Налоги в таком случае платятся так, будто организация была вновь создана, но на базе применения ОСН. При переходе с упрощенной на общую налоговую систему организация начнёт относиться к тем, кто платит налог на прибыль. Возникнет необходимость платить авансы по налогу на прибыль. Как рассчитать эти платежи в 2021 году? Авансы вносятся вновь созданными организациями за отчётный период, если выручка составит не больше 5 млн. руб в одном месяце 2021 года или не больше 15 млн. руб. в одном квартале (т.к. квартал — это три месяца, то расчёт идет по 5 млн. руб. в месяц). Когда происходит превышение ограничения по выручке, то порядок уплаты авансов меняется с месяца, следующего за месяцем превышения. Тогда налоговая декларация должны быть представлена не позже 28 марта года идущего за истёкшим налоговым периодом. А все авансовые платежи уплачены не позднее срока подачи декларации. Ежемесячные авансы вносятся до 28 числа каждого месяца. Например, если фирма потеряла право на УСН в 1-м, 2-м или 3-м квартале, то не позже 28 числе следующего за этим кварталом месяца ей нужно заплатить квартальный аванс по налогу на прибыль. Если право на УСН потеряно в 4-м квартале, то налог на прибыль рассчитывается за последний квартал, но платится за год да 28 марта следующего года. Вместе с этим организация, у которой за предшествующие 4 квартала выручка в среднем за квартал 2021 года не превысит 15 млн. руб. (если в расчёт берется 2015 год, то 10 млн. руб.), может ежемесячные авансы не вносить, а платить налог только ежеквартально. Осталось уточнить, как считается налог на прибыль. Размер налога равен налоговой ставке умноженной на налоговую базу. Основная ставка по налогу на прибыль в нашей стране 20%. Кроме основной, существуют специальные ставки — как более высокая 30-ти процентная, так и более низкие (льготные) вплоть до нулевой. Применение ставок зависит от вида деятельности, статуса организации и прочих факторов.

Статья 286.1 (НК РФ) Налогового кодекса РФ. Инвестиционный налоговый вычет

(введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

1. Налогоплательщик имеет право уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 настоящего Кодекса по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный настоящей статьей инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены настоящей статьей.

2. Инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности:

1) не более 90 процентов суммы расходов текущего периода, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 257 настоящего Кодекса;

2) не более 90 процентов суммы расходов текущего периода на цели, указанные в пункте 2 статьи 257 настоящего Кодекса (за исключением расходов на ликвидацию основных средств);

3) не более 100 процентов суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

2.1. Размер инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода с учетом положений пункта 9 настоящей статьи в совокупности по всем видам расходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не может быть более предельной величины инвестиционного налогового вычета.

Предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной налогоплательщиком без учета положений настоящей статьи, и расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной без учета положений настоящей статьи, при условии применения ставки налога в размере, составляющем 5 процентов, если иной размер ставки не определен решением субъекта Российской Федерации.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

3. Сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, подлежит уменьшению на величину, составляющую 10 процентов суммы расходов, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 257 настоящего Кодекса, и (или) 10 процентов суммы расходов на цели, указанные в пункте 2 статьи 257 настоящего Кодекса (за исключением расходов на ликвидацию основных средств), при условии, что в отношении таких расходов налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренного настоящей статьей.

При этом сумма налога в результате такого уменьшения может быть снижена до нуля.

4. Инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, применяется к объектам основных средств, относящимся к третьей — седьмой амортизационным группам, по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений, к которым относятся указанные объекты, с учетом положений пункта 6 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

Инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, применяется по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений с учетом положений пункта 6 настоящей статьи.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

5. Инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором введен в эксплуатацию объект основных средств либо изменена первоначальная стоимость объекта основных средств, и за последующие налоговые (отчетные) периоды с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

Инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены соответствующие пожертвования, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

6. Законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться:

1) право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, применительно к объектам основных средств, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территории этого субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

2) размеры инвестиционного налогового вычета, право на применение которого предоставляется в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, не превышающие предельного размера, определяемого в соответствии с пунктом 2.1 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

3) категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренное подпунктом 1 настоящего пункта;

4) категории объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренное подпунктом 1 настоящего пункта;

5) право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика, указанных в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, применительно к государственным, муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, и некоммерческим организациям (фондам), местом нахождения которых является территория этого субъекта Российской Федерации;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

6) предельные суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, учитываемых при определении инвестиционного налогового вычета;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

7) категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов) — собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного налогового вычета.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

7. Налогоплательщик, использовавший право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении объекта основных средств, указанного в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи, не вправе в отношении этого объекта применять положения пункта 9 статьи 258 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

Объекты основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии с настоящей статьей, не подлежат амортизации.

8. Решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета применяется налогоплательщиком ко всем объектам основных средств, указанным в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи, и отражается в учетной политике для целей налогообложения.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

Использование (отказ от использования) права на применение инвестиционного налогового вычета допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) права на применение инвестиционного налогового вычета по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения, если иной срок не определен решением субъекта Российской Федерации.

Решение налогоплательщика об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета действует применительно к объектам основных средств, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территориях субъектов Российской Федерации, которые предоставили право на применение в отношении таких объектов инвестиционного налогового вычета в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, в период действия соответствующего закона.

9. Сумма расходов налогоплательщика, указанных в пункте 2 настоящей статьи, превышающая в налоговом (отчетном) периоде предельную величину инвестиционного налогового вычета, может быть учтена при определении инвестиционного налогового вычета в последующих налоговых (отчетных) периодах, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 426-ФЗ)

10. Сумма налога (авансового платежа), исчисленная в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, не подлежит уменьшению на сумму инвестиционного налогового вычета.

11. Не вправе применять инвестиционный налоговый вычет следующие категории налогоплательщиков:

1) организации — участники региональных инвестиционных проектов;

2) организации — резиденты особых экономических зон;

3) организации — участники Особой экономической зоны в Магаданской области;

4) организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

5) организации — участники свободной экономической зоны;

6) организации — резиденты территории опережающего социально-экономического развития либо резиденты свободного порта Владивосток;

7) организации — участники проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном либо участники проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2021 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 373-ФЗ)

8)

8) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

12. При реализации или ином выбытии объекта основных средств (за исключением ликвидации), в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии с настоящей статьей, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета в отношении этого объекта основных средств, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога.

Предыдущая статья | Налоговый кодекс РФ часть 2 | Следующая статья

Как считается налог на прибыль фирмой, добровольно поменявшей УСН на ОСН?

Добровольно перейти с упрощенной на общую систему можно с начала нового календарного года, уведомив об этом налоговую инспекцию до 15 января. Мы уже выяснили, что фирмы, утратившие право использовать “упрощенку”, начинают применять общую систему налогообложения как только что созданные. Но как быть фирмам добровольно выбравшим общую систему. Должны ли они платить налог на прибыль организаций 2021, авансовые платежи внося ежемесячно, как вновь созданная фирма? Или могут воспользоваться правилом п 3 ст 286 НК РФ и вносить платежи ежеквартально? НК РФ этого не уточняет, судебной практики по схожим вопросам тоже нет. Однако Минфин разъясняет, что правила, распространяющиеся на вновь зарегистрированные организации и фирмы, не относятся к налогоплательщикам добровольно сменившим режим на основной. Так, по мнению государственного органа, те, кто платит налог на прибыль, добровольно поменяв режим, вправе воспользоваться льготой п 3 ст 286 НК РФ. То есть, если её доходы за предыдущие 4 квартала (еще в период применения УСН) не превышали 15 млн. руб. в каждом квартале, то организация может вносить авансы по налогу на прибыль ежеквартально, а не ежемесячно. Таким образом, при добровольной смене налогового режима фирма может выбрать, когда платить налог на прибыль. Считается налог на прибыль по стандартной формуле: ставка 20% (или иная, если есть основания) умножается на налоговую базу (доходы фирмы минус расходы и минус убытки прошлых периодов, если они были).

Добавить комментарий

Adblock
detector