Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

К сожалению, не все виды деятельности человека благотворны или хотя бы нейтральны по отношению к окружающей среде. Предприниматели, чья деятельность связана с вредом, наносимым атмосфере, воде и другим источникам жизни на планете, должны стараться минимизировать отрицательное воздействие. Но совсем устранить его на данном этапе развития технологий не представляется возможным. Поэтому установлена система компенсации этого вреда путем наложения на предпринимателей дополнительного финансового бремени.

Вопрос: Должна ли организация вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате ее деятельности образуются твердые коммунальные отходы? Посмотреть ответ

  • Как регламентируется внесение платы за воздействие на окружающую среду?
  • Сколько именно нужно платить?
  • Какие документы понадобятся для оформления экологических платежей?
  • Как часто и кому именно их требуется вносить?

Внесем ясность также в порядок расчетов.

Вопрос: Как отразить в учете плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачиваемую в текущем отчетном году в виде авансовых платежей? Организация в процессе производственной деятельности на объекте осуществляет сбросы загрязняющих веществ (включенных в соответствующий перечень) в водные объекты. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленной за предшествующий год, составил (условно) 100 000 руб., сбросы осуществлены в пределах допустимых (временно разрешенных) нормативов. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, относится ко II категории. Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления. Посмотреть ответ

Закон «Об охране окружающей среды»

Платное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) устанавливает Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». В нем приводятся все виды воздействия, несущие отрицательное влияние на недра, атмосферу, водные ресурсы и т.д. Но не каждое из них подразумевает обязательное внесение платы: внесение изменений в ст. 16 в 2021 году уточнило список воздействий, подлежащих данному сбору.

Читайте также:  Порядок и сроки сдачи коррекции расчёта по страховым взносам

Вопрос: Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, если вывоз отходов осуществляется на основании договора по сбору, вывозу и захоронению отходов? Посмотреть ответ

Конституционный суд 10 декабря 2002 г. № 284-О в своем определении установил, что данный платеж:

  • является публично-правовым;
  • обязательным;
  • индивидуально-возмездным;
  • компенсационным.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Плата за НВОС – это не налог, а фискальный сбор. Это значит, что его уплата обязательна для получения соответствующей лицензии или разрешения.

Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Какие бывают ставки и коэффициенты

Размер платежей устанавливается за единицу веса загрязняющих природу веществ. В качестве единицы веса принята 1 тонна любых видов отходов с дифференциацией по месту их сбрасывания. Выделяются:

  • сбросы в атмосферный воздух со стационарных источников с расшифровкой по наименованию сбросов;
  • сбросы в водные объекты с расшифровкой по наименованию сбросов.

Размер ставки устанавливается за тонну вредного вещества в зависимости от его химической формулы. Коэффициент рассчитывается как единица, обратная единице фоновой концентрации загрязняющего вещества. Под фоновой концентрацией понимается предельно допустимый норматив сбросов. Упрощенно говоря, если фоновый норматив составляет тонну, то коэффициент за сброс будет равен 1.

Помимо этого, установлены дополнительные ставки с дифференциацией по классу опасности их воздействия на экологию.

Дополнительные коэффициенты применяются в случаях, когда предпринимательская деятельность, и, соответственно, сбрасывание отходов производства, осуществляется в местностях, находящихся под охраной Федеральных законов.

Помимо дополнительных коэффициентов существуют также и стимулирующие коэффициенты от 0 до 0,33, установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Назначение стимулирующих коэффициентов – поощрение к осуществлению мер, направленных на снижение вредного воздействия на экологию.

Кто обязан платить?

Если предприниматель в своей деятельности использует источники негативного влияния на среду, он является потенциальным плательщиком данного сбора. При этом не имеет значения, из какого бюджета финансируется его деятельность, а также ее организационно-правовой характер. Если организация или частное лицо действует на территории РФ и своими действиями наносит вред окружающей среде, плательщиками будут считаться:

  • предприятия;
  • учреждения;
  • физические лица;
  • юридические лица;
  • россияне и подданные других государств.

