Для чего нужен индивидуальный (персонифицированный) учет

Вы – работодатель, имеющий наемных сотрудников? В таком случае, вам приходится ежемесячно сотрудничать с Пенсионным Фондом. Не миновать тесного общения также, если сотрудники были у вас в том году, за который вы отчитываетесь в государственные органы. ПФР аккумулирует специфические сведения обо всех трудоустроенных гражданах, а обязанность обновлять учетные данные лежит на работодателе.

  • В какой форме подавать эти сведения
  • Как часто это необходимо делать?
  • В какой орган предоставлять информацию?

В новом году в законодательстве вступят в силу серьезные перемены, которые потребуют от предпринимателей и бухгалтеров менять устоявшиеся привычки. Что именно ждет их относительно персонифицированного учета, разбираемся в этом материале.

Часть обязательной отчетности

Все наемные работники должны получить регистрацию в ПФР – стать застрахованным лицом. Оформить и проконтролировать этот процесс – обозначенная в законе обязанность работодателя.

Индивидуальный, он же персонифицированный учет – это система регистрации информации, производимой в Пенсионном Фонде РФ, касающейся страховой и накопительной долей будущей пенсии всех работников.

Он регламентируется Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также некоторыми другими нормативными актами.

Читайте также:  ЕНВД. Расчет средней численности работников при отсутствии половины персонала

Сведения о застрахованном лице

Пошагово разберем применение бланка «Сведения о застрахованном лице» для выплаты пособий.

Для чего нужен бланк

С 2021 года ФСС перечисляет пособия непосредственно работнику. Но для этого работодатель подает сведения в ФСС. Состав сведений и перечень документов разнятся в зависимости от вида назначаемого пособия. А вот сведения о застрахованном лице требуются в любом случае.

Кто должен заполнять сведения о застрахованном лице

В сведения о застрахованном лице для больничного данные вносит работодатель на основании предоставленной работником информации или же сам работник. Сведения о застрахованном лице содержат персональные данные работника.

Когда необходимо заполнять сведения

Порядок заполнения сведений о застрахованном лице для ФСС предписывает создавать этот документ единожды при приеме сотрудника на работу.

Если речь идет о действующих сотрудниках, то здесь можно пойти двумя путями:

  • постепенно собрать с них данные, необходимые для заполнения сведений о застрахованном лице, без больничного, то есть не дожидаясь наступления страхового случая;
  • дождаться наступления страхового случая и только тогда заполнить форму.

Возникает вопрос, как часто заполнять сведения о застрахованном лице? Для дальнейших страховых случаев применяется все тот же бланк, то есть повторно его заполнять не нужно.

Корректируют форму только в случае, если были изменены сведения о застрахованном лице. Тогда бланк перезаполняют актуальными данными.

Для чего нужен этот тип учета

Все работники организации, получившие страхование в ПФР, обладают в ней индивидуальным лицевым счетом, номер которого (СНИЛС) является постоянным. В общей части этого счета указываются анкетные данные и информация, касающаяся трудового стаж.

В этих данных возможны периодические изменения: человек переезжает, повышает квалификацию, а соответственно, и оклад, иногда меняет личные данные. Поэтому информацию нужно постоянно контролировать и, при необходимости, обновлять.

Поэтому работодатель обязан с оговоренной в законодательных актах периодичностью подавать соответствующую информацию обо всех своих сотрудниках в органы надзора и контроля.

Взаимодействие ПФР с плательщиками

Сотрудничество Пенсионного фонда с плательщиками постоянно совершенствуется. На сайте Пенсионного фонда любой желающий может ознакомиться со структурой фонда и принципами его деятельности, прочесть обо всех законодательных изменениях, изучить отчетность ПФР.

Сервис “Личный кабинет” на сайте ПФР позволяет любому гражданину или компании получить сведения о страховых платежах. Юридическим лицам этот сервис позволит легко подготовить и сдать отчетность без ошибок, контролировать платежи и задолженность. Кабинет предоставляет доступ к дополнительным услугам: справочной информации, бесплатным программам для сдачи отчетности и формирования платежных документов, передаче в ПФР писем, сообщений, отзывов.

Получить ответы на интересующие вопросы вы можете несколькими способами. Естественно, первый и самый логичный способ – лично обратиться в подразделение Пенсионного фонда. Здесь можно получить подробную информацию как о размере пенсионных отчислений, так и о НПФ, в котором они могут храниться.

