- Законодательная база
- Как считать налог и авансы еще в двух сложных случаях
- Ставка налога
- Что такое земельный налог и за что его платить
- Расчет земельного налога + калькулятор
- Земельный налог для физических лиц – порядок расчёта и уплаты с 2021 года
- Уплата земельного налога – фискальная обязанность владельцев земли
- Плательщики земельного налога
- Объект налогообложения
- Налоговая база
- Ставки земельного налога
- Налоговая ставка 1.5%
- Правила расчёта земельного налога в 2021 году
- Льготы по земельному налогу
- Вычет по налогу на имущество физлиц
- Порядок уплаты земельного налога
- Полезные online сервисы
- Полезная информация
- Как уменьшить налог на землю для юридического лица?
- Как учесть авансы по земельному налогу
- Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>
- Сроки уплаты
- Чем грозит нарушение сроков уплаты?
- Как субъектам предпринимательской деятельности рассчитать земельный налог
Законодательная база
Нормативным документом по земельному налогообложению является Глава 31 Налогового кодекса. В нем определены юридические лица, которые являются плательщиками сбора. Это все организации, у которых зарегистрировано право на земельные участки, находящиеся:
- в собственности;
- в бессрочном постоянном пользовании.
Не платят земельный налог организации:
- пользующиеся наделом по договору безвозмездного срочного пользования или аренды;
- в случае нахождения участка в перечне земель, не облагаемых налогом ст. 389 НК.
Список земель не признающихся объектом налогообложения:
Помимо освобождения от налогообложения для юридических лиц устанавливаются льготы по земельному налогу. Они подразделяются на два уровня:
Читайте также: Какую отчетность сдавать в Росстат — узнать по ИНН
1.Федеральные льготы. Ряд организаций попадают под налоговые послабления, установленные статьей 395 НК. К таким относятся:
- учреждения уголовно-исполнительной системы;
- религиозные и судостроительные организации;
- общественные организации, где не менее 80% сотрудников являются инвалидами;
- организации народных художественных промыслов, занимающих производством народных изделий;
- земельные участки занимаемые людьми или общиной, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
- учреждения ФСИН России;
- компании входящие в фонд инновационного научно-технологического центра;
- компании, во владении которых находятся автомобильные дороги общего доступа.
2.Местные льготы. Все территориальные льготы устанавливаются нормативными актами муниципальных органов власти. Регионы вправе определять размер площади участка, с которого не будет исчисляться земельный налог.
Как считать налог и авансы еще в двух сложных случаях
Возможно, участок находится не территории нескольких муниципальных образований. Чтобы рассчитать земельный налог по такому участку, определите сумму налога по каждой его части по формуле:
Зн=КС×Нст
где
– Зн – земельный налог (аванс) по части участка, находящейся на территории одного муниципального образования; – КС – кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся на территории этого муниципального образования; – Нст – налоговая ставка земельного налога, установленная на территории этого муниципального образования.
Существует специальный механизм и в случае, когда право собственности на земельный участок возникает или прекращается в течение года. Тогда земельный налог и авансы по нему рассчитайте с учетом коэффициента Кв. Чтобы посчитать коэффициент для авансов по земельному налогу, используйте формулу:
Кв=Мп:3
где
– Кв – специальный коэффициент; – Мп – количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) в данном отчетном периоде; – 3 – количество месяцев в отчетном периоде (квартале).
Для подсчета количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности, существует специальное правило. Учитывайте месяцы, в которых вещное право на участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно либо прекратилось в период с 16-го по последнее число включительно. Месяцы, в которых право собственности на участок возникло в период с 16-го по последнее число месяца (прекратилось в период с 1-го по 15-е число включительно), при определении количества полных месяцев не учитываются. Так предусмотрено пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Ставка налога
Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, властями соответствующих образований устанавливаются его ставки. Они закрепляются нормативно-правовыми актами и не противоречат налоговому законодательству. В частности, ставки сбора не должны превышать максимальные пределы, устанавливаемые юридическим лицам статьей 394 НК. Ставка налога не должна быть более:
Налоговая ставкаКатегории земель0,3 %ИЖС, ЛПХ, а также садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.Земли сельхозназначения.Участки, используемые для таможенных нужд, а также обеспечения обороны и безопасности.1,5 %Все участки, не отнесенные к категориям выше.
Ставку налога можно уточнить также при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте Федеральной налоговой службы имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов.
Как посмотреть? Пошаговая инструкция:
- О.
