Продление дополнительных мероприятий по налоговым проверкам – новая реальность

Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям. Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет. Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.

Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.

Что такое мероприятия по налоговому контролю

Налоги – сфера государственных интересов. Именно государство устанавливает законы и правила налогообложения, и оно же контролирует их выполнение.

В Российской Федерации принят и действует Налоговый кодекс, а также некоторые другие положения, касающиеся уплаты налогов и сборов, обязательные для выполнения предпринимателями и организациями.

Мероприятия налогового контроля – комплекс действий налоговиков, регламентируемый НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ), который производится с целью проверки соблюдения налогового законодательства и международных положений о налогообложении в отношении:

Читайте также:  Режим налогообложения: что выбрать — ОСНО, ЕНВД или УСН

  • налоговых агентов;
  • индивидуальных плательщиков налогов и сборов;
  • плательщиков страховых и социальных взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сфера осуществления мероприятий налогового контроля – выездные налоговые проверки и рассмотрение их материалов. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, некоторые мероприятия могут быть произведены и вне проверок налоговых органов.

Повторная выездная налоговая проверка

Второй раз проверить те же налоги (страховые взносы) за тот же период, по которому уже проводилась выездная проверка, можно только в трех случаях. Первый — для контроля за работой инспекции, которая осуществляла первую ВНП. Такую повторную ревизию назначает и проводит вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ или непосредственно ФНС).

ВАЖНО

Вышестоящий налоговый орган не вправе организовать повторную проверку, целью которой является преодоление судебных актов, вынесенных по итогам оспаривания результатов первой проверки (п. 1 постановления Конституционного суда от 17.03.09 № 5-П, п. 2 определения КС от 28.01.10 № 138-О-Р, постановление Президиума ВАС от 03.04.12 № 15129/11). Другими словами, запрещено инициировать повторные проверки для устранения ошибок (как процедурных, так и фактических), которые «выплыли» при судебном рассмотрении спора, возникшего по результатам налоговой проверки.
Второй случай, когда возможна повторная ВНП — представление «уточненки» с суммой налога к уменьшению за уже проверенные периоды. В этом случае проверку осуществляет ИФНС, но рамки мероприятия ограничены только теми данными, из-за которых был уменьшен налог (письмо ФНС от 26.09.16 № ЕД-4-2/17979, постановление Президиума ВАС от 16.03.10 № 8163/09). При этом проверяемый период может быть и за пределами трех лет, предшествующих году принятия решения о проверке (письмо Минфина от 19.04.13 № 03-02-07/1/13473).

Наконец, третья ситуация, когда допускается повторная ВНП, — реорганизация или ликвидация компании (п. 11 ст. НК РФ, п. 3.2 письма ФНС от 25.07.13 № АС-4-2/13622).

Подведем итог. Выездная налоговая проверка — мероприятие, способное на некоторое время парализовать деятельность компании или ИП. Избежать этого можно, если понимать, как организуется такая проверка, каковы ее сроки и порядок проведения, какие права и обязанности есть у контролеров и проверяемого налогоплательщика. А знание критериев, на основании которых ИФНС отбирает налогоплательщиков для проведения выездной проверки, поможет настроить бизнес таким образом, чтобы свести риск визита инспекторов к минимуму.

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.

Виды проверок

Согласно нормам законодательства, вторичные мероприятия доступно осуществить только в определенных формах:

  • допрос свидетелей на основании ст. 90 НК РФ;
  • экспертиза – ст. 95 НК РФ;
  • истребование документации на основании ст. 93, 93.1 НК РФ – этот вариант возможен только в процессе осуществления контроля в отношении самого налогоплательщика, его подчиненных или приближенных лиц. Это говорит о том, что истребовать документацию возможно только в периоды, обозначенные ст. 88, 89, 101 НК РФ.

Важно: по факту такая возможность обеспечивает изучение налоговыми инспекторами документации предпринимателя за пределами периодов проведения основного этапа контроля и при этом сроки на законных основаниях не будут нарушены.

Кроме этого на основании ФЗ № 302 от 2021 года существуют изменения в отношении проведения проверок, а именно:

  • дополнительная выездная налоговая проверка теперь может произойти только на основании полученной уточненной декларации с уменьшением суммы налога без каких-либо подтверждающих или обоснованных документов;
  • повторное истребование налоговиками документов ограничено по любому типу документации, в том числе и проведение мероприятия на основании ст. 93.1 НК РФ;
  • срок предоставления документов увеличен до 10 рабочих дней;
  • формирование дополнения к акту по итогам проверки.

