Обязанность налоговых агентов – правильно исчислить и своевременно уплатить НДФЛ в бюджет

Понятие налоговых агентов

Наравне с налогоплательщиками НК Российской Федерации выделяют понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются личности, уполномоченные вычислять, удерживать и оплачивать в госбюджет необходимую сумму налогов по НДФЛ за налогоплательщиков.

Следует сосредоточить внимание на том, что предприятие, выполняющее функции налогового агента, обладает обязательством удерживать налоги по НДФЛ только лишь у персон, являющихся налогоплательщиками, и перечислению их в госбюджет.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

Читайте также:  Как вернуть НДС физическим и юридическим лицам

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Нарушен порядок перечисления НДФЛ

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ организации обязаны уплачивать налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения своих обособленных подразделений. За ошибки в такой ситуации налоговые инспекции иногда привлекают к ответственности по ст. 123 НК РФ.

Судьи ФАС МО рассмотрели жалобу налоговой инспекции, по мнению которой неперечисление НДФЛ в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица образует состав налогового правонарушения, квалифицируемого по ст. 123 НК РФ. То есть образовалась переплата у головного подразделения и неуплата налога за обособленное подразделение.

Суд уточнил, что Налоговый кодекс не предусматривает ответственность за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Поскольку организацией налог был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, ст. 123 НК РФ не применяется (Постановление от 26.10.2006 N КА-А41/10532-06).

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами признаются по 3 налогам — НДФЛ, НДС и налогу на доход.

При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.

Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:

  • арендует муниципальную либо государственную собственность у органов власти;
  • получает у зарубежного лица, который не состоит на учете в налоговых органах России, товары, местом реализации каких является территория России.

Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:

  • при выплате дивидендов;
  • при выплате прибыли зарубежной компании, не обладающей постоянным представителем в Российской Федерации.

К участникам отношений, контролируемых законом, причислены в том числе компании и физические лица, признаваемые в соответствии с законом налоговыми представителями.

Налоговыми агентами имеют все шансы являться физические личности и компании, на каких возложены прямые обязательства по исчислению, удержанию и перечислению отдельных налогов в госбюджет России.

Употребительно же к налогу на доход установлено, что в случае если налогоплательщиком считается зарубежное предприятие, получающее прибыли от источников в России, не сопряженные с ее постоянным представительством в России, в таком случае обязательство по определению суммы налога, удержанию данной суммы из прибыли налогоплательщика и перечислению налога в госбюджет возлагается на российскую компанию либо зарубежную компанию, исполняющую деятельность в России посредством постоянного представительства, выплачивающих положенный доход налогоплательщику.

Налоговыми представителями по налогу на добавочную стоимость признаются органы, компании либо частные коммерсанты, уполномоченные проводить на территории России реализацию конфискованной собственности, собственности, реализуемой по заключению суда, закупленных ценностей, а кроме того ценностей, перешедших по праву наследования стране.

Кроме того учитывается то, что при предоставлении на территории России органами регионального самоуправления в аренду городской собственности налоговая база формируется как совокупность арендной платы с учетом налога налоговым представителем отдельно по любому оплаченному предмету собственности; в этом случае налоговыми представителями сознаются наниматели указанной собственности; на них возлагается обязательство по исчислению, удержанию из денег, уплачиваемых арендодателю, и уплате в госбюджет надлежащей суммы налога.

Читайте также:  Объект налогообложения и налоговая база при ЕНВД

Налоговые агенты обладают теми же полномочиями, что и налогоплательщики, в случае если другое не предвидено законом. Налоговые органы несут ответственность за ущербы, доставленные налоговым представителям по причине незаконных операций либо бездействия отмеченных организаций, а равно незаконных операций либо бездействия должностных лиц и иных их сотрудников при выполнении ими должностных обязательств.

Доход физическому лицу не начислен и не выплачен

Налог удерживается непосредственно из доходов работника при их фактической выплате за счет любых денежных средств, выплачиваемых организацией работнику. При этом она не вправе платить в бюджет налог за счет собственных средств. Рассмотрим возможность применения ст. 123 НК РФ, если НДФЛ не уплачен в бюджет в случаях, когда организация не начислила заработную плату своему работнику; начислила доход физическому лицу, но по каким-либо причинам его не выплатила; занизила заработную плату, исчисленную и выплаченную работнику.

Заработная плата не начислена. Согласно пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, в случаях непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Поэтому налоговые инспекции иногда, когда организация по каким-либо причинам в течение продолжительного времени не начисляла заработную плату сотрудникам, доначисляют «зарплатные» налоги, при этом привлекают налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ. Суды по-разному оценивают такую ситуацию.