- Выберите год налогового периода.
- Выберите субъект РФ и город.
- Нажмите кнопку «Найти».
- В таблице последнем столбце нажмите «Подробнее».
- Откроется таблица, где можно узнать необходимую информацию по всем ставкам, а также местным и федеральным льготам.
Если в вашем регионе не установлена налоговая ставка, то используйте федеральную (см. выше в таблице).
Что такое земельный налог и за что его платить
В России действуют три имущественных налога, которые граждане платят за то, что чем-то владеют. Земельный — один из них. Его взимают НК РФ Статья 389 за участки, расположенные на территории города, посёлка или другого муниципального образования. Земля при этом может НК РФ Статья 388 быть в собственности, в постоянном пользовании или пожизненном владении.
Налог не платится за участки, входящие в общее имущество многоквартирного дома, а также за земли, которые заняты особо ценными объектами культурного и всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками и ограниченные в обороте по законам РФ.
Читайте также: Поправки в ПБУ 18/02: как надо будет вести учет с 2021 года
Расчет земельного налога + калькулятор
Формула расчета земельного налога установлена п.1 ст.396 НК и представляет собой результат применения налоговой ставки к кадастровой стоимости участка земли.
Квартальный платеж рассчитывается в случае установления такого порядка по следующей формуле:
Кадастровая стоимость участка для расчета годовой суммы сбора принимается на 1 января года, по которому производится его исчисление (01.01.2021 год). Организации самостоятельно определяют налоговую базу для исчисления налога.
Внимание! Налоговой базой для исчисления земельного налога для юридических лиц в 2021 году служит кадастровая стоимость земельного участка.
Ранее мы уже подробно писали, о том как узнать стоимость земельного участка по кадастровому номеру. Чтобы подкрепить ее документально, можно заказать выписку из ЕГРН.
Принадлежность участка земли, которым владеет юридическое лицо, к категории, где установлено налогообложение по указанным ставкам, можно уточнить по выписке из ЕГРН либо документам о праве собственности.
Исчисляется и уплачивается в бюджет налог ежегодно разово или авансовыми платежами. Во втором случае это должно быть отражено в нормативно-правовых актах органов власти муниципалитета по месту нахождения участка и итоговая сумма к уплате станет разницей между годовым налогом и уже внесенным авансам.
Рассмотрим пример расчета земельного налога для организации. Юридическому лицу на правах собственности принадлежит участок земли под автомобильной стоянкой. Кадастровая стоимость его определена на 1 января 2021 года в размере 35 млн.рублей. Налоговая ставка установлена территориальными властями в размере 0,2 %.
Годовая сумма налога составит:
35 млн. рублей × 0,2% = 70 000 рублей.
Организацией произведены авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2019 года в сумме 17 500 рублей ежеквартально.
70 000 / 4
В итоге на конец года организации необходимо доплатить в бюджет:
70000 – (17 500 × 3) = 17 500 рублей.
В случае, когда участок принадлежит нескольким организациям в общей долевой собственности, кадастровая стоимость определяется по каждому собственнику в равных долях. Соответственно, налог распределяется пропорционально доле.
Читайте также: Как совмещать ОСНО и патент для ИП и как вести учет правильно
Подсчет не полного года и месяца. Если организация владела участком земли не полный календарный год, то расчет налога производится пропорционально количеству месяцев фактического владения. Тогда для исчисления сбора его полная сумма делится на 12 месяцев и умножается на полученное количество месяцев. При этом следует учитывать, что за полный месяц берется период владения, исходя из следующих условий:
- приобретение участка до 15 числа текущего месяца устанавливает этот месяц полным для расчета налога;
- месяц приобретения права после 15 числа не включается в формулу расчета.
Аналогично применяется подсчет месяцев, если право на землю утрачено.
На сайте ФНС имеется удобный калькулятор земельного налога, который высчитывает сумму налога по кадастровому номеру.
Земельный налог для физических лиц – порядок расчёта и уплаты с 2021 года
Уплата земельного налога – фискальная обязанность владельцев земли
Сбор налогов в государственную казну начался ещё в древнеримские времена. Деньги, как и записи о государственных долгах и обязательствах, налоговые документы, договоры аренды госимущества, финансовая отчётность магистратов, описи полей, письменные клятвы, решения народных собраний хранились в эрарии (казнохранилище).
При императоре Октавиане Августе доходы из имперских провинций собирались в фиск (латинское слово fiscus означает «корзина»). Денежные потоки стекались в этот единый финансовый центр Римской империи. Из него шли указания о порядке сбора налогов, чеканке монет, делались выплаты и пр.