Сроки и порядок проведения

Законодательством – ст. 101 НК РФ, на период проведения проверки определен только месяц, 2 месяца допускаются исключительно в случае проверки консолидированной группы предпринимателей.

Все мероприятие является закрытого типа, на его протяжении инспекторы вправе выполнить неограниченное количество обозначенных видов проверок.

Важно: при этом если налогоплательщик будет препятствовать проведению дополнительной проверки, специалисты вправе действовать на основании ст. 94 НК РФ и совершать выемку материалов.

На этапе опрос свидетелей, согласно законодательству, в качестве опрашиваемого гражданина может быть любое лицо, которое по мнению специалистов налоговой располагает ценной информацией.

Но существуют и ограничения, свидетелями не могут быть:

  • лица с заболеваниями умственного и физического характера, престарелые граждане, не способные в силу своих мышлений адекватно воспринимать информацию и реальность;
  • граждане, получившие необходимые сведения в результате профессиональной деятельности – юристы, адвокаты и прочие.

Важно: при этом свидетель может отказаться от дачи показания на основании законодательных актов, например, на основании ст. 51 Конституции, когда он не может свидетельствовать против себя, родных или супругов.

Читайте также:  Инструкция: как правильно заполнить СЗВ-М на учредителя без зарплаты

Продление дополнительных мероприятий по налоговым проверкам – новая реальность
Как проводятся допмероприятия налогового контроля?

Экспертиза применяется в процессе исследования специфической области производственного процесса, когда сами налоговики не в состоянии проверить правовую почву деятельности.

При этом эксперт привлекается на основании договора и сообщения налогоплательщика о проведении в рамках контрольного мероприятия экспертизы. Такое действие как уже обозначалось может проводиться неоднократно до разрешения конкретных вопросов.

Чтобы налоговая проверка состоялась в дополнительном формате, изначально руководитель подразделения должен издать приказ. Далее с ним знакомится налогоплательщик, и проводится проверка в течение обозначенного срока с даты указанной в уведомлении.

Как принимается решение о дополнительной проверке

Изначально принимается решение по результатам плановой налоговой проверки, если нарушений в ее ходе выявлено не было, тогда такой документ не формируется совсем.

В решении необходимо обозначить:

  • срок принятия решения не более 10 дней с момента окончания проверки, в отдельных случаях месяц;
  • информацию относительно участия самого налогоплательщика в ходе принятия решения – он вправе давать пояснения по каждому случаю;
  • запрос дополнительных материалов – объяснений, документов, если у него в процессе рассмотрения дела возникают неразрешенные вопросы;
  • решение – по итогам проверки руководитель указывает на свое решение, например, наличие таких-то недочетов, какая ответственность и нужна ли дополнительная проверка. При этом в нем должно быть все детально изложено и указаны статьи, на основании которых наступает ответственность.

Здесь вы узнаете, что такое лицевой счет налогоплательщика и какие данные он содержит.

Решение относительно проведения дополнительной проверки вручается бизнесмену в течение 5 дней с момента его принятия, в силу же оно вступает через месяц после вручения.

Важно: если в течение этого месяца организация обжалует решение в апелляционном суде, тогда наступление его юридической силы произойдет согласно решению суда.

Кроме этого налогоплательщик имеет право знать где и когда будут изучаться материалы и приниматься по ним решение. То есть на каждом этапе своих действий налоговые органы обязаны уведомлять налогоплательщика.

В противном случае он получит основание для обращения в суд с целью признания действий налоговиков незаконными.

Какие материалы по проведению проверки

После проведения дополнительной налоговой проверки и в ее ходе формируются материалы, которые приобщаются к общим материалам по конкретному случаю. С ними налогоплательщик вправе ознакомиться на основании совершенного официального запроса в органы.

Важно: получить доступ к сведениям и принимать участие в рассмотрении вопроса налогоплательщик вправе по истечению 2 дней с момента обращения. При этом результаты контрольных действий могут быть самые непредсказуемыми – от признания ошибки со стороны налогоплательщика до закрытия предприятия.