Предлагаем ознакомиться: Налоговый вычет при ипотеке на строительство дома

Федеральный арбитражный суд МО рассмотрел жалобу налоговой инспекции, которая настаивала на привлечении организации к налоговой ответственности на основании того, что в соответствии с приказами граждане были приняты на должности генерального директора и главного бухгалтера, однако документы, свидетельствующие о выплате им заработной платы, об исчислении и уплате НДФЛ, ею не были представлены.

Федеральный арбитражный суд ПО поддержал налоговую инспекцию, которая применила ст. 123 НК РФ, выявив неначисление организацией за период с мая 2003 по август 2004 г. заработной платы директору, его заместителю по производству, главному бухгалтеру, его заместителю, с которыми были заключены трудовые договоры, при ведении организацией предпринимательской деятельности.

Суд установил, что в проверяемый налоговой инспекцией период (2003 — 2004 гг.) организация осуществляла предпринимательскую деятельность и данные лица в ней трудились, продолжая, например, подписывать документы в качестве должностных лиц. Суд посчитал, что налоговый орган на основании пп. 7 п. 1 ст.

Доход физическому лицу не выплачен. Имеется ли состав правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, в случае, когда физическому лицу был начислен доход, но не выплачен, зависит от причины невыплаты дохода (имела организация средства для выплаты или нет).

Для таких случаев в п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 сказано, что при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что указанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика. Из этого следует, что если налоговый агент не выплачивал дохода физическому лицу, то ему нечего удерживать и перечислять, поэтому ст. 123 НК РФ неприменима.

В то же время, если у организации были средства на выплату дохода физическому лицу, но она его не выплачивала, суды могут привлечь налогового агента к ответственности. Например, ФАС ЦО отметил, что общество производило выплаты физическим лицам и у него имелась реальная возможность исчислить, удержать и перечислить налог на доходы физических лиц в бюджет, однако этого не сделало.

Сумма дохода, исчисленная и выплаченная физическому лицу, занижена. В Постановлении от 17.01.2007 N Ф03-А73/06-2/5164 ФАС ДВО рассмотрел жалобу налоговой инспекции, по мнению которой организация в проверяемый период начислила и выплатила работникам заработную плату ниже установленного прожиточного минимума и ниже заработной платы, заложенной в сметах на выполнение строительных работ, занизив подлежащий уплате в бюджет НДФЛ.

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;

Читайте также:  Как составить письмо о применяемой системе налогообложения

2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;

3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;

4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.

Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом. Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением. В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.

Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.

В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.

Несвоевременная уплата в бюджет НДФЛ, удержанного из доходов физического лица

Пунктом 6 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Налоговые агенты не всегда успевают уложиться в данные сроки. Налоговый кодекс не разъясняет, что понимается под неправомерным неперечислением (неполным перечислением) НДФЛ налоговым агентом и когда можно говорить о данном налоговом правонарушении. По нашему мнению, под неправомерным неперечислением понимается неуплата налога, поэтому в случае несвоевременной уплаты НДФЛ налоговым агентом ст.

123 НК РФ не применяется. Налоговые органы придерживаются иного мнения: налоговый агент, удержавший у налогоплательщика налог на доходы физических лиц, но не перечисливший суммы такого налога в установленный НК РФ срок, подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст.

Если ст. 123 НК РФ не применяется… Судьи ФАС СЗО рассмотрели ситуацию, когда налоговый агент уплатил сумму НДФЛ после назначения проверки, но до вынесения решения налогового органа. Налоговая инспекция руководствовалась п. 4 ст. 81 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщик освобождается от ответственности, если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации сделано до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 81 НК РФ, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Суд не согласился с этим, указав, что организация выступала в качестве налогового агента, а не налогоплательщика и расширять сферу действия норм о налоговой ответственности, используя п. 4 ст. 81 НК РФ, в процессе правоприменительной практики нельзя. Кроме этого, согласно п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.

2001 N 5 при применении положений п. п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ необходимо исходить из того, что речь идет об ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и ст. 122 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога» (Постановление от 05.04.

Федеральный арбитражный суд СКО внес уточнения, которые помогут разобраться в данном вопросе. Организация в ходе налоговой проверки до принятия решения налоговым органом перечислила в бюджет задолженность по НДФЛ. Суд указал, что, если налоговые платежи перечислены, но несвоевременно, ст. 123 НК РФ не применяется.