Цели и задачи фиска заложили историческую основу для формирования налогово-правовой системы в целом ряде государств. В России, например, ещё при Петре I, в 1911 году была учреждена тайная фискальная служба. Чиновники-фискалы служили интересам российской казны и заботились о её пополнении. В их обязанности входило также следить, не допускаются ли недобросовестные действия и злоупотребления при сборе налогов.
Налоги и сборы остаются главным источником доходов государственного бюджета России и бюджетов муниципальных образований. Они регулируются Налоговым кодексом РФ. В 2021 году в него внесены изменения, установленные федеральным законом № 63-ФЗ от 15.04.2019.
Среди современных фискальных обязательств граждан, определённых российским законодательством, особая роль отведена налогу на землю для физических лиц. Он направляется в муниципальный бюджет. Обновлённые правила и порядок уплаты земельного налога, в соответствии с его «иерархическим статусом», прописаны в нормативно-правовых актах местных властей.
С 1 января 2021 года физические и юридические лица всех регионов России будут оплачивать налог на землю по новым правилам. Налогооблагаемой базой стала кадастровая стоимость участка, действующая на 1 января отчётного периода.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.
Плательщики земельного налога
Обязанность по уплате земельного налога распространяется на всех граждан РФ и организации, в собственности которых есть земельные участки, используемые под производственные, коммерческие или бытовые нужды.
По Налоговому кодексу РФ (статья 388), физические лица становятся плательщиками земельного налога при следующих совокупных обстоятельствах:
- земельные наделы принадлежат гражданам на праве: собственности
- постоянного (бессрочного) пользования
- пожизненного наследуемого владения
- зарегистрированы а ЕГРН
Физические лица, пользующиеся участками на праве:
- безвозмездного пользования
- аренды
- безвозмездного срочного пользования
налогоплательщиками не являются.
Объект налогообложения
Объект налогообложения – земельные участки, расположенные в границах:
- муниципального образования
- городов федерального значения: Москвы
- Санкт-Петербурга
- Севастополя
на территории которых введён земельный налог.
Не признаются объектами налогообложения (статья 389 НК РФ):
- земельные участки: входящие в состав общего имущества многоквартирного дома
- изъятые из оборота
- из состава земель лесного фонда
- занятые водными объектами в составе водного фонда, находящимися в государственной собственности
- особо ценными объектами культурного наследия народов РФ
Налоговая база
Для расчёта налога на землю используется кадастровая стоимость (КС) земельных участков, указанная в ЕГРН. Эта стоимость образует налоговую базу (статья 390 НК РФ).
В качестве величины КС налоговики при расчёте налога применяют то её значение, что актуально на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость, изменённая в течение налогового периода, применяется со дня внесения сведений о ней в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2021 года. Такой порядок применения КС установлен ФЗ № 63 от 15.04.2019.
Таким образом, в случаях, когда в течение налогового периода:
- произошло образование земельного участка
- изменились качественные и/или количественные характеристики ЗУ: площадь
- назначения
- разрешённое использование
- категории
- т.п.
при расчёте земельного налога новая кадастровая стоимость ЗУ применяется с даты учёта сведений о ней в ЕГРН.
В течение налогового периода КС может изменяться и по другим причинам:
- исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН
- уменьшение КС в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости
- оспаривание КС и установление рыночной стоимости объекта налогообложения по решению комиссии при управлении Росреестра
- принятие судом соответствующего решения из-за недостоверности сведений, использованных при определении КС
В таких случаях с 1 января 2021 года для расчёта земельного налога изменённая кадастровая стоимость (как налоговая база) применяется в том же порядке, то есть со дня её учёта в ЕГРН.
Условие налогообложения для всех случаев изменения КС
Читайте также: Образец приказа и заявления о переносе отпуска по инициативе работника в 2021 году
В случаях, когда при изменении КС:
- произошло уменьшение кадастровой стоимости
- при перерасчёте земельного налога за предыдущие налоговые периоды (до 2021 года) сумма уплаченного налога оказалась больше той, что рассчитана по новой КС
перерасчёт и возврат денежных средств не производится (пункт 17 статьи 396 НК РФ).
Начиная с 2021 года, новые значения кадастровой стоимости, учтённые в ЕГРН, будут использоваться исключительно в следующих налоговых периодах.