Какие последствия неперечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Порядок определения платежей

Размеры платежей за природопользование учреждаются для хозяйствующих субъектов государственными органами власти. Формы платы могут устанавливаться органами местного самоуправления при непосредственном участии региональных представительств Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя. Органы представительной власти, определяющие ставки за природопользование, могут поднимать коэффициенты по экологии. При сверхлимитности загрязнения природы оплата для организации увеличивается. Например, в больших промышленных центрах ставка оплаты может увеличиваться на 20 %. Хозяйственное распоряжение природными ресурсами в областях экологического бедствия, в оберегаемых заповедниках, на территориях государственных национальных парков или в курортных районах предполагает двойную оплату. Платежи за загрязнение атмосферы выбросами и разместительство производственных отходов реализуются за счет параметров себестоимости производимой продукции. Сверхлимитное загрязнение компенсируется из доходов загрязнителя. Сроки оплаты регулируются местными органами по охране природной среды.

Автор статьи

Сроки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду

Платежи за НВОС перечисляют те предприятия или лица, в результате деятельности которых это воздействие образовалось. Они должны совершать этот платеж самостоятельно ежеквартально.

Расчетным периодом по данному сбору, является год, но порядок уплаты предусматривает авансовые платежи, совершаемые раз в квартал не позже 20 числа первого месяца следующего квартала. Годовой отчет по сбору составляется не позже марта следующего года.

ИСКЛЮЧЕНИЕ! Предприниматели Ростовской области отчитываются перед Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу РФ.

Читайте также:  Образец заполнения формы П-2 (инвест) за 2021 год в 2021 году

Для осуществления оплаты предприниматели должны задекларировать свою деятельность в территориальном органе Росприроднадзора по месту нахождения объекта, осуществляющего НВОС. Декларацию нужно предоставлять один раз в год (до 10 марта наступившего за отчетным года). Туда же перечисляется оплата. Расчет, сдаваемый в Росприроднадзор, должен быть прошит, листы пронумерованы, а подпись скреплена печатью.

Если источников загрязнения несколько, по каждому нужна отдельная декларация.

Нерадивые бизнесмены, не осуществившие данный платеж или рассчитавшие его неправильно, просрочившие выплату или подачу отчетности заплатят внушительный штраф и пеню за просрочку в размере 1/300 от ключевой ставки Банка России.

Система правовых форм платы за природопользование

На сегодня система правовых форм по реализации платы состоит из:

  • налоговых сборов;
  • оплаты за пользование природными ресурсами.

К налоговым платежам причисляются:

  • формы платежей федерального значения – налоговые платежи за добычу различных полезных ископаемых, водопользование, использование мира животного и биологических водных ресурсов;
  • местные налоги. Например, земельный налог.

Подробно объекты налогообложения определяются в гл. 25.1 «О пользовании животным миром и водными биологическими ресурсами», гл.25.2 «О водном налоге», гл.26 «О налоге на добычу полезных ископаемых», гл.31 «О земельном налоге» Налогового кодекса РФ. Оплата за распоряжение природными ресурсами предполагает платежи за аренду природных объектов и за разовое использование. Граждане обладают правом на бесплатное и свободное пребывание на определенных природных объектах. Законом дозволено осуществление заготовки питательных природных ресурсов. Исключение представляют древесные лесные ресурсы. Принцип платности природопользования таков, что любое коммерческое пользование ресурсами природы подлежит оплате.

Коэффициенты вредности

При расчете суммы данного сбора учитывается степень вреда, наносимого предприятием окружающей среде. В зависимости от применяемого коэффициента, плата может быть выше или ниже. Это дополнительно стимулирует предпринимателей принимать адекватные меры по уменьшению НВОС.

В таблице представлены виды воздействий, связанных с размещением отходов, в зависимости от присвоенного им коэффициента.

№КоэффициентОсобенности размещения отходов10Размещение отходов, относящихся к V классу опасности, путем закладки их в специально созданные пустоты горных пород (в добывающей промышленности).20,3Размещение вредных отходов на специальных объектах, оборудованных согласно установленных требований, без превышения установленных предельных норм.30,33Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.40,49Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов III класса опасности.50,5Размещение отходов IV и V классов опасности, приобретших эту степень в процессе утилизации отходов, размещенных в более ранние сроки.60,67Размещение отходов III класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.