Он разграничил понятия «неисполнение обязанности» (в этом случае возможно применение ст. 123 НК РФ) и «несвоевременное исполнение обязанности». Под неисполнением обязанности понимается невыполнение возложенной обязанности в полном объеме, то есть налог не перечислен. Под несвоевременным исполнением обязанности понимается ее исполнение с нарушением установленного срока.

Руководствуясь этим, суд отметил, что положения налогового законодательства не подлежат расширительному толкованию, поэтому нормы ст. 123 НК РФ недопустимо распространять на случаи несвоевременного перечисления суммы налога (Постановление от 28.11.2006 N Ф08-6021/2006-2504А). Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС ЦО от 18.12.2006 N А35-272/64-С15.

Предлагаем ознакомиться: Условия увольнения по соглашению сторон в 2021 году

В случае применения ст. 123 НК РФ… С другой стороны рассмотрел вопрос ФАС ПО. Налоговый агент за декабрь 2004 г. уплатил в бюджет удержанный налог с нарушением установленного законодательством срока, но до начала выездной налоговой проверки. Суд указал, что в его действиях был состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ.

В то же время в силу положений гл. 3, 14, 15 НК РФ налоговые агенты при привлечении к налоговой ответственности пользуются теми же правами, что и налогоплательщики, поэтому на них по аналогии закона могут быть распространены положения Налогового кодекса об условиях освобождения от налоговой ответственности, предусмотренных ст. 81 НК РФ.

Иногда налоговые агенты, выплатив доход физическим лицам, по каким-либо причинам не удерживают НДФЛ: забывчивость, ошибки при применении налоговых вычетов, признание доходов освобождаемыми от налогообложения, выплата дохода в натуральной форме. В результате доход физическому лицу выплачен, а НДФЛ в бюджет не уплачен или уплачен не полностью.

Если организация недоплатила НДФЛ в бюджет с доходов, выплаченных физическим лицам, она может быть привлечена к ответственности по ст. 123 НК РФ. Но как быть, если у нее нет задолженности перед бюджетом по данному налогу, то есть на момент уплаты налога у нее была переплата? По нашему мнению, ст. 123 НК РФ применяется в случае неправомерного неперечисления налога, о чем можно сказать только тогда, когда у налогового агента есть задолженность перед бюджетом, в противном случае считается, что налог перечислен полностью, просто часть его была уплачена авансом.

В Постановлении Пленума ВАС РФ N 5 даны аналогичные разъяснения в отношении того, что понимать под неуплатой и неполной уплатой в бюджет сумм налога. Хотя разъяснения относятся к ст. 122 НК РФ, предусматривающей ответственность налогоплательщика за неуплату, неполную уплату сумм налога, их можно использовать и для случая неуплаты, неполной уплаты НДФЛ налоговым агентом в бюджет. В п.

42 Постановления сказано, что, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты конкретного налога.

Налоговые инспекции все же привлекают налоговых агентов к ответственности, но суды не разделяют их позицию (см., например, Постановления ФАС МО от 16.01.2007 N КА-А40/13348-06, ФАС ПО от 13.02.2007 N А55-8822/2006).

В.В.Никитин

Читайте также:  Налог для самозанятых в 2021 году: кому подходит и сколько платить

Редактор

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

Автор статьи

Ошибочное занижение налогооблагаемой базы

Если налоговый агент не уплатил НДФЛ в бюджет ввиду того, что занизил налогооблагаемую базу, завысил налоговые вычеты, не должна применяться ст. 123 НК РФ, так как в таких случаях неуплаченный налог не был удержан из доходов физических лиц. Суды по-разному рассматривают такие споры.

Судьи ФАС ЦО рассмотрели жалобу налоговой инспекции, выявившей, что организация при выплате доходов физическим лицам необоснованно предоставляла стандартные налоговые вычеты, в результате чего не был начислен, удержан и перечислен в бюджет НДФЛ. Суд указал, что в данной ситуации организация не обязана была доплатить в бюджет НДФЛ, соответственно, неприменима ст. 123 НК РФ (Постановление от 20.09.2006 N А62-763/2006).

Федеральный арбитражный суд ЗСО поддержал налоговую инспекцию. Он рассмотрел ситуацию, когда организация не представила документы, подтверждающие факт приобретения справочной литературы и осуществления командировочных расходов сотрудником, которому была выдана денежная сумма. Суд указал, что, поскольку никаких предусмотренных законом доказательств она не представила, а факт получения сотрудником денежных средств подтверждается расходными кассовыми ордерами, налоговая инспекция правомерно взыскала с налогового агента суммы НДФЛ, пени и штраф по ст. 123 НК РФ (Постановление от 27.04.2007 N А56-27875/2005).

Добавить комментарий

Adblock
detector