Ставки земельного налога
Земельный налог – это прямой налог, то есть обязательный. Он взимается со стоимости имущества налогоплательщика, в том числе с кадастровой стоимости ЗУ.
Для прямых налогов законом устанавливается процент изъятия дохода в пользу соответствующего бюджета. Для ряда прямых налогов предусмотрены:
- льготы по оплате
- полное освобождение в некоторых случаях
Земельный налог уплачивается владельцами ЗУ в местный бюджет, а городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) – в их городские бюджеты.
Объект налогообложения – участки, расположенные на территории муниципального образования, в котором введён земельный налог.
Сумма земельного налога рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельных участков на ставку налога:
налог = кадастровая стоимость ЗУ х ставка налога
Ставки земельного налога устанавливаются не на федеральном уровне, а местными властями (статья 394 НК РФ).
Законами муниципальных образований определяются:
- земельный налог: только на территории муниципального образования
- в пределах ставок, установленных НК РФ
- в дополнение к льготам, предусмотренным НК РФ
- с учётом ограничений, предусмотренных НК РФ
Налоговые ставки, принятые в разных муниципалитетах:
- могут отличаться
- могут быть ниже максимальных ставок, установленных НК РФ
Для земельных налоговых ставок невозможно лишь одно – их превышение над базовыми значениями 0.3 % и 1.5% от кадастровой стоимости ЗУ (статья 394 НК РФ).
Налоговая ставка 0.3%
Ставка 0.3% применима для налогообложения в отношении земельных участков:
- из земель с/х назначения
- из земель в составе зон с/х использования в населённых пунктах
- для с/х производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК): за исключением доли в праве на ЗУ, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК
- для жилищного строительства
- обороны
Примечание
С налогового периода 2021 года ставка земельного налога 0.3% от кадастровой стоимости участков:
- для жилищного строительства
- для ЛПХ
- для садоводства
- для огородничества
распространяется на участки этой группы в только в том случае, если они не используются владельцами для предпринимательской деятельности.
Нарушение требования приведёт к увеличению земельного налога:
- для его расчёта будет использоваться ставка 1.5%
- повышенная ставка будет применяться с отчётного периода, когда местные власти установили факт нарушения
Возврат к минимальной ставке будет возможен после того, как налогоплательщик устранит нарушение.
Налоги на земли общего назначения в СНТ/ОНТ
С 2021 года налогом по льготной ставке не более 0.3% от кадастровой стоимости будут облагаться земли общего назначения (ЗОН) в садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах (подробнее здесь).
Главные условия:
- наличие утверждённой документацией по планировке территории
- ЗОН не должны использоваться в предпринимательской деятельности
К ЗОН относятся участки, находящиеся в собственности или постоянном (бессрочном) пользовании СНТ и ОНТ. Они заняты:
- объектами товариществ
- проездами
- детскими и спортивными площадками
- стоянками
- т.п.
Налоговая ставка 1.5%
Ставка налога 1.5 % применяется для налогообложения в отношении всех других земельных участков.
Правила расчёта земельного налога в 2021 году
1. Новая формула расчёта земельного налога
С 2021 года для расчёта земельного налога используется новая формула. Она учитывает положения федерального закона № 63-ФЗ от 15 апреля 2021 года, связанные с задачей снижения налоговой нагрузки.
Законодательные изменения действуют с момента публикации закона. Они распространяются на правоотношения, возникшие с налогового периода 2021 года.
- Ограничение роста земельного налога
Для участков жилищного строительства с налогового периода 2018 года введён коэффициент 1.1:
- ограничивает ежегодный рост земельного налога для физических лиц не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом
- позволят избежать существенного роста обязательств по уплате земельного налога от периода к периоду
- не применяется в случаях несвоевременного строительства: для расчёта земельного налога при затянувшейся застройке участков введены повышающие коэффициенты 2 или 4
Налог не может расти более чем на 10% от показателей прошлого года.