На отдельной странице нашего сайта предлагаем ознакомиться с полной таблицей ставок за НВОС.

Кроме коэффициентов размещения отходов, имеет значение коэффициент инфляции. Поскольку плата устанавливается каждый год, нужно принимать во внимание внутренние экономические факторы. Коэффициент инфляции ежегодно обновляется Постановлением Правительства РФ, в 2021 году он составляет 2,56 (было 2,45) и 2,07 (было 1,98).

Если негативное воздействие превысило установленные лимиты, используется еще один, повышающий коэффициент, он составляет 5 единиц (п. 5 Постановлением Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 г.).

Экологические платежи. Субъекты малого предпринимательства

Индивидуальный предприниматель (относится к субъектам малого предпринимательства) зарегистрирован с 2010 г. В 2015 г. стали продлевать договор на вывоз мусора, с нас потребовали оформление паспортов отходов. Паспорта отходов I–IV классов опасности оформили, договор заключили.

Обязаны ли мы предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов в Росприроднадзор, рассчитывать и платить за загрязнение окружающей среды? Если да, то что можно ожидать за то, что с 2010 г. мы этого не делали?

Плата за негативное воздействие на окружающую среду определена в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

.

Читайте также:  Статья 199 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов (действующая редакция)

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия

утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632.

С 1 января 2021 года
плата
за негативное воздействие на окружающую среду
взимается за следующие его виды
:

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

;

– сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;


размещение отходов производства и потребления
.

До 2015 года

плата за негативное воздействие на окружающую среду взималась также и за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
нестационарными
источниками (автомобилями).

Согласно ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плату

за негативное воздействие на окружающую среду
обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ
хозяйственную и
(
или
)
иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду
.

Исключение

составляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность
исключительно на объектах IV категории
.

То есть – офисные компании

.

Таким образом, с 2021 года за «офисный мусор» платить не нужно

.

Плательщиками платы

за негативное воздействие на окружающую среду
при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов
, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности
образовались отходы
.

Платежной базой
для исчисления платы
за негативное воздействие на окружающую среду
является объем или масса
выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Платежная база определяется

лицами, обязанными вносить плату,
самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля
.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

Ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы,
устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
.

Читайте также:  Бухгалтерский учет в филиале выделенном / не выделенном на отдельный баланс

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному (региональному) государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов

на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке.

Однако субъекты малого предпринимательства рассчитывают плату по утвержденным нормативам

.

То есть они не обязаны самостоятельно разрабатывать и утверждать нормативы отходов

.

Нормативы платы

за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ
стационарными и передвижными источниками
, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344.

Здесь же приведены коэффициенты

, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов РФ, учитываемые при расчете платы.

К нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками

, нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ
передвижными источниками
(для различных видов топлива), нормативам платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, и
нормативам платы за размещение отходов производства и потребления
, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344,
за исключением отдельных позиций, в 2015 году
применяется коэффициент 2,45,
в 2021 году
– коэффициент 2,56,
в 2021 году
– коэффициент 2,67 (постановление Правительства РФ от 19.11.2014 г. № 1219).

До 2021 года срок уплаты

платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, –
не позднее 20 числа
месяца, следующего за отчетным периодом (
кварталом
) (приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 г. № 557).

С 1 января 2021 года

плата, исчисленная по итогам отчетного периода (
календарного года
) с учетом корректировки ее размера вносится
не позднее 1-го марта
года, следующего за отчетным периодом.

С 1 января 2021 года
субъекты малого предпринимательства
также
освобождаются от внесения квартальных авансовых платежей
(кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Форма Расчета платы

за негативное воздействие на окружающую среду и
Порядок заполнения
и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204.

С 2021 года
не позднее 10-го марта
года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные
вносить плату
, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду,
декларацию
о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п. 7 ст. 18 Закона № 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства

, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности
образуются отходы на объектах
, подлежащих федеральному (региональному) государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (орган исполнительной власти субъекта РФ)
отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке
.