Нужные сведения по этому вопросу может предоставить и организация-работодатель, которая ежемесячно формирует страховые платежи.

Поскольку интернет – неотъемлемая часть нашей жизни, наименование фонда, где хранятся пенсионные накопления гражданина, можно уточнить с помощью онлайн-сервисов ПФР и портала госуслуг.

Читайте также:  Договор подряда: как рассчитать НДФЛ и страховые взносы

Выписка из Пенсионного Фонда

Канули в лету времена, когда Пенсионный фонд рассылал по стране “письма счастья”, в которых информировал о состоянии лицевых счетов граждан. В нынешнее время такую выписку гражданин может получить самостоятельно. Для этого существует несколько способов:

  1. На сайте Пенсионного фонда с помощью личного кабинета. Здесь есть возможность получить все сведения о пенсионных баллах, периодах и длительности трудового стажа, величине перечисленных страховых взносов. С помощью сервиса вы можете узнать о пенсионных накоплениях по СНИЛС, получить сведения о платежах по программе государственного софинансирования пенсии.
  2. Подача заявления в территориальный орган Пенсионного фонда позволит получить необходимую информацию в день обращения. Для этого гражданин должен предоставить свой паспорт и СНИЛС.
  3. Портал госуслуг предоставит такую информацию онлайн. Необходима только регистрация на сайте. При наличии авторизации пользователь автоматически получает доступ и к личному кабинету на сайте ПФР.
  4. Необходимые сведения гражданин может получить по почте, направив заявление и заверенную копию паспорта в отделение Пенсионного фонда.

Справку Пенсионный фонд подготовит в течение 10 дней с момента обращения, ее можно получить как по почте, так и лично в территориальном отделении фонда.

Выписку из лицевого счета можно запросить и у кредитных организаций, с которыми у ПФР подписано соответствующее соглашение, в частности это Сбербанк. Информацию могут предоставить сотрудник банка или банкомат.

Если гражданин, то есть застрахованное лицо, обнаружит какие-либо расхождения в данных, которые содержаться в выписке из лицевого счета, у него есть право подать в отделение Пенсионного фонда запрос о дополнении, уточнении индивидуального лицевого счета. На основании этого обращения ПФ направляет страхователю уведомление о необходимости подать корректирующие сведения и исправить несоответствия.

Перемены-2017

В 2021 году ФНС берет под свою юрисдикцию все моменты, имеющие отношение к страховым взносам, естественно, и к пенсионным. Эта смена ответственности инициировала существенные изменения в сроках подачи и форме отражения персонифицированного учета для работодателей. Законодательная основа – вступление в силу с 1 января Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Бланки для подачи отчетности по индивидуальному учету

Информация, касающаяся персонифицированного учета, отражается в специальном расчете страховых взносов. Раньше для этого предусматривался отдельный бланк по форме РСВ-1. В этом бланке отмечаются взносы в ПФР, выполненные работодателем для каждого наемного работника с каждой зарплаты.

Кроме данного бланка, нужно было подготовить следующие документы:

  • перепись информации, поданной в ПФР — форма АДВ-6-2;
  • перечисление документов, переданный в ПФР — форма АДВ-6-3;
  • данные о страховых взносах в течение страхового стажа — форма СЗВ-6-1;
  • реестр взносов и сведения о стаже застрахованных — форма СЗВ-6-2.

С 2021 года, согласно Приказа ФНС от 10 октября 2021 года № ММВ-7-11/551, введена единая форма для всех страховых взносов, объединяющая в себе 4 своих раздельных предшественницы – РСВ-1, 4-ФСС, РСВ-2, РВ-3.

Что писать в отчете

Бланк для единого расчета предусматривает отражение в нем следующих данных:

  • информация об обязанностях плательщика взносов;
  • соответствующие суммы начислений по взносам;
  • выплаты по соцстраху в связи с больничными, материнством и другими обозначенными в законе поводами;
  • подробный расчет выплат за счет средств федерального бюджета;
  • личные данные застрахованных (ФИО, СНИЛС, ИНН).

ВАЖНО! Если в фирме за отчетный период по спискам числилось менее 25 наемных сотрудников, за которых производились страховые отчисления в ПФР, то допустима сдача этого отчета в бумажном варианте. Если персонал более многочислен, подавать отчет о нем необходимо в электронной форме.

Проблемы пенсионной системы

В числе основных проблем пенсионной системы выделяют невысокий уровень пенсионного обеспечения в стране, хотя индексация пенсий и повышение их размера происходит регулярно. Но это увеличение не может покрыть рост инфляции. По мнению многих экспертов, гигантская доля теневой экономики является также причиной недополучения страховых взносов в бюджет.