В случае, когда рассчитанный налог за отчётный год окажется выше, чем в предыдущий период:
- налог уплачивается с коэффициентом 1.1 по отношению к сумме налога за предшествующий период
- коэффициент 1.1 учитывает налоговый ограничитель 10%: налог за отчётный период = налог за предыдущий период + 10% от налога за предыдущий период = (1 + 0.1) х налог за предыдущий период = 1.1 х налог за предыдущий период
- при сравнении этих сумм не учитываются изменения, произошедшие в предыдущем периоде в предоставлении льгот по налогу:
- качественные и /или количественные характеристики земельного участка
- Применение повышающих коэффициентов при расчёте земельного налога при несвоевременной застройке земельных участков
Для ЗУ, на которых ведётся затянувшееся жилищное строительство (несвоевременная застройка), для расчёта земельного налога используются повышающие коэффициенты (подпункты 15–17 статьи 396 НК РФ):
- коэффициенты 2 и 4 – для участков жилищного строительства
- коэффициент 2 – для участков ИЖС
2. Расчёт земельного налога на ЗУ при несвоевременном строительстве
«Наказание рублём» за нарушение сроков застройки земельных участков вполне логично:
- строительство объектов затягивается
- строящиеся объекты не регистрируются в ЕГРН
- имущественный налог на строящийся объект строительства не начисляется
- муниципальная казна не получает причитающийся доход
- недостача в бюджете частично восполняется за счёт увеличенных налогов на землю
Несвоевременное жилищное строительство (не ИЖС)
- Налог с применением повышающего коэффициента 2
налог = 2 х (налоговая база х ставка налога)
Расчёт двойного земельного налога выполняется в случае застройки ЗУ и регистрации объекта по истечении трёхлетнего срока строительства:
- отсчёт времени (трёх лет) начинается с даты государственной регистрации прав на ЗУ
- окончанием срока строительства считается дата регистрации в ЕГРН прав на построенный объект недвижимости
Если до истечения 3 лет собственник уложился в сроки:
- строительство завершено
- права на построенный объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРН
сумма налога, уплаченного за трёхлетний период строительства и рассчитанного с использованием повышающего коэффициента 2, окажется больше суммы налога, исчисленной с учётом коэффициента 1.
Разница между суммами налогов признаётся суммой излишне уплаченного налога. Излишек. по усмотрению застройщика (налогоплательщика) или полежит зачёту, или возвращается налогоплательщику в установленном порядке.
Читайте также: Налоговая инспекция №4 Алтайский край Новоалтайск
- Налог с применением повышающего коэффициента 4
налог = 4 х налоговая база х ставка налога)
Расчёт четырёхкратного земельного налога выполняется в том случае, когда время строительства объекта превысило 3 года.
Расчёт налога начинается с момента, когда участок был зарегистрирован в ЕГРН.
Несвоевременное ндивидуальное жилищное строительство (ИЖС)
- Налог с применением повышающего коэффициента 2
В случае, когда собственник участка ИЖС, завершил возведение жилого дома в течение большего срока, чем положенные 10 лет, налог рассчитывается по формуле:
налог = 2 х налоговая база х ставка налога
Причина уплаты двойного земельного налога – невозможность взимания налога на имущество (объект строительства).
Сумма налога будет снижена лишь тогда, когда жилой дом будет построен и зарегистрирован. Сарай, летняя кухня, баня и незарегистрированное жилое строение спасением от двойного налогообложения не станут.
Льготы по земельному налогу
Федеральные льготы по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц сохранены в полном объёме. Категории граждан, имеющих право на льготы, перечислены в пункте 5 статьи 391 НК РФ.
Ряды льготников пополнили многодетные семьи. Они обладают правом на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 600 м2 площади земельного участка, имеющихся у них.
Уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) для льготников всех категорий производится в отношении одного земельного участка:
- по выбору налогоплательщика
- независимо: от категории земель ЗУ
- вида разрешённого использования
- местоположения ЗУ пределах территории Российской Федерации
Для реализации налогового вычета нужно направить в любой налоговый орган уведомление о земельном участке, выбранном для льготного налогообложения.
Получить причитающуюся налоговую льготу претенденты смогут за периоды с 2021 года в беззаявительном порядке. Она предоставляется автоматически после оформления статуса:
- многодетной семьи
- инвалидности: детской
- 1 и 2 степени
Если налогоплательщик заметил, что в полученном налоговом уведомлении льгота не учтена, ему нужно направить в ИФНС заявление о несогласии с налогом.
После его рассмотрения налоговый орган направляет в ответ:
- или уведомление о предоставлении налоговой льготы
- или сообщение об отказе в предоставлении налоговой льготы
Заявление о предоставлении льготы подаётся только один раз. Далее льгота действует автоматически.
Описанный порядок утверждён Приказом ФНС России № ММВ-7-21/[email protected] от 12.11.2019. Он вступает в силу с 3 февраля 2021 года.