В соответствии с п. 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов

(за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 г. № 30,
субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора
по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Отчетный период

составляет один
календарный год
.

Отчетность представляется до 15 января

года, следующего за отчетным периодом.

Отчетность составляется

на бумажном носителе в двух экземплярах,
один
из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а
второй
, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе, – представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Отчетность составляется

на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

Ст. 19 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести

в установленном порядке
учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов
.

Порядок учета в области обращения с отходами

утвержден приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 г. № 721.

Учету подлежат все виды отходов I


V класса опасности
, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем
за учетный период
.

Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде

.

Читайте также:  Почему ИНН не найден в базе фнс на Госуслугах и что делать

При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде.

Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу

(
приложения 2, 3, 4 к Порядку
).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены Росстатом

по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Росстата от 28.01.2011 г. № 17 утверждена и действует с отчета за 2010 год форма № 2-ТП

(
отходы
).

Срок представления – 1 февраля

после отчетного периода.

Форма № 2-ТП (отходы) представляется территориальному органу Росприроднадзора в субъекте РФ.

С 1 января 2021 года

н
есвоевременное или неполное внесение платы
за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой
уплату пеней
в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.

Пени начисляются

за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока.

Ст. 8.2 КоАП РФ

установлена административная ответственность
за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований
при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении
с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан

в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
на должностных лиц
– от 10 000 до 30 000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц
– от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом ВАС РФ

в постановлении от 02.10.2012 г. № 4973/12, состав правонарушения, предусмотренного
ст. 8.2 КоАП РФ
, образует
любая деятельность по обращению с отходами
производства и потребления или иными опасными веществами,
которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства
.

Аналогичное толкование нормы ст. 8.2 КоАП РФ

дается и
Верховным Судом РФ
в постановлении от 09.04.2015 г. № 308-АД14-4895.

В письме от 13.07.2015 г. № ВС-02-01-36/11991 Росприроднадзор разъяснил, что нарушение субъектом малого и среднего предпринимательства, в результате деятельности которого образуются отходы

, требования ст. 18 Закона № 89-ФЗ, в том числе
непредставление
отчетности в срок, установленный Порядком, представление
отчетности
, имеющей неточные, недостоверные сведения, представление отчетности, имеющей сведения, не подтвержденные документами, предусмотренными Порядком в качестве приложений к отчетности,
образует в его действиях состав административного правонарушения
, ответственность за которое предусмотрена
ст. 8.2 КоАП РФ
.

Давность привлечения к административной ответственности установлена ст. 4.5 КоАП РФ

.

Постановление

по делу об административном правонарушении
не может быть вынесено по истечении 1 годасо дня совершения административного правонарушения
, в частности, за нарушение законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования.

При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения

.

Президиум ВАС РФ

в постановлении от 20.09.2011 г. № 5163/ 11 разъяснил, что
срок давности привлечения к ответственности
исчисляется по общим правилам исчисления сроков –
со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения
(за днем обнаружения правонарушения).

При совершении административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Невнесение

в установленные сроки
платы за негативное воздействие
на окружающую среду влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц
в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
на юридических лиц
– от 50 000 до 100 000 рублей (
ст. 8.41 КоАП РФ
).

Процедура присвоения категории НВОС

Процедура, как встать на учет в росприроднадзор подразумевает проверку государственным сотрудником состава заявки. После рассмотрения заявления, формируется свидетельство о постановке на учет. Свидетельство содержит категорию и код объекта. Этот уникальный номер сохраняется до ликвидации объекта. Кроме того, в свидетельстве содержится наименование, ИНН, ОГРН, ОКНПО, адрес местонахождения, тип и дата начал эксплуатации.

Итак, порядок, как поставить на учет в Росприроднадзоре объект подразумевает определение категории и оформление заявления. Это обязательная процедура, и таким образом, компенсируется вред окружающей среды.

Если вам необходима постановка на учет в Росприроднадзоре, обращайтесь к специалистам нашей компании.

Добавить комментарий

Adblock
detector