- Суть и роль должностной инструкции
- Заполнение формы
- Зачем нужна подпись работника
- Как составляют и хранят лист ознакомления
- Можно ли уволить сотрудника за отказ подписать должностную инструкцию
- Как оформляется лист ознакомления с должностной инструкцией
- Как составить лист
- Как сотрудник может быть ознакомлен с должностной инструкцией: лист и журнал ознакомления
- Как оформить лист
- Как оформить
- Образцы
- Правила составления
Суть и роль должностной инструкции
Должностные инструкции работников не входят в пакет обязательных локальных документов предприятия.
Тем не менее, очень часто в трудовых договорах можно встретить формулировку «согласно должностной инструкции», из чего следует, что большинство организаций все же предпочитают разрабатывать данные документы. Должностная инструкция — это удобно: не нужно перечислять функционал работника (часто довольно объемный) непосредственно в трудовом договоре, достаточно сделать в нем ссылку на отдельную инструкцию, которая является своего рода приложением к нему.
Составляется и утверждается должностная инструкция очень просто: под каждую конкретную должность формируется свод функций, прав, полномочий и условий труда.
Работают над документом обычно юрисконсульт, руководитель структурного подразделения и специалист по кадрам – эта связка позволяет учесть все нюансы внутреннего производственного процесса и тонкости законодательства.
После того, как должностная инструкция будет написана, она передается на подпись директору компании, который затем отдельным приказом вводит ее в действие.
Читайте также: Соглашение с Пенсионным Фондом об электронном документообороте
Каждый сотрудник должен ознакомиться с касающейся его лично должностной инструкцией под роспись.
Заполнение формы
Утвержденной законодательно формы листа ознакомления с ДИ не существует. На нашем сайте имеются бланк и образец листа ознакомления с должностной инструкцией, которые можно скачать и использовать для своих нужд.
Структура листа ознакомления, как правило, включает в себя:
- «шапку», в которой указано название организации, название должностной инструкции и ее номер и, если лист ознакомления является приложением к трудовому договору, реквизиты самого трудового договора;
- ФИО, должность, структурное подразделение работника;
- дата доведения должностной инструкции до сведения работника (проставляется самим работником при ознакомлении). Также возможно собственноручное проставление надписи «ознакомлен»;
- подпись работника.
Зачем нужна подпись работника
Сотрудник предприятия не просто должен прочесть должностную инструкцию и усвоить основные ее моменты, но и поставить свою подпись в специальном документе: листе ознакомления с должностной инструкцией.
Его автограф будет свидетельствовать о том, что он согласен с изложенной информацией и готов исполнять свои рабочие обязанности в том объеме, в котором они прописаны в документе.
Таким образом, роль листа довольно понятна: он не только фиксирует факт прочтения инструкции, но и, в случае возникновения каких-либо спорных и конфликтных ситуаций между работодателем и подчиненным, может стать доказательством в трудовой инспекции или судебной инстанции, причем как с одной, так и с другой стороны.
Как составляют и хранят лист ознакомления
Содержание и формат листа ознакомления работодатель определяет самостоятельно. Как правило, он содержит название: «Лист ознакомления с должностной инструкцией» и таблицу со следующими столбцами:
- порядковый номер записи;
- ФИО сотрудника;
- его должность;
- реквизиты должностной инструкции, с которой происходит ознакомление;
- дата ознакомления;
- подпись сотрудника.
Образец листа ознакомления можно скачать по ссылке: Лист ознакомления с должностной инструкцией (образец).
Если организация небольшая и должностных инструкций и сотрудников немного делают специальный журнал. Образец журнала ознакомления с ДИ доступен для скачивания по ссылке: Журнал ознакомления с должностными инструкциями (образец).
Срок хранения листа ознакомления не установлен. Рекомендуем установить его на уровне предприятия и сделать равным сроку хранения самой ДИ. Должностные инструкции, созданные после 01.01.2003 должны храниться в течение 50 лет. Типовые ДИ – постоянно и еще 3 года после замены новыми (п.п. 442, 443 приказа Росархива от 20.12.2019 N 236).