Вычет по налогу на имущество физлиц
1. Общие правила
Вычет по налогу на имущество физических лиц – это уменьшение на определённую величину кадастровой стоимости следующих объектов (пункты 3–5 статьи 403 НК РФ):
- квартира и часть жилого дома: на кадастровую стоимость 20 м2
- на кадастровую стоимость 10 м2
- на кадастровую стоимость 50 м2
2. Дополнительный вычет по налогу на недвижимость многодетных семей
На лиц с тремя и более несовершеннолетними детьми будут распространяться как правила, приведенные выше, так и новые правила уменьшения облагаемой базы. Последние вступят в силу 15 апреля 2020 года (часть 6.1 статьи 3 федерального закона № 63-ФЗ).
Дополнительные вычеты
Дополнительно будет уменьшена налогооблагаемая база по следующим объектам:
- комната, квартира и часть квартиры на кадастровую стоимость 5 м2 в расчёте на каждого несовершеннолетнего ребенка
- на кадастровую стоимость 7 м2 в расчёте на каждого ребёнка
Порядок получения вычета
Все категории льготников могут получить налоговый вычет только для одного из объектов каждого вида (пункт 6.1 статьи 403 НК РФ):
- квартиры
- части квартиры
- комнаты
- жилого дома
- части жилого дома
Это значит, что если гражданин владеет, например, 1 квартирой и 3 комнатами, то для получения вычета по налогу нужно указать:
- или только квартиру
- или одну комнату
Налоговый вычет предоставляется за периоды, начиная с 2021 года (часть 6 статьи 3 федерального закона № 63-ФЗ).
Порядок уплаты земельного налога
Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления. Оно вместе с квитанцией направляется ИФНС по адресу места жительства налогоплательщика.
Необходимости в самостоятельном расчёте земельного налога нет. Сумму налога будет рассчитывать налоговая инспекция (пункт 4 статьи 391 НК РФ).
Платёжный документ содержит:
- реквизиты для оплаты
- точную сумму налога
В случае, когда расчёт произведен с ошибками, налогоплательщик не несёт никакой административной ответственности. В этом случае нужно уточнить кадастровую стоимость земельного участка. Информация о ней содержится в выписке из ЕГРН, которую можно получить в Росреестре или МФЦ.
Если в налоговом уведомлении обнаружены неточности или недостоверная информация, необходимо отправить в ИФНС заявление с указанием в нём допущенных ошибок:
- недостоверная информация: об объекте налогообложения
- о самом налогоплательщике
Заявление пишется на бланке. Искать его не придётся, так как он оправляется налоговой вместе с уведомлением.
После проверки и подтверждения сведений, указанных в заявлении, ИФНС:
- выполнит перерасчёт суммы налога
- направит новое уведомление в адрес налогоплательщика
Неполучения налогового уведомления ФНС
В случае, когда обладатель недвижимости не получил уведомления об уплате земельного или имущественного налогов за период владения участком или объектом недвижимости, необходимо:
- проявить инициативу
- самостоятельно сообщить налоговому органу о наличии недвижимости: это обязанность, установленная законом (пункт 2.1 статьи 23 НК РФ)
Налоговый орган можно выбрать по своему усмотрению. Сообщение представляется однократно. Срок подачи – до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).
Сообщение можно направить Почтой России или передать при личном обращении в налоговую инспекцию. Попасть на приём удобно по онлайн-записи, воспользовавшись этим сервисом.
Направить сообщение можно также с помощью онлайн-сервисов:
- «Личный кабинет налогоплательщика»
- «Обратиться в ФНС России»
Если в налоговом органе отсутствовали сведения об участке, расчёт платежа будет произведен за тот год, в котором было подано сообщение.
В случае, когда уведомление об уплате земельного или имущественного налога владелец не получил по иным причинам:
- неверно указан адрес налогоплательщика
- уведомление было утеряно на почте
налог будет начислен за все 3 года.
За непредоставление сообщения о неполучении уведомления и сведений об объекте в установленный срок собственник будет привлечён к ответственности и оштрафован.
Размер штрафа составит 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту, по которому он не представил сообщение (пункт 3 статьи 129.1 НК РФ).
Срок уплаты земельного налога
Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговые уведомления в 2021 году за 2021 год налогоплательщики получат в период с апреля по сентябрь.
Для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов за 2021 год – не позднее 1 декабря 2020 года.
Нарушение сроков уплаты земельного налога повлечёт начисление пени на сумму недоимки за каждый календарный день просрочки. Размер пени –1/300 от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Налоговая инспекция может применить и другие меры:
- направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счёт заработной платы
- наложить на должника ограничение на выезд из РФ
Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.
Примечание
Местные власти сохраняют право назначить в регионе авансовые платежи Окончательная дата выплат за 2021 год при этом сдвигается, но не ранее, чем на 1 февраля 2021 года.
Полезные online сервисы
- Расчёт земельного налога и налога на имущество физических лиц – налоговый калькулятор
- Информация об установленных льготах по земельному налогу – эта страница сайта налоговой службы
- Кадастровая стоимость земельного участка:
- официальный сайт Росреестра
- публичная кадастровая карта – ПКК
- Запись на приём в налоговую инспекцию через онлайн-сервис
- Налоговая задолженность – сайт Госуслуги
- Оплата земельного налога – сервис ФНС
- Сведения о должниках, дела которых находятся в исполнительном производстве – сайт федеральной службы судебных приставов (ФССП России)
Полезная информация
- Ознакомиться с особенностями с/х угодий, понятием о балле бонитета, режимом использования таких земель можно здесь
- С положениями грядущей «гаражной амнистии» 2021 – 2026 можно ознакомиться здесь
- Предоставление публичных земельных участков из земель с/х назначения для фермерства и ведения ЛПХ – здесь
- О новом подходе к комплексному развитию территорий поселений (КРТ) и достижению жилищного комфорта граждан – читать здесь
- «Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности – читать здесь
- Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
- Что такое обременение земельного участка можно узнать здесь
- Риски от установления красных линий на земельном участке – здесь
- Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь
- О порядке включения участков в границы населённых пунктов – читайте здесь
Как уменьшить налог на землю для юридического лица?
При изменении кадастровой стоимости земли в течение календарного периода организация вправе уменьшить налог. Однако, будет принята во внимание причина снижения стоимости, которую необходимо документально разъяснить органам ИФНС.
Причина 1. Снижение стоимости произошло по судебному решению
Снизить налог возможно только после того, как решение будет вынесено, вступит в законную силу и информация будет внесена в ЕГРН. Тогда организация сможет пересчитать сбор с начала года по основаниям аб.6 п.1 ст.391 НК, когда было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Прежде, чем подавать заявление в налоговую инспекцию, необходимо запросить выписку из ЕГРН и убедиться в том, что стоимость снижена.
Образец пояснения об изменении платежей по налогу на землю в результате снижения кадастровой стоимости земли по решению суда
Организация может снизить арендные платежи в случае, когда земля передана по договору аренды и земельный налог является компенсацией собственнику. При изменении стоимости участка снижается сумма сбора и дает право откорректировать размер арендной платы.
При этом перед обращением в суд за снижением кадастровой стоимости необходимо заручиться письменным согласием на это от собственника земли. Договор об аренде можно переподписать в новой редакции или составить дополнительное соглашение к текущему.
Причина 2. Обнаружены ошибки в ЕГРН и стоимость земли снижена после их исправления
К земельному участку могла применяться завышенная стоимость вследствие ошибок технического или иного характера. После их исправления и отражения в ЕГРН новых сведений организация вправе обратиться в налоговые органы с декларациями, уточняющими сумму налога за все периоды, когда действовала ошибочная стоимость земли. Эта норма закреплена абз.5 п.1 ст. 391 НК).
К декларациям следует приложить пояснения, а также копии выписок из ЕГРН. Налоговая инспекция в рамках межведомственного взаимодействия уточнит в Росреестре причины расхождений и сверит полученные данные с декларациями, представленными организацией.
При уменьшении авансовых платежей по земельному налогу инспекторы ИФНС вправе запросить у компании уточняющие документы. Согласно п.3 ст.88 НК организация обязана из представить в течение 5 рабочих дней либо исправить расхождения в тот же срок.
Образец пояснения об изменении платежей по налогу на землю в результате исправления ошибки
Причина 3. Стоимость земли изменилась по инициативе местной власти
При обнаружении недостоверных сведений территориальный орган власти вправе уточнить кадастровую оценку земли. Ее снижение дает возможность компании откорректировать земельный налог.
Здесь следует иметь на руках документ, содержащий дату действия новой оценочной стоимости. Только от нее возможно отталкиваться при подаче пояснения в налоговый орган. Снизить налог за предыдущие периоды организация сможет только при указании соответствующей даты.
Образец пояснения об изменении платежей по налогу на землю после изменения местными властям кадастровой стоимости
Как учесть авансы по земельному налогу
В бухучете расчеты по земельному налогу отражайте на счете 68, к которому откройте субсчет «Расчеты по земельному налогу».
Чтобы начислить земельный налог и аванс по нему, делают проводку:
ДЕБЕТ 20 (25, 26, 44…) КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»
– начислен земельный налог (авансовый платеж по нему).
Если земельный участок предоставляется в аренду (и это не является предметом деятельности организации), налог учитывают как прочий расход:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»
– начислен земельный налог (авансовый платеж по нему).
При перечислении земельного налога и авансов по нему делают запись:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» КРЕДИТ 51
– перечислен в бюджет земельный налог (авансовый платеж по налогу).
При расчете налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по нему) включите в состав прочих расходов. При методе начисления сделать это нужно в том периоде, за который налог или авансы по нему рассчитаны. При кассовом методе платежи учитывают в периоде их фактического перечисления. Так предусмотрено подпунктом 7 пункта 1 статьи 272 и подпунктом 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.
Организации на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» также могут учесть земельный налог и авансы по нему при расчете налоговой базы. Учесть затраты можно в том периоде, когда земельный налог или аванс по нему был фактически уплачен в бюджет (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Подтвердить затраты в виде начисленных сумм налога или авансов по нему можно первичными документами, оформленными согласно действующему законодательству. Например, это может быть справка бухгалтера. Об этом сказано в письме ФНС России от 09.06.2011 № ЕД-4-3/9163. Хоть это письмо адресовано плательщикам налога на прибыль, оно актуально в том числе и для .
Что касается «упрощенцев» с объектом «доходы», то они при расчете упрощенного налога сумму уплаченного земельного налога и авансов по нему не принимают во внимание.
Аналогичное по сути правило действует для плательщиков ЕНВД. Таковы требования пункта 3 статьи 346.21, статьи 346.29 и пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса РФ.
Налоговый консультант
Тамара Петрухина
Практическая бухгалтерия
Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями — максимум полезной и нужной информации на одном портале. Получите доступ >>
Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>
Сроки уплаты
Сумма земельного налога вносится организацией в бюджет в сроки, установленные нормативными актами территориальной власти, но не ранее даты представления декларации по годовым итогам. Сроки можно уточнить, обратившись к электронному сервису ФНС.
За 2021 год дата уплаты налога не может быть ранее 1 февраля 2021 года.
При попадании срока на нерабочий день он переносится на ближайший рабочий и перечисление земельного сбора в эту дату не станет ошибкой, влекущей применение штрафных санкций.
Если местными властями установлен поквартальный (авансовый) режим уплаты земельного налога, то порядок и сроки прописываются в соответствующих нормативных документах. Как правило, крайним сроком уплаты сбора устанавливается последний день месяца, идущего следом за отчетным кварталом.
Для примера рассмотрим сроки уплаты аванса, установленные Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74.
Период уплаты земельного налогаСрок уплаты налога для юр. лиц1 квартал 202030.04.20202 квартал 202031.07.20203 квартал 202031.10.2020за 2021 год03.02.2021
Чем грозит нарушение сроков уплаты?
Соблюдение сроков уплаты налогов является обязанностью организаций. В случае нарушения, когда юридическое лицо допустило просрочку платежа, налоговый орган вправе взыскать с него пени. Они начисляются в соответствии со статьей 75 НК за каждый календарный день, превышающий установленный срок.
По итогам года налоговая инспекция с нерадивой организации взыщет штраф по ст.122 НК, подлежащего к уплате в бюджет. Размер его составляет:
- 20% от суммы налога при неумышленном ошибке;
- 40% от суммы налога при умышленном ошибке.
Как субъектам предпринимательской деятельности рассчитать земельный налог
Простым гражданам и физическим лицам – индивидуальным предпринимателям можно не переживать по поводу правильности и полноты начисления и уплаты налога на землю. Это обусловлено тем, что все исчисления за них выполнит контролирующий орган. По завершении отчетного года из налоговой службы на домашний адрес физических лиц будут по почте (заказными письмами) направлены уведомления, в которых указана сумма налога к уплате и стоит граничная дата проведения платежных операций.
Если в процессе исчисления налоговых обязательств были допущены ошибки, то в этом случае вся ответственность будет возложена на налоговиков.
Что касается коммерческих организаций, то они все расчеты проводят самостоятельно и за их достоверность несут ответственность в соответствии с Федеральным законодательством России. Если в процессе камеральной, комплексной, встречной или внеплановой проверки сотрудники контролирующих органов выявят недоплату в бюджет, то к нарушителям земельного законодательства будут применены штрафные санкции и пени.