То, что молодые семьи не торопятся обзавестись детьми отчасти из-за финансовой нестабильности, обуславливает невысокий уровень рождаемости. Это, в свою очередь, приводит к старению населения в общем, увеличению числа пенсионеров. Такое положение отражается на пенсионной системе и ведет к дефициту бюджета ПФ.

Чтобы устранить это, правительство пошло на такую непопулярную меру, как повышение пенсионного возраста. Более длительная трудовая деятельность, которая позволит увеличить объем перечислений в ПФ, могла бы отчасти быть решением проблемы. Но при этом следует учесть сокращающуюся продолжительность жизни, низкий уровень медицинского обслуживания.

Важной проблемой является то, что не все категории занятых граждан уплачивают взносы. Возможно, в целях сокращения дефицита ПФ РФ имеет смысл включить в систему ОПС и служащих силовых структур.

Как часто сдавать

Отчетность по данному виду учета до сих пор сдавалась в ПФР каждые три месяца. В год необходимо было подать 4 таких отчета, каждый не позже середины следующего за кварталом месяца.

Читайте также:  Справка об отсутствии бухгалтера в штате

Так было до сих пор, однако, в грядущем году ожидаются перемены. Последний годовой отчет должен быть сдан, как положено, до 20 февраля следующего года, а дальше следует учитывать законодательные изменения в сроках. Ежеквартальный отчетный период остается в силе, а для сдачи отчетности предпринимателям дается время до 30 числа следующего за отчетным периодом месяца.

  1. Первый расчет по 2021 году нужно будет сдать по итогам первого квартала – до 2 мая 2021 года, так как расчетное 30 апреля приходится на воскресенье, а следующий день – 1 мая – государственный выходной.
  2. За полугодие нужно отчитаться не позднее 1 июля, поскольку 30 июня – воскресенье.
  3. За 3 квартал отчет потребуется до 30 октября.
  4. Для годового отчета потребуется подготовить документы к 30 января 2021 года.

Кому сдавать

Если раньше персонифицированный учет предоставлялся исключительно в ПФР, то с 2021 года часть функций контроля и администрирования взяла на себя ФНС. Поэтому теперь нужно будет подавать расчеты в оба этих органа:

  • в ПФР – ежеквартально форму СЗВ-М (сведения о застрахованных) – до середины следующего за отчетным месяца;
  • в ИНФС – ежеквартально Единый расчет (новая единая форма) – до 30 числа после каждого квартала.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2021 года потребуется ежегодный переучет сведений персонифицированного учета, впервые его нужно будет сдать за целый 2021 год. Сроки для сдачи ограничивают предпринимателя 1 марта следующего года, так что первый такой отчет поступит в ПФР только в 2021 году. Форма для него еще не разработана.

Правила внесения данных в бланк сведений

Порядок заполнения сведений о застрахованном лице допускает как бумажный, так и электронный вариант составления формы. Ведь подать документы в ФСС на выплату пособий можно в электронном и в бумажном виде. Правда, бумажный вариант подходит только тем, у кого среднесписочная численность не выше 25 человек.

Бумажный вариант

Какой ручкой заполнять сведения о застрахованном лице, если документ имеет бумажный формат?

Здесь инструкция по заполнению сведений о застрахованном лице не отличается оригинальностью и допускает классический вариант заполнения сведений черными или синими (фиолетовыми, голубыми) чернилами и желательно печатными буквами. Выходить за рамки клеточек недопустимо.

Электронный вариант

Здесь может быть много вариантов, в зависимости от того, через какую программу вы передаете сведения в ФСС.

Можно передавать через СБИС сведения о застрахованном лице и все иные документы, можно заполнять сведения о застрахованном лице в 1С ЗУП. Также передают сведения о застрахованном лице в ФСС через «1С:Предприятие».

Покажем, где находятся сведения о застрахованном лице в ЗУП. Отчетность и справки — Передача в ФСС сведений о пособиях. Далее по кнопке СОЗДАТЬ выбираем Сведения для реестра прямых выплат ФСС.

Для чего нужен индивидуальный (персонифицированный) учет

Далее попадаем в форму, где в закладках можно ввести все те же данные, что включены в сведения о застрахованном лице.

Для чего нужен индивидуальный (персонифицированный) учет

Добавить комментарий

Adblock
detector