Можно ли уволить сотрудника за отказ подписать должностную инструкцию
В современной российской практике случались ситуации, когда при вводе должностных инструкций на предприятии некоторые работники отказывались их подписывать, из-за чего просто-напросто увольнялись по инициативе руководства. Работодатель ссылался при этом на законодательство РФ.
В частности одна из норм Трудового Кодекса гласит, что он имеет право уволить сотрудника вследствие отказа того работать «в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора». При разбирательствах в суде, выяснилось, что отказ от подписания должностной инструкции под данную статью не подпадает.
Таким образом, уволить за это никто не имеет права и даже если такой прецедент произойдет, суд без лишних проволочек восстановит сотрудника в должности.
Как оформляется лист ознакомления с должностной инструкцией
Рассматриваемый документ не считается самостоятельным. Скорее, это дополнение к принятому локальному акту. Порядок составления не регулируется законодательством, поэтому этот вопрос работодатель должен решить самостоятельно.
Обычно образец листа ознакомления с инструкцией закреплён в положении о делопроизводстве, где описаны требования к оформлению всех документов компании (необходимость использования фирменного бланка, особого шрифта, стиля написания и т.д.).
Читайте также: Новые счета‑фактуры, декларации и регистры по НДС
Основные элементы листа:
-
Название инструкции, с которой знакомятся работники. Пункт должен содержать регистрационный номер и дату утверждения. - Ф.И.О. сотрудников, желательно без сокращений.
- Должность или профессия с указанием разряда.
- «С должностной инструкцией ознакомлен» – фраза, которая пишется от руки, рядом с подписью.
- Дату, когда работник прочёл ДИ.
- Личная подпись.
Стоит отметить, что автограф работник должен поставить самостоятельно. Не допускается, чтобы это сделал коллега по цеху или сам кадровый инспектор. В случае нештатной ситуации, конфликта с работником, такие действия могут иметь негативные последствия.
Фальсификация личной подписи считается уголовно наказуемым действием согласно ст. 327 УК РФ.
Процедура доведения стартует сразу после принятия в штат нового сотрудника. Кадровому инспектору не стоит откладывать этот процесс.
Если работников много, допускается использовать дополнительные листы. Каждый из них нужно пронумеровать и в правом верхнем углу указать ссылку на первоначальную страницу. Для понимания того, кто доводил инструкцию, ЛПА может предусматривать проставление соответствующей информации в конце документа. При наличии такого требования инспектор пишет свою должность, подпись, фамилию и инициалы.
Как составить лист
С 2013 года практически все унифицированные формы первичных кадровых и бухгалтерских документов отменены, поэтому лист составляется в произвольном виде или по внутреннему шаблону организации. Единственное, что нужно учесть: при формировании бланка необходимо соблюдать определенную структуру документа и правила русского языка.
В «шапке» листа следует обозначить название предприятия и суть документа. Далее удобно сделать таблицу, в которую нужно внести следующие данные:
- порядковый номер работника;
- его должность;
- дата и номер приказа о приеме на работу;
- дата и подпись об ознакомлении с должностной инструкцией.
При необходимости сюда можно добавить и другие столбики.
Если сотрудников в организации работает много, то может потребоваться несколько листов. Все их нужно скрепить (можно при помощи степлера, но лучше суровой нитью) и пронумеровать.
Следует отметить, что лист может составляться под конкретную должностную инструкцию (например, если по одной и той же специальности работает несколько человек) или под группу сотрудников (например, если предприятие небольшое и все работники имеют разные специальности).
Как сотрудник может быть ознакомлен с должностной инструкцией: лист и журнал ознакомления
Важная обязанность работодателя является – предоставление сотруднику на ознакомление внутренних документов организации, которые имеют прямое отношение к трудовым функциям последнего (ст. 68 Трудового кодекса РФ, далее — ТК РФ).