На основании всех полученных материалов и результатов проверки, налоговыми специалистами формируется протокол по исходу дела, в нем должны указывать:

  • название документа;
  • дата, время и место проведения мероприятий;
  • ФИО составителя;
  • перечень всех лиц, принимавших в действии участие;
  • результаты проведения проверки, в полном объеме, должны быть детальные описания каждого этапа.

Важно: такой протокол должен быть подписан обеими сторонами, относительно согласия с указанной в нем информацией, так что важно с предельным вниманием отнестись к его изучению.

Читайте также:  КС РФ разъяснил, когда налог на имущество не должны взимать исходя из кадастровой стоимости

Что может быть выявлено в результате

По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:

  • факты нарушений Налогового кодекса РФ;
  • недоимки, то есть неполные или отсутствующие начисления по налоговым сборам;
  • несвоевременность уплаты необходимых сборов;
  • неправильность исчисления необходимых выплат;
  • несоответствие доходов и расходов проверяемого;
  • ненадлежащее документальное оформление налоговых выплат (деклараций).

Новый срок камеральной проверки – два месяца.

Согласно общему правилу срок проведения камеральной проверки любой налоговой декларации – три месяца со дня ее представления (ст. 88 НК РФ); также – в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС.

Теперь камеральная налоговая проверка на основе декларации по НДС, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При этом для иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, сроки камеральной проверки декларации по НДС остались прежними – шесть месяцев.

Но в этой «бочке меда» есть и «ложка дегтя». В случае если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС (за исключением камеральной налоговой проверки декларации по НДС, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Обратите внимание:

Новые положения п. 2 ст. 88 НК РФ применяются в отношении камеральных налоговых проверок, проводимых на основе деклараций по НДС, представленных в налоговые органы после дня вступления в силу Федерального закона № 302‑ФЗ, то есть после 03.09.2018.

Безусловно, сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС позволит добросовестным налогоплательщикам быстрее использовать возмещенные из бюджета денежные средства в своем бизнесе, что положительно скажется на развитии отдельных компаний и экономики страны в целом. Можно предположить, что следующим шагом в этом направлении будет сокращение до двух месяцев сроков камеральной проверки и остальных налоговых деклараций.

При этом вызывает вопросы норма о продлении до трех месяцев камеральной проверки декларации по НДС в случае установления налоговиками признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах. То есть речь идет не о нарушениях, которые выявлены в ходе камеральной проверки, а о «признаках, указывающих на возможные нарушения». Законодатель не определяет понятие данных признаков, соответственно, налоговики будут трактовать его по‑своему. Судя по всему, если налоговикам лишь что‑то «померещится», то срок проверки будет продлен.

Кстати, нет и механизма продления срока до трех месяцев: как налогоплательщик узнает об этом? Будет ли он уведомлен о причинах продления? Установлено только, что решение о продлении срока камеральной проверки принимается руководителем налогового органа или его заместителем. При этом ничего не сказано о том, что данное решение будет направляться и в адрес налогоплательщика.

Основные мероприятия налогового контроля

Сотрудники ФНС Российской Федерации, опираясь на Налоговый Кодекс, в рамках проверок могут осуществлять ряд регламентированных законодательством мероприятий:

  1. Инвентаризация (проводится в соответствии с п. 13 ст. 89 НК РФ) – сверка данных в документации с их реальным основанием (активами).
  2. Осмотр (регламентирован ст. 91, 92 НК РФ) – ему могут подвергнуться любые территории или помещения, которые проверяемый предприниматель или организация использует для получения дохода (офисы, цеха, мастерские, склады, магазины и др.).
  3. Истребование документов и/или информации (ст. 93, 93.1 НК РФ) – бумаги, необходимые для проверки, могут быть официально запрошены у проверяемой фирмы или лица.
  4. Выемка предметов, документов (на основе ст. 94 НК РФ) – осуществляется тогда, когда нужны доказательства, подтверждающие налоговое правонарушение.
  5. Экспертиза (по ст. 95 НК РФ) – производится только в необходимых случаях, по договору приглашается компетентный специалист. Если он установил факты, важные для результатов налогового контроля, их оформляют в официальное экспертное заключение, получение которого является самостоятельным мероприятием налогового контроля. В него могут быть включены и собственные выводы эксперта, даже они если не входили в запрос по экспертизе.
  6. Вызов в качестве свидетеля (основан на положениях ст. 90 НК РФ) любого физического лица может быть произведен налоговиками, когда понадобятся показания, существенные для налогового контроля. За этой мерой обязательно наступает следующая – допрос.
  7. Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ) разрешается в случаях, когда это необходимо для решения насущных задач налогового контроля. Осуществляется на договорной основе.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У лиц, производящих налоговый контроль, есть утвержденное законодательством право применять различные технические средства для фиксации фактов, выявленных в результате проверки: фотосъемку, кино- или видеозапись, аудиозапись, копировальную технику и др. Применение технического обеспечения контроля должно быть отражено в ее документальном сопровождении (протоколах проверки).

Определение понятия

Дополнительные мероприятия налогового органа – это проведение ряда контрольных проверок после основного этапа с целью получения необходимой информации относительно деятельности налогоплательщика.
Необходимость в их проведении возникает с целью получения подтверждения или опровержения возникших подозрений у проверяющих. Действуют они на основании ст. 101 НК РФ.

Важно: при этом в ходе осуществления мероприятий специалисты должны быть нацелены на поиски новых ошибок и только в рамках той деятельности, которая проверялась при проведении основных действий.

То есть пользуясь своими полномочиями искать доказательства новых ошибок они не вправе. Даже если такие ошибки были обнаружены они пропускаются, так как существует ограничение на проведение дополнительных мероприятий, на основании которого налоговики не вправе предъявлять новые претензии.

Извещение налогоплательщика о необходимости провести еще несколько расследований происходит в процессе рассмотрения полученных результатов по основной проверке. Формируя такое извещение ФНС обязано сообщить о сроках ее проведения и обосновать ее необходимость.

Новые правила проведения налоговых проверок подробно расписаны в этом видео:

Важно: все перечисленные обстоятельства обязательны для внесения в форму уведомления. Тут вы узнаете, как и по каким правилам направляются налоговые уведомления налогоплательщикам.

Если в ходе дополнительной проверки были обнаружены доказательства подозрений, сроком обнаружения преступления закона будет считаться формирование акта с учетом срока дополнительной проверки согласно регламенту, ст. 115 НК РФ для установления ответственности.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.

ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.

Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:

  • допрос;
  • экспертиза;
  • истребование документации.

Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.

Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/[email protected] В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:

Читайте также:  Заполнение квитанции для оплаты госпошлины за получение загранпаспорта

  • обоснование – что вызвало необходимость в дополнительных мерах контроля;
  • избранные допмероприятия (перечисление форм);
  • сроки проведения (финальная дата).

Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Анализ материалов допмероприятий

Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.

Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.

Сроки проведения выездных налоговых проверок

По общему правилу, выездная ревизия длится два месяца. Этот срок начинает течь со дня, следующего за тем, которым датировано решение руководителя ИФНС (его заместителя) о назначении проверки (п. 2 и 5 ст. 6.1, п. 6 и 8 ст. НК РФ). Например, проверка, начатая 6 октября, должна закончиться 6 декабря. Однако на практике ВНП часто занимают гораздо больший промежуток времени.

Связано это с тем, что срок проверки можно приостановить или продлить. И если продление проверки явление не такое частое, так как требует вмешательства вышестоящих инстанций, то приостановкой ревизий ИФНС пользуется весьма активно. Как правило, решение о приостановке оформляется при запросе документов у контрагентов, в том числе банков, в рамках «встречных» проверок (подп. 1 п. 9 ст. НК РФ).

Узнать, сколько налогов заплатил контрагент и проверить его финансовое состояние можно в сервисе «Контур.Фокус» Подключиться к сервису

СПРАВКА

Поводом для приостановки ВНП также являются следующие обстоятельства: проведение экспертизы; истребование информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров; необходимость перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке (п. 9 ст. НК РФ).

Выездная проверка может быть «заморожена» на полгода, или даже на 9 месяцев (в случае запроса документов за рубежом). При этом надо помнить, что каждая приостановка и возобновление требуют оформления отдельного решения начальника ИФНС или его заместителя. Во время приостановки ВНП инспекторы не могут проводить контрольные мероприятия на территории налогоплательщика, а также направлять ему новые требования о представлении документов (п. 9 ст. НК РФ).

Добавить комментарий

Adblock
detector