Должностная инструкция (далее — ДИ) как один из локальных актов работодателя также должна быть изучена сотрудником с целью понимания и соблюдения указанных в ДИ требований к должности, своих прав, обязанностей и ответственности.
Подробнее об оформлении должностной инструкции рассказывается в статье Обязательна ли должностная инструкция в организации?
Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту Подробнее
Читайте также: Дополняющая форма СЗВ-М — заполнить и сдать без штрафа
Факт прочтения сотрудником документов подтверждается его собственноручной подписью. Виза ознакомления состоит из фразы «С должностной инструкцией ознакомлен» и следующей информации:
- наименования должности;
- собственноручной подписи;
- Ф. И. О.;
- даты прочтения.
Важно! Подтвердить ознакомление с ДИ в электронном виде могут только дистанционные работники и только при помощи усиленной электронной подписи. В дальнейшем работодатель и работник должны обменяться по почте оригиналами документов (абз. 4 ст. 312.1 ТК РФ). Остальные работники должны расписываться собственноручно.
Обратите внимание! Виза ознакомления с ДИ может быть проставлена как на печатной версии, так и на отдельном документе — листе или журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Как оформить лист
Документ обычно составляется в единственном экземпляре, на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке компании. Заполнять его можно от руки или в печатном виде, главное, чтобы автографы в нем были «живые» и подлинные.
Заверять бланк при помощи печати строгой необходимости нет, потому что с 2021 года предприятия и организации освобождены от обязанности визировать свою документацию при помощи штемпельных изделий (если только эта норма не закреплена во внутренних локальных актах фирмы).
После создания лист надо завизировать в журнале учета внутренних документов.
Как оформить
Конкретных требований нет, допускается использовать бланки, утвержденные для государственных органов. При составлении рекомендуется соблюдать структуру документа и правила русского языка.
Рекомендуемые реквизиты:
- наименование организации вверху по центру либо указание на тот факт, что документ является приложением к правилам внутреннего трудового распорядка или иному положению;
- наименование документа ниже по центру;
- таблица с пятью графами, в которых указываются порядковый номер, фамилия, имя и отчество работника, должность, дата приказа о приеме на работу или назначении на должность, дата прочтения и подпись.
Если сотрудников в организации много, документ допускается формировать для определенной должности или группы работников, подразделения и т. д. Рекомендуется предусмотреть достаточное количество строк для большого числа сотрудников и подшивать заполненные бланки в журнал.
Образцы
Шаблон:
Образец заполнения листа ознакомления с должностной инструкцией:
Общество с ограниченной ответственностью «Clubtk.ru»
Лист ознакомления
С должностной инструкцией ознакомлен:
Смирнова Валентина Федоровна Главный бухгалтер 11.01.2020 №1-ди 11.01.2020 Смирнова 2 Иванов Иван Иванович Начальник отдела кадров 12.01.2020 №2-ди 12.01.2020 Иванов
Правила составления
Для формирования листа не существует унифицированной формы, так что разрабатывать его доступно в соответствии с требованиями организации и учетом особенности ее работы.
Составление ознакомительной бумаги должно быть примерно следующим:
- В шапке листа обозначается: название организации, название документа, основание – номер и дата приказа о назначении на должность.
- Далее для удобства пользования составляется таблица, в которую вносится: порядковый номер сотрудника, его ФИО, должность, подразделение, в котором он трудится, дата ознакомления с должностной инструкцией, подпись.
При необходимости доступно добавить столбец с примечаниями.
Формируется документ:
- на стандартном листе А4 или на фирменном бланке предприятия с логотипом;
- составить доступно на компьютере или от руки;
- его можно отметить штампом, но это не обязательно особенно после 2021 года, когда были внесены изменения, опускающие применение штампа;
- после формирования документ следует завизировать в журнале учета внутренних документов.
Главное требование – наличие подлинных автографов каждого члена коллектива.
Составлять лист ознакомления и получать подписи от подопечных обязан назначенный соответствующим указом работодателя сотрудник, обычно это секретарь, специалист отдела кадров или